Финансирования дефицитов бюджетов российской федерации
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицитов бюджетов.
Для классификации источников финансирования дефицитов бюджетов также используется 20-значный код (табл. 3).
Таблица 3 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации | |||||||
1 2 3 | 5 6 | 7 8 | 9 10 11 | 12 13 | 14 15 16 17 | 18 19 20 | |
Как видно из табл. 3, структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представлена в виде трех составляющих частей:
1. Администратор.
2. Вид источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.
3. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.
Код администраторавключает три знака и заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом должна быть обязательна обеспечена идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФвключает 14 знаков и подразделяется на группу (2 знака), подгруп-
88
пу (2 знака), статью (2 знака), подстатью (2 знака), элемент (2 знака) и программу (4 знака). В рамках данного кода предусмотрены следующие группы и подгруппы (табл. 4).
Таблица 4
Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Код группы | Группы | Подгруппы |
Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах | Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ; Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте | |
Кредитные соглашение и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, годарственных внебюджетных фондов | Кредитные соглашения и договоры, указанные в валюте РФ; Кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте | |
Прочие источники финансирования дефицитов бюджетов | Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; Прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов | |
Исполнение государственных и муниципальных гарантий | Исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте РФ, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство; Исполнение государственных и муниципальных гарантий в иностранной валюте, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство | |
Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности | Подгрупп не имеет | |
Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности | Земельные участки до разграничения государственной собственности на землю; Земельные участки после разграничения государственной собственности на землю; Иные земельные участки, находящиеся в государственной собственности |
Продолжение табл. 4
Код группы | Группы | Подгруппы |
Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней | Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке | |
Остатки средств бюджетов | Остатки финансовых резервов бюджетов; Прочие остатки средств бюджетов. | |
Курсовая разница | Подгрупп не имеет |
Статьи и подстатьи видов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляют собой дальнейшую детализацию подгрупп.
Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов РФ отражает принадлежность источника финансирования бюджета соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ.
Выделяют следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:
1 — федеральные бюджет;
2 — бюджет субъекта РФ;
3 — местный бюджет;
6 — Пенсионный фонд РФ;
7 — Фонд социального страхования РФ;
8 — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
9 — территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В рамках классификации программ (подпрограмм) источников финансирования дефицитов бюджетов законодательным актом РФ, законодательными актами субъектов РФ или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения ответствующих бюджетов.
Экономическая классификацияисточников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой классификацию источников финансирования дефицитов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления.
Общая характеристика источников финансирования дефицитов бюджетов РФ конкретизируется в классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
4.4.1. Классификация источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Администратор источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с табл. 4, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает соответствующие группы и подгруппы. Так, по группе «Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, а также погашение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ.
По группе «Кредитные соглашения и договоры, заключаемые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств, полученных по кредитным соглашениям и договорам, а также операции по погашению кредитов по кредитным соглашениям и договорам, указанным в валюте РФ.
В подгруппе «Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» отражается привлечение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, государственными социальными внебюджетными фондами прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также погашение обязательств за счет указанных источников. В частности, предусматривается компенсация гражданам по вкладам в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам)
в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. и др.
В фуппе «Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» отражаются поступления от продажи или приобретение акций, долей, паев находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.п.).
Группа «Остатки средств бюджетов» отражает изменение остатков средств в течение соответствующего финансового года. Уменьшение — со знаком «+» или увеличение — со знаком «-» остатков средств бюджетов, а также остатков средств государственных социальных внебюджетных фондов.
4.4.2. Классификация источников внешнего
финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджета и бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией;
• кредиты международных финансовых организаций.
Администратористочников внешнего финансирования дефи
цитов бюджетов — это орган государственной власти, имеющий
право в соответствии с законодательством РФ осуществлять го
сударственные внешние заимствования, заключать кредитные
соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте для
привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии,
указанные в иностранной валюте.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отражает:
1. Поступление средств от реализации внешних облигационных займов Российской Федерации, а также выпуск еврооблигаций
Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг. в ходе обмена коммерческой задолженности бывшего СССР и задолженности бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, а также выпуск облигаций государственного валютного займа 1999 г. в ходе новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии, поступление средств от реализации внешних облигационных займов субъектов РФ.
2. Погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам Российской Федерации (в том числе по еврооблигациям с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг.), по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигаций государственного валютного займа 1999 г., по внешним облигационным займам субъектов РФ.
3. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам международных финансовых организаций.
4. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также погашение основной суммы долга по связанным (нефинансовым) и несвязанным (финансовым) кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, по двусторонним межправительственным соглашениям о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР перед официальными иностранными кредиторами, являющимися членами Парижского клуба.
5. Получение Российской Федерацией кредитов и займов,
предоставленных иностранными банками и фирмами, получение
субъектами РФ кредитов иностранных коммерческих банков, а
также погашение основной суммы долга по кредитам иностранных
коммерческих банков и фирм, полученным Российской Феде
рацией, по задолженностям бывшего СССР Лондонскому клубу
кредиторов, коммерческой задолженности, задолженности перед
Международным банком экономического сотрудничества и перед
Международным инвестиционным банком, обмениваемым на ев
рооблигации с окончательными сроками погашения в 2030 г. по
решениям Правительства РФ.
6. Привлечение прочих источников внешнего финансирования
дефицитов бюджетов, а также погашение основной суммы долга
93
по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным в 1998—1999 гг. Минфин России за счет средств Центрального банка РФ, а также по кредитам в иностранной валюте, полученным РФ из прочих источников.
7. Погашение основной суммы долга по кредитам, полученным от правительств иностранных государств под гарантию Правительства РФ и предоставленным российским заемщикам на безвозвратной основе.