Финансирования дефицитов бюджетов российской федерации

Классификация источников финансирования дефицитов бюд­жетов РФ представляет собой группировку источников финанси­рования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицитов бюджетов.

Для классификации источников финансирования дефицитов бюджетов также используется 20-значный код (табл. 3).

Таблица 3 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

  Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации  
           
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Как видно из табл. 3, структура кода классификации источ­ников финансирования дефицитов бюджетов РФ представлена в виде трех составляющих частей:

1. Администратор.

2. Вид источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

3. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Код администраторавключает три знака и заполняется в соот­ветствии с перечнем главных распорядителей средств соответству­ющего бюджета. При этом должна быть обязательна обеспечена идентичность указанного признака по доходам бюджета и источ­никам финансирования дефицита бюджета.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФвключает 14 знаков и подразделяется на группу (2 знака), подгруп-

88

пу (2 знака), статью (2 знака), подстатью (2 знака), элемент (2 зна­ка) и программу (4 знака). В рамках данного кода предусмотрены следующие группы и подгруппы (табл. 4).

Таблица 4

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Код группы Группы Подгруппы
Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ; Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в иностран­ной валюте
Кредитные соглашение и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, годарственных внебюджетных фондов Кредитные соглашения и договоры, ука­занные в валюте РФ; Кредитные соглашения и договоры, ука­занные в иностранной валюте
Прочие источники финансирования дефицитов бюджетов Прочие источники внутреннего финанси­рования дефицитов бюджетов; Прочие источники внешнего финансиро­вания дефицитов бюджетов
Исполнение государственных и муниципальных гарантий Исполнение государственных и муници­пальных гарантий в валюте РФ, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требова­ний со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство; Исполнение государственных и муници­пальных гарантий в иностранной валюте, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требова­ний со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство
Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности Подгрупп не имеет
Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности Земельные участки до разграничения государственной собственности на землю; Земельные участки после разграничения государственной собственности на землю; Иные земельные участки, находящиеся в государственной собственности

Продолжение табл. 4



Код группы Группы Подгруппы
Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке
Остатки средств бюджетов Остатки финансовых резервов бюджетов; Прочие остатки средств бюджетов.
Курсовая разница Подгрупп не имеет

Статьи и подстатьи видов источников финансирования дефи­цитов бюджетов РФ представляют собой дальнейшую детализацию подгрупп.

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов РФ отражает принадлежность источника финансирования бюджета соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ.

Выделяют следующие коды элементов источника финансиро­вания дефицитов бюджетов:

1 — федеральные бюджет;

2 — бюджет субъекта РФ;

3 — местный бюджет;

6 — Пенсионный фонд РФ;

7 — Фонд социального страхования РФ;

8 — Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания;

9 — территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В рамках классификации программ (подпрограмм) источников финансирования дефицитов бюджетов законодательным актом РФ, законодательными актами субъектов РФ или решением му­ниципальных образований производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения ответствующих бюджетов.

Экономическая классификацияисточников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой классификацию источников финансирования дефицитов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государ­ственного управления.

Общая характеристика источников финансирования дефици­тов бюджетов РФ конкретизируется в классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

4.4.1. Классификация источников внутреннего

финансирования дефицитов бюджетов РФ

Классификация источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов РФ представляет собой группировку средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Администратор источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право осуществлять государ­ственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осу­ществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с табл. 4, классификация источников внутрен­него финансирования дефицитов бюджетов включает соответству­ющие группы и подгруппы. Так, по группе «Долговые обязатель­ства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государ­ственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, а также погашение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ.

По группе «Кредитные соглашения и договоры, заключаемые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, госу­дарственных внебюджетных фондов» отражаются поступления средств, полученных по кредитным соглашениям и договорам, а также операции по погашению кредитов по кредитным соглаше­ниям и договорам, указанным в валюте РФ.

В подгруппе «Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» отражается привлечение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, государственными соци­альными внебюджетными фондами прочих источников внутренне­го финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также погашение обязательств за счет указанных источников. В частности, преду­сматривается компенсация гражданам по вкладам в Сберегатель­ном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам)

в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. и др.

В фуппе «Акции и иные формы участия в капитале, находя­щиеся в государственной и муниципальной собственности» отра­жаются поступления от продажи или приобретение акций, долей, паев находящихся в государственной и муниципальной собствен­ности, а также в собственности государственных социальных вне­бюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.п.).

Группа «Остатки средств бюджетов» отражает изменение остат­ков средств в течение соответствующего финансового года. Умень­шение — со знаком «+» или увеличение — со знаком «-» остатков средств бюджетов, а также остатков средств государственных со­циальных внебюджетных фондов.

4.4.2. Классификация источников внешнего

финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

Классификация источников внешнего финансирования де­фицитов бюджета и бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источниками внешнего финансирования дефицитов соответ­ствующих бюджетов являются:

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией;

• кредиты международных финансовых организаций.
Администратористочников внешнего финансирования дефи­
цитов бюджетов — это орган государственной власти, имеющий
право в соответствии с законодательством РФ осуществлять го­
сударственные внешние заимствования, заключать кредитные
соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте для
привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии,
указанные в иностранной валюте.

Классификация источников внешнего финансирования дефици­тов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отражает:

1. Поступление средств от реализации внешних облигационных займов Российской Федерации, а также выпуск еврооблигаций

Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг. в ходе обмена коммерческой задолженности бывше­го СССР и задолженности бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, а также выпуск облигаций государствен­ного валютного займа 1999 г. в ходе новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии, поступление средств от реализации внешних облигационных займов субъектов РФ.

2. Погашение основной суммы долга по внешним облигаци­онным займам Российской Федерации (в том числе по еврообли­гациям с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 гг.), по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигаций государственного валютного займа 1999 г., по внешним облигационным займам субъектов РФ.

3. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинан­совых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинан­совым кредитам международных финансовых организаций.

4. Получение Российской Федерацией финансовых и нефинан­совых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также погашение основной суммы долга по связан­ным (нефинансовым) и несвязанным (финансовым) кредитам, по­лученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, по двусторонним межправительственным соглашениям о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР перед официальными иностранными кредиторами, являющимися чле­нами Парижского клуба.

5. Получение Российской Федерацией кредитов и займов,
предоставленных иностранными банками и фирмами, получение
субъектами РФ кредитов иностранных коммерческих банков, а
также погашение основной суммы долга по кредитам иностранных
коммерческих банков и фирм, полученным Российской Феде­
рацией, по задолженностям бывшего СССР Лондонскому клубу
кредиторов, коммерческой задолженности, задолженности перед
Международным банком экономического сотрудничества и перед
Международным инвестиционным банком, обмениваемым на ев­
рооблигации с окончательными сроками погашения в 2030 г. по
решениям Правительства РФ.

6. Привлечение прочих источников внешнего финансирования
дефицитов бюджетов, а также погашение основной суммы долга

93

по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным в 1998—1999 гг. Минфин России за счет средств Центрального банка РФ, а также по кредитам в иностранной валюте, полученным РФ из прочих источников.

7. Погашение основной суммы долга по кредитам, полученным от правительств иностранных государств под гарантию Прави­тельства РФ и предоставленным российским заемщикам на без­возвратной основе.

Наши рекомендации