Система показателей экономической эффективности инвестиций
«Во всем должна быть система – систематическая система, заметил старший писарь Ванек, скептически улыбаясь. Да, - небрежно обронил вольноопределяющийся – систематизированная систематическая система! »
Я.Гашек «Приключения бравого солдата Швейка»
Показатели эффективности инвестиций являются ключевым фактором при анализе бизнес – планов (инвестиционных проектов) и основным аргументом в принятии решений о их реализации. При этом часто приходится слышать вопрос о том, какой из показателей является главным: NPV, IRR, срок окупаемости или еще какой-либо?
На наш взгляд попытки выделить один из показателей в виде самого главного нерезультативны. Категория «экономическая эффективность инвестиций» это одна из ипостасей сложнейшей экономической категории «экономическая эффективность производства», обе они настолько глубоки и масштабны, что вряд ли их можно охарактеризовать всесторонне всего лишь одним показателем.
На наш взгляд, во-первых: показателей может быть множество; во-вторых: желательно, чтобы они (показатели) являлись не просто механическим набором, а образовывали систему.
Наука и практика используют целый ряд показателей эффективности инвестиций (еще больше показателей эффективности производства). Из них прежде всего выделяются рассмотренные выше NPV и IRR.
Действительно, оценка NPV проекта иногда сразу решает судьбу проекта: если NPV отрицательно, то проект экономически неэффективен. Казалось бы какие еще вопросы? Но дело в том, что, во-первых, величина NPV сильно зависит от выбора норматива приведения (эффективности). Можно представить, что некий ЛПР (лицо принимающее решение) необоснованно завышая свои альтернативные возможности закладывает в расчеты большое значение Е, получает отрицательную величину NPV, принимает решение не инвестировать в проект, и в результате проходит мимо возможности «заработать» деньги. Во-вторых, наличие положительного значения NPV хотя и говорит о том, то проект эффективен, однако, не показывает насколько высок этот уровень эффективности? Кроме того, размер NPV зависит и от выбора сроков действия (или сроков оценки) проекта; если в проекте сначала идут инвестиции, а потом доходы, то ясно, что каждый лишний год увеличивает величину доходов (хоть и дисконтированных) и, следовательно, величину NPV.
Таким образом, величина NPV проекта носит черты субъективной характеристики и поэтому не может полно объективно и всесторонне характеризовать эффективность проекта.
С другой стороны, IRR напротив не зависит от субъективных факторов (например, выбора Е), является «внутренней», объективной характеристикой бизнес-плана (инвестиционного проекта), но характеризует лишь относительный уровень эффективности инвестиций. IRR., например, очень информативен для инвестора, который дает заемные деньги в проект (например, банкир, кредитор), но участник проекта (инициатор, акционер) не видит сколько денег (доходов) в абсолютном выражении принесет реализация проекта в конкретные сроки времени.
Понимая это, нетрудно представить себе насколько информативны зато будут два эти показателя NPV и IRR в связке!
Если же к этой паре добавить еще срок окупаемости (РВ) информационная база для оценки экономической эффективности проекта будет, на наш взгляд, практически выстроена!
Конечно, для некоторых ЛПР определенный интерес может представлять и показатель рентабельности, рассчитанный в разных модификациях:
ИР =
или в виде
ИР = ;
где ИР – индекс рентабельности (index profitability);
Пt и ∑Пt – прибыль в период времени t, или сумма прибыли;
Кt и ∑Кt – инвестиции в период времени t или сумма инвестиций.
Заслуживает внимание и упомянутый выше показатель «max cash exposure» (МСЕ), который отражает наибольшую по размеру величину затрат и одновременно отмечает самый напряженный момент в реализации проекта с точки зрения его ликвидности.
Если остановить свой выбор на рассмотренных выше показателях, то следует отметить, что в совокупности они образуют определенную систему показателей эффективности инвестиций, а не являются просто механическим набором показателей. Не вдаваясь в теоретические споры о том, что такое система (а споры это продолжаются и в настоящее время) в качестве рабочего определения сформулируем следующее. Система показателей – это такое их множество, где все отдельные элементы связаны между собой единством содержания и цели и только в этой совокупности они приобретают такие свойства, которыми они не обладают по отдельности.
В таблице 1 мы предлагаем систему показателей эффективности инвестиций, которую сами с успехом использовали в практике разработки бизнес-планов.
Таблица 1 - Система показателей эффективности инвестиций.
Английское название | Русское название | Расчетная формула | Конкретные значения из примера 2 |
1. Net Present Value – NPV | Чистая приведенная на сегодня стоимость | - 81,7 тыс. USD при Е=10% + 35,2 тыс. USD при Е=5% + 200 тыс. USD при Е=0% | |
2. Internal Rate Return – IRR | Внутренняя норма прибыли (доходности) | Такое значение Е, при котором NPV=0 | 6,2 % годовых за период шесть лет |
3. Payback Period – PB | Срок возврата (окупаемости) инвестиций | Значение Т при котором NPV становится равным 0 | 5 лет 4 месяца (недисконтированный) |
4. Index Profitability – IP | Индекс рентабельности | или | USD прибыли на 1 USD инвестиций |
5. max cash exposure - mce | Max денежные затраты | -1000 тыс. USD на конец второго года |
Тема №9
«Типовой состав бизнес-плана; методики разработки»
1. Типовой состав бизнес-плана.
«Как говорил один цыган, а нам бы новый бизнес-план, чтоб деньги нам, а сроки им мы за ценой не постоим»
М. Танич группа «Лесоповал»
Организация любого бизнеса уникальна и носит, поэтому свои оригинальные черты. Вместе с ним, по мере развития рыночной экономики постепенно, эволюционно стали складываться некоторые общие универсальные требования, как к составу бизнес-планов, так и к их содержанию и методике оценки эффективности инвестиций. Унификация бизнес-планов позволяет всем его пользователям (инициаторам, кредиторам, акционерам, властям) лучше понимать друг - друга, т.е. в конечном счете, правильней и точнее оценивать бизнес – идею, повышая тем самым эффективность бизнеса в целом.
Обобщая имеющиеся в настоящее время наработки, в том числе и свой опыт, предлагаем типовой состав бизнес-плана в следующих разделах.
1. Резюме
2. Продукт (услуга)
3. Маркетинг
4. Организационный и юридический план
5. Строительный план
6. Производственный план
7. Финансовый план
Денежный поток инвестиций
Денежный поток продаж
Денежный поток текущих затрат
Денежный поток прибыли; источников возврата инвестиций.
Сводный план денежных потоков
Система показателей эффективности инвестиций
8. Социально-экономические последствия реализации проекта.
9. Анализ рисков чувствительности проекта
10. Финансовая стратегия проекта (бизнес - плана)
11. Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).
Остановимся здесь коротко на содержании разделов бизнес – плана.
1.1. Резюме.
Желательно содержание резюме изложить на одной машинописной странице; в этом случае если рассматривать бизнес – план как «визитную» карточку Вашего бизнеса, то «резюме» будем выступать как «визитная карточка» самого бизнес – плана.
В «Резюме» следует указать, является проект коммерческим или некоммерческим, цели проекта (у коммерческого проекта цель – извлечение прибыли, распределяемой в интересах участников проекта). Далее обозначается бизнес – идея и продукт (услуга), посредством производства и реализации, которых будет извлекаться прибыль. Бизнес – идея очень цениться в деловом мире. Недаром еще О.Бендер заявлял: «Бензин Ваш – идеи наши!» - и действительно имея идею (автопробел) он спокойно получал бензин! Далее приводится общий размер инвестиций, объем реализации продукции (например, за год), чистой прибыли и показатели экономической эффективности инвестиций (NPV, IRR, срок окупаемости и другие).
«Резюме» это не просто раздел бизнес-план; оно может рассматриваться и как самостоятельный документ. Например, на первом этапе продвижения проекта заинтересованным сторонам можно предоставлять для ознакомления не весь бизнес – план, а именно одно лишь «Резюме».
1.2. Продукт (услуга).
«Когда я беру деньги, я люблю оставлять в руках моего покупателя какой-нибудь осязательный предмет, чтобы он любовался им и не слишком следил, в какую сторону я смываюсь»
О.Генри «Совесть в искусстве»
Продукт (услуга) являются ключевым звеном бизнеса. Чтобы заработать деньги (прибыль) надо все же «что-то» произвести и продать как товар.
За термином «продукт» выступает некий материальный результат производства (пиломатериалы, целлюлоза, мебель, колбаса, пирожки и другое). Термин «услуга» используется для обозначения нематериального товара (знания, советы, действия и т.д.). Как говорят в шутку: «услуга» это товар, который можно продать и купить, но нельзя уронить на ногу».
Описание товара или услуги в бизнес-плане, на наш взгляд, должно осуществляться с учетом двух принципиально разных позиций. Если Вы планируете производить традиционный продукт, то достаточно кратко указать на то, что его качественные характеристики будут отвечать общепризнанным стандартам – это и будет являться его отличной характеристикой. И напротив, если в бизнес – плане предполагается выпускать уникальный продукт (услугу) лучше более подробно описать, в чем заключается ее уникальность и особые свойства, используя для этого разные виды аргументов и доказательств (включая, акты, сертификаты, награды, фотодокументы и др.).
1.3. Маркетинг от англ. market – рынок; marketing – создание рынка, действие на рынке. С начала 90х годов прошлого столетия по мере перехода к рыночной экономике российские производственники и предприниматели быстро поняли, что самое важное в бизнесе не производство товара, а возможность его продажи. В отношении традиционных товаров, а таковые доминируют в экономике: продукты деревообработки, лесохимии, большой химии, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. технических проблем в их производстве давно уже не существует – произвести можно все, но не все можно продать, особенно в желаемых объемах и ценах!
Понятно поэтому, что успех реализации бизнес – идеи в первую очередь зависит то того, насколько реально в бизнес - плане изучена и описана сфера потребления производимого товара и услуг. Фактически в этом разделе надо дать ответы на многие вопросы типа:
- где будет продаваться продукт (услуга)?
- в каких объемах будут продажи?
- какие цены и ценовая политика будут реализованы?
- кто будет продавать товар (сами производители или дилеры) и какими партиями (опт или разница)?
- какова логистика продвижения товара для его реализации?
- каковы условия оплаты товара?
- кто основные конкуренты и какова наша доля на рынках?
- действует ли фактор сезонности при продажах?
Список подобных вопросов может быть продолжен, с учетом специфики того или иного бизнеса. И еще раз подчеркнем, проработка этих вопросов и нахождение решений на них во многом будет определять успешность реализации бизнес – плана в целом.
1.4. Организационный и юридический план
В этом разделе инициаторы (учредители) проекта сообщают сведения о себе (например, ФИО, возраст, образование, стаж работы в этой сфере), по желанию может быть раскрыта информация и о долях (вкладах) учредителей в бизнес.
Юридически точно должна быть описана организационно – правовая фирма, в которой будет осуществляться бизнес (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, кооператив, индивидуальный предприниматель или другое).
Если при организации бизнеса просматриваются проблемы, следует разработать план организационных мероприятий по открытию бизнеса.
1.5. Строительный план
Разрабатывается чаще в составе инвестиционных проектов (но не бизнес - планов). Или как самостоятельный документ соответствующими специалистами.
1.6. Производственный план
Описывает технические аспекты производства продукта (товара), технологию, условия производства, объемы производства во временных параметрах.
1.7. Социально – экономические последствия реализации проекта
Реалии жизни таковы, что в настоящий момент организация бизнеса достаточно сильно зависит от решения местных властей (разрешительный характер экономики).
Поэтому желательно в бизнес – плане указать позитивные для данной территории последствия реализации бизнес – плана:
- создание новых рабочих мест;
- размер заработной платы работающих;
- налоговые и иные поступления в бюджет и внебюджетные фонды;
- социальная полезность производимой продукции
- возможность добровольных социальных обязательств бизнеса.
Подобные расчеты и аргументы особенно необходимы в том случае, когда в рамках финансовой стратегии предусматривается часть денег на реализацию бизнес – плана привлекать из бюджета.
1.8. Экологическая часть проекта – оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).
Содержит информацию о том, какое воздействие на окружающую среду окажет реализация проекта; кто, как и в каких размерах будет компенсировать ущерб, наносимый окружающей среде.
Содержание разделов:
- финансовый план;
- анализ рисков и чувствительности проекта;
- финансовая стратегия.
Будет подробно рассмотрено нами ниже в отдельных лекциях.
2. Методики разработки бизнес – плана (инвестиционного) проекта.
Кто прожекты станет абы, как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Все прожекты зело исправны, быть должны, дабы казну не разорять и отечеству ущерба не чинить.
Петр I.
В рыночной экономике в принципе любое лицо (ЛПР) может разрабатывать бизнес – план по той методике, которая им самим оценивается как наиболее эффективная. Однако, ряд обстоятельств понуждают разработчиков бизнес – планов придерживаться неких норм и правил при их разработке.
Первое обстоятельство – людям, работающим с бизнес – планами (инициаторам проекта, участникам, кредиторам, акционерам и др.) легче договариваться, если они будут говорить на «одном языке», используя унифицированные термины и показатели.
Второе обстоятельство – если бизнес претендует на деньги из бюджета, то государственные органы вправе установить свои «правила» разработчики и представления бизнес – планов, как инструмента для привлечения денег.
Третье обстоятельство – по этой же причине крупные структуры (банки, инвестиционные фонды и другие подобные организации) также задают свои правила в отношении бизнес – планов.
Четвертое обстоятельство – для реализации идеи автоматизации расчетов на базе компьютерной техники также необходима унификация методов разработки бизнес – планов.
В России переход на рыночные методики и стандарты разработки бизнес-планов начался в начале 90х годов. В 1995 году на русский язык был переведен фундаментальный труд, подготовленный по инициативе одного из институтов ООН – ЮНИДО [ ], с учетом значимости ООН эта методика оценки эффективности инвестиций, несомненно, является базовой и на нее стали ссылаться многочисленные разработчики других методик. Первая официальная российская методика (точнее методические рекомендации) была издана в 19 и переиздана в 2001 [ ]. Несомненно положительную роль в методическом обеспечении разработки бизнес – планов сыграла и компьютерная российская программа «Project Expert», а также программа «Альтинвест» (компания «Альт»), ИНЭК – аналитик (компания «ИНЭК») и другие [ ].
Таким образом, если бизнес – план разрабатывается для внутренних целей организации или предпринимателя можно использовать любую методику его разработки и оценки эффективности инвестиций придерживаясь лишь общих принципов.
Если же, бизнес-план ориентирован на внешних пользователей (акционеров, спонсоров, кредиторов) при его разработке в отношении методик надо учитывать мнение и пожелание этих потребителей бизнес – плана.
Тема № 10
Денежные потоки в бизнес – плане (инвестиции, реализация, себестоимость)
Оценка эффективности инвестиций в бизнес – плане в соответствии с принципами рыночной экономики требует представления как затрат (инвестиций) так и результатов во временном интервале; метод денежных потоков (cash flow) при этом уверенно вытесняет метод аннуитета.
Один из первых вопросов, который приходится решать при использовании метода денежных потоков – это выбор временного интервала. Здесь нет единых рекомендаций – в каждом проекте (бизнес - плане) его заказчики и разработчики выбирают конкретное значение временного интервала исходя, прежде всего из сроков реализации проекта. Этот временной интервал называют шаг проекта.
Для больших и долгосрочных проектов шаг может быть равен одному году (большую величину шага трудно представить); для менее масштабных проектов временной интервал может быть: пол -года, квартал, месяц.
Что касается выбора срока реализации самого проекта, то здесь тоже могут возникать вопросы. Есть такие виды бизнеса, где сроки реализации проекта определены довольно четко: например, проект разработки нефтяного месторождения с известным дебитом нефти, или ввод в действие крупного механизма (оборудования) с ограниченным сроком действия.
Но вместе с тем, есть проекты, в отношении которых, трудно заранее определить на какое время они рассчитаны (предприятия по производству продуктов питания, магазин розничной продажи, бензозаправка, бизнес по оказанию каких – либо услуг и т.д.).
Для проектов описывающих подобный бизнес нужно отдельно задать сроки реализации проекта; понятно, что этот срок должен быть не меньше, чем срок окупаемости инвестиций.
1.Денежный поток инвестиций.
«У меня всегда так – сказал Бендер … - миллионное дело приходится начинать при ощутительный нехватке денежных знаков. Весь мой капитал, основной, оборотный и запасный, исчисляется только рублями …»
И.Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
Объем и виды инвестиций в небольших бизнес-планах могут установить сами инициаторы или разработчики; в крупных инвестиционных проектах это делают профессионалы: строители, проектировщики, специалисты по разработке проектно – сметной документации.
В любой случае, на завершающем этапе разработчики бизнес – плана должны определиться: в какие объекты, и в какое время будут направлены (затрачены) инвестиций?
Таблица денежных потоков инвестиций представляет по сути дела ориентированную во времени графическую модель процесса освоения инвестиций, в ходе реализации бизнес – плана.
Таблица 1 – Денежный поток инвестиций
Наименование инвестиций | Период, t | ||||
… | |||||
1.Земля 2.Сооружение 3.Здание 4.Рабочие машины и оборудование 5.Силовые, транспортные и другие машины и оборудование 6.Единовременные организационные расходы (проекты, инструкции, лицензии и другие) 7.Начальные оборотные средства | ۷ ۷ ۷ | ۷ ۷ ۷ ۷ | ۷ ۷ | ۷ ۷ ۷ | |
Итого: инвестиций | ۷ | ۷ | ۷ | ۷ |
Примечание. Знаком «V» отмечены предполагаемые конкретные цифры размера инвестиций.
2.Денежный поток продаж (реализации)
Задачей данного раздела является: определить размер реализованной продукции (услуг) и время, в которое эти доходы (деньги) будут получены. Исходными данными служат: рассчитанные в плане производства (объемы продукции (услуг), данные раздела «маркетинг» о ценах, валюте и условиях расчета (авансы, по факту и т.д.). Примерная таблица для расчетов денежных потоков продаж приведена ниже.
Таблица 2 - Денежный поток продаж
Наименование | Период времени, t | |||
… | ||||
1. Произведено продукта, ед.: А Б … 2. Цена продукта, руб/ед. Ца Цб … 3. Стоимость произведенной и реализованный продукции, руб. | ۷ ۷ ۷ | ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ |
3. Денежный поток текущих затрат (себестоимости).
«Не жалей расходов, чтобы сэкономить на всем, на чем можно сэкономить»
С.Головин, американский бизнесмен основатель «Метро – Голдвин - Местер»
Все затраты, связанные с реализацией бизнес- плана можно классифицировать как:
- единовременные (инвестиции);
- текущие (себестоимость).
Единовременные затраты – инвестиции – создают материальную базу для бизнеса. Текущие затраты обслуживают бизнес тогда, когда он начинает работать. То есть, текущие затраты – это затраты связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.
Текущие затраты – это величина поток, поэтому называя абсолютную величину текущих затрат в денежном выражении всегда уточняют за какой период времени; например, текущие затраты в производстве пиломатериалов – 100 млн. руб. в год.
Текущие затраты также называют «себестоимость», иногда – «эксплутационные» затраты. Состав текущих затрат, обслуживающих бизнес очень широк, поэтому для учета и планирования их используют классификации. Наиболее широко используемой классификацией является «смета затрат на производство», где однообразные затраты формируются по признаку «общности экономического содержания».
Состав типовой сметы затрат на производство можно представить в следующем виде:
1.Сырье
2.Основные и вспомогательные материалы
3.Топливо и энергия
4.Амортизация
5.Заработная плата и отчисления на социальные нужды
6.Прочие текущие затраты
Если общую сумму по смете затрат за какой-то период (год, квартал, месяц) разделить на количество произведенной (или реализованной) за этот период времени продукции, то мы получим себестоимость единицы продукции (произведенной или реализованный). Однако, сказанное выше относится только к тому случаю, когда производится один вид продукции. В случае с многопрофильным бизнесом для расчета себестоимости единицы продукции используют такую классификацию текущих затрат как «калькуляция себестоимости».
С точки зрения исследования эффективности бизнеса и инвестиций в него большое значение имеет деление и анализ текущих затрат на переменные и условно – постоянные.
Дело в том, что в большинстве случаев бизнес имеет тенденцию со временем развиваться и расти, а иногда, к сожалению, он сокращается, уменьшается в размерах (например, при изменении рыночной конъюнктуры).
Но при этом уже давно было отмечено, что часть текущих затрат изменяется прямо пропорционально изменяемым объема производства, а часть – (в некотором интервале) не изменяется вообще. Это приводит к тому, что с изменением объема производства и реализации продукции, например, их ростом, текущие затраты в целом растут медленнее объемов и себестоимости единицы продукции начинает снижаться. Состав текущих затрат с точки зрения деления их на переменные и условно – постоянные показан ниже.
Рис. 1 – Деление текущих затрат на переменные и условно - постоянные
Заметим, что вопрос отнесения текущих затрат к переменным и условно – постоянным может быть индивидуальным для каждого конкретного бизнеса. Кроме того, подвижны и границы постоянных затрат, почему они и называются «условно - постоянными». Однако, трудозатраты разработчиков бизнес- плана по анализу классификации текущих затрат оправдывают себя, поскольку на основе их пользователи бизнес – плана получают интересную и продуктивную информацию относительно влияния масштабов бизнеса на его экономические показатели.
Рассмотрим характерный пример. Заказчик при выдаче задания на разработку бизнес- плана попросил рассчитать два варианта организации лесозаготовок. По первому варианту предполагалось задействовать один лесозаготовительный комплекс, и общий объем лесозаготовок составил бы 60 тыс. м3/год; по второму варианту предполагалось использовать более мощный комплекс техники с выходом на объем производства – 90 тыс. м3 древесины/год.
Расчеты показали, что за счет экономики на условно – постоянных расходах себестоимость заготовки кубометра древесины во втором варианте на 4 доллара США меньше, чем в первом варианте (см. рис. 2)
Рис. 2 -
Понимание того, что суммарные текущие затраты изменяются не прямопропорционально изменениям объема производства позволяет в ходе анализа определить так называемую точку безубыточности. Классическая графическая модель выглядит следующим образом:
|
|
|
|
ВЕР 1
Рис. 3 – График безубыточности
где Qнат – объем производства продукта в натуральном выражении, ед.;
Qст – объем производства и реализации в стоимостном выражении, руб.;
Суп – условно – постоянные расходы, руб.;
Спер – переменные расходы, руб.;
Собщ. – общие расходы – полная себестоимость, руб.;
ВЕР – Break Event Point – точка безубыточности;
ВЕР1 – в натуральном выражении;
ВЕР2 –в стоимостном выражении
Из рисунка 3 наглядно видно, что при небольших объемах производства и реализации бизнес находится в зоне убытков, затем по мере роста производства и продаж переходит в зону прибыльности. Критическая точка (ВЕР) - Break Event Point – показывает начиная с какого именно объема производства (ВЕР1) и продаж (ВЕР2) бизнес переходит в зону прибыльности.
Точку безубыточности можно найти и из графической модели, представленный на рис. 4. Например, зная цену реализации обезличенного кубометра древесины (Ц = 17$/м3) строим перпендикуляр к оси абцис графика, находим точку пересечения с кривой С’ = f(Q) и опуская проекцию на ось ординат находим минимально допустимый объем производства, обеспечивающий безубыточную работы данного бизнеса (рис.4).
Аналитически точку безубыточности (ВЕР) можно рассчитать (в натуральных единицах) по формуле:
С уп – условно-постоянные расходы, всего.
Ц – цена единицы продукта;
С’пер – переменные затраты на единицу.
Отметим также, что в финансовом менеджменте графические модели и используются для изучения характеристики такого феномена как леверидж; но мы здесь этот вопрос рассматривать не будем.
Тема №11