Предпосылки и особенности формирования ФПГ в Республике Беларусь
До начала 90-х годов в Республике Беларусь был сформирован достаточно мощный по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленный комплекс. Однако в условиях переходного к многоукладной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово- кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий, внешними долгами.
Наряду с общеизвестными предпосылками, обеспечивающими актуальность формирования финансово-промышленных групп в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности, существуют и более конкретные. К ним относятся:
острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
серьезный структурный и финансово-инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;
сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.
Создание финансово-промышленных групп в отраслях, тяготеющих к концентрации производства, представляется одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем и финансово-промышленные группы должны служить реализации имеющихся преимуществ и потенциала промышленности Беларуси и преодолению недостатков.
Государство в этой ситуации обязано поддержать национальных товаропроизводителей. Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, развитие конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.
Важной отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является экспорт-импорт. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретают столь же важное значение, как и внедрение новой технологии и совершенствование производства.
Необходимо содействовать тому, чтобы отечественные предприятия могли составить основу международной группы, в первую очередь предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.
Отношение к государственной к программе содействия формированию ФПГ определяется тем, что они рассматриваются двояко - как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы.
Создание финансово-промышленных групп в Республике Беларусь можно осуществить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами - структурной перестройки, антимонопольной политики, развития малого и среднего бизнеса, конверсии и т.д..
В то же время за счет тщательного индивидуального создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов финансово-промышленных групп, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах).
Финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как финансово-промышленные группы, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.).
Учитывая темпы реформирования экономики в республике, необходимо создание финансово-промышленных групп перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.
Главные усилия при этом следует сосредоточить на разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп, ориентированных, прежде всего на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.
Для предприятий, организаций и учреждений необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования финансово-промышленных групп (нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта; порядок регистрации группы).
Необходимы обучение и подготовка кадров органов государственного управления, менеджеров высшего и среднего звеньев предприятий, подбор кадров. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовку кадров целесообразно проводить как первоочередной этап работы на предприятиях в рамках создания финансово-промышленных групп.
Потребуется создание системы комплексного информационно-справочного обеспечения всех участников информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы финансово-промышленных групп и другими данными. Целесообразно также создание и введение реестра финансово-промышленных групп, базы данных об основных технико-экономических параметрах их работы. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, создает предпосылки для формирования цивилизованного и эффективного рынка.
Программа содействия формированию финансово-промышленных групп сможет обеспечить изменение сложившейся ситуации, иначе решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего и обернуться трудно восполнимыми потерями.
Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует, что для некоторых подотраслей организация нескольких финансово-промышленных групп не целесообразна.
Процессы создания финансово-промышленных групп в Республике Беларусь как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
В качестве приоритетных направлений для проектирования финансово-промышленных групп в Беларуси целесообразно:
осуществление инвестиционных программ (проектов), сориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятий, обеспечения необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;
налаживание новых технологических цепочек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции, а также возможность создания и выпуска продукции, которая выводит страну из отставания в передовых областях науки и техники;
реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;
разработка и выполнение коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);
организация взаимовыгодных кооперационных связей и осуществление совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.
При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких финансово-промышленных групп следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для таких предприятий характерно наименьшее отставание от западных фирм в организации и технологии производства. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).
При образовании финансово-промышленных групп с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К таковым можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырьевых ресурсов.
При образовании национальных финансово-промышленных групп основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.
Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления. Поскольку основные партнеры по финансово-промышленных групп расположены, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить скоординированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.
Существенную роль в формировании финансово-промышленных групп должны сыграть предприятия, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием широкого вхождения данных предприятий в состав финансово-промышленных групп должна стать четкая регламентация особенностей объединения не приватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом.
Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками будет широко распространяться на отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, например, становление финансово-промышленных групп топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.
Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.
Не следует принуждать ни одно предприятие к вхождению в состав более крупной группы против его воли.
Ключевым моментом в более четком определении обязанностей государства и предприятий при создании государственных акционерных компаний служит выявление различий в обязанностях сторон, особенно в части управления собственностью и хозяйственно-оперативной деятельностью.
Необходимо предусмотреть, чтобы директора предприятий получали согласие на утверждение того или иного решения собственником, если эти решения потенциально влияют на стоимость и значимость предприятия, его перспективы.
В то же время за счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов финансово-промышленных групп, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, выступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как финансово-промышленные группы, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду для образования и функционирования этих групп.
Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.
Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности финансово-промышленных групп, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.
Для предприятий, организации и учреждении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования финансово-промышленных групп, такие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.
Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование финансово-промышленных групп, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.
Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания финансово-промышленных групп.
Потребуется создание комплексной информационно-справочной системы финансово-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы финансово-промышленных групп и другими данными. Следует также создать и ввести реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических параметрах работы финансово-промышленных групп. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, станет почвой для цивилизованного и эффективного рынка.