Покрытие издержек для достижения прибыльности
Все описанные выше операции показывают, как метод маржинальной оценки может помочь в принятии управленческого решения в случае, когда постоянные затраты остаются неизменными. Постоянные затраты могут игнорироваться только в том случае, если они не являются относящимися к принимаемому решению: это означает, что они не увеличатся и не снизятся, как только решение будет принято. Если они должны были бы измениться, они были бы относящимися к делу расходами и эти затраты необходимо учесть. В итоге всегда следует помнить, что в долгосрочной перспективе все расходы, и постоянные, и переменные, должны быть покрыты, если цель предприятия - быть прибыльным.
Пример.
Ресторан «Виктория» гостиницы Croeso имеет постоянные издержки $70 000 в квартал. Каждый квартал ресторан продает 40 000 блюд, что занимает 3500 трудовых часов и 1200 часов приготовления в духовке. Как гостиница может распределить свои затраты? Вычислите тариф погашения постоянных издержек, используя:
а) метод выработки,
б) часы труда,
в) часы работы духовки.
Решение.
а) по методу выработки: $70 000 : 40 000 блюд = $1,75;
б) по часам труда: $70 000 : 3500 часов труда = $20;
в) по часам работы духовки: $70 000 : 1200 часов работы духовки = $58,33.
Пример.
Рассчитайте наценки, полученные от продажи следующих основных блюд в ресторане «Виктория» гостиницы Croeso (Табл. 32).
Таблица 32
Стоимостные характеристики основных блюд (долл. США)
Стоимостные показатели | Говядина | Утка | Цыпленок |
Продажная цена | |||
Затраты на сырье | |||
Прямые трудовые затраты | |||
Другие переменные издержки |
Решение.
Наценки составят:
на говядину 14 - (6 + 3 + 2) = $3; на утку 12 - (5 + 2 + 1) = $4; на цыпленка 10 - (4 + 2 + 1) = $3.
Пример.
Моника Петрачелли работает в режиме неполной занятости в качестве повара-кондитера. Она рассматривает возможность либо испечь французский кекс «Черный лес», либо бисквит, пропитанный шерри и залитый взбитыми сливками, для ужина, заказанного компанией. Расходы и доходы указаны в Табл. 33.
Таблица 33
Характеристика альтернативных блюд (долл. США)
Расходы и доходы | Кекс | Бисквит |
Продажная цена за порцию | 4,5 | |
Затраты на сырье (продукты) | 1,5 | |
Трудовые расходы | 1,5 | |
Часы труда |
А. Рассчитайте наценку, вырученную от продажи кекса и бисквита.
Б. Что должна приготовить Моника и почему?
Решение.
А. Наценка на кекс составит 5 - (2 + 1,5) = $1,5 и на бисквит 4,5-(1,5 + 1) = $2;
Б. Наценка на один час работы выпечки кекса 1,5 : 2 = $0,75 и на бисквит 2 : 1 = $2. Час труда, затраченного на выпечку бисквита, обеспечивает получение наибольшей наценки ($2). Следовательно, целесообразно приготовить бисквиты.
Пример.
Оздоровительный центр гостиницы Croeso имеет спортзал, сауну и бассейн. Стоимость одного посещения с использованием всех предлагаемых услуг - $8. Переменные расходы составили $4,5 на одно посещение. Рассчитайте точку безубыточности, если постоянные расходы центра составляют $15 000 в год, а в неделю его посещают 250 клиентов.
Решение.
Переменные расходы за неделю составят $4,5 • 250 клиентов = $1125. Постоянные затраты за этот же период будут равны:
15 000 : 365 дней • 7 дней в неделе = $287,7. Делим общие расходы на цену одного посещения, находим точку безубыточности, выраженную в количестве посетителей в неделю: (1125 + 287,7) : 8 = 177 клиентов. Этому количеству клиентов соответствует доход 1125 + 287,7 = $1412,7. Прибыль в точке безубыточности отсутствует. В данном случае запас финансовой прочности составляет 8 • 250 - 1412,7 = $587,3
Пример.
Гостиница Croeso намечает организовать барбекю для местной рекламной компании. Мероприятие планируют посетить 200 человек; при этом компания готова заплатить $9 с человека. Джек рассчитал, что постоянные расходы на вечер составят $800. Переменные расходы в расчете на одного приглашенного составят: сырье (исходные продукты для приготовления барбекю) $2,50; оплата труда поваров и официантов $1,25; стоимость приобретенных для вечера напитков $2,00.
A. Рассчитайте наценку, полученную с каждого гостя.
Б. Рассчитайте точку безубыточности для мероприятия.
B. Подготовьте отчет о доходах, расходах и прибыли.
Решение.
A. Наценка, полученная с каждого гостя (без учета постоянных затрат) составит 9 - (2,5 + 1,25 + 2,00) = $3,75.
Б. Точка безубыточности, т. е. минимально требуемое количество гостей, доход от которых полностью покроет издержки, но еще не обеспечит прибыли, определятся по формуле: постоянные расходы : (цена одного участника - переменные расходы на одного участника). Выполним расчеты: 800 : [9 - (2,5 + 1,25 + 4- 2,00)] = 213 человек. Следовательно, убытки от мероприятия при оплате участия только 200 человек составят: 200 • 9 - [800 + (2,5 + 1,25 + 2,00) • 200] = 1800-1950 = -$150.
B. Отчет о расходах, доходах, прибыли (убытках) представим в форме расчетной Табл. 34.
Таблица 34
Расчет стоимостных показателей по анализируемому
мероприятию с числом участников 200 чел. (долл. США)
Основные показатели | На одного участника | На программу |
Выручка гостиницы | ||
Постоянные расходы | ||
Переменные расходы | 5,75 | |
Прибыль (+) или убытки (-) | -0,25 | -150 |
Какие основные варианты можно предложить заказчикам мероприятия? Первый - увеличить число участников более чем на 13 человек. Почему более? Гостиница хочет получить прибыль. Минимальное значение прибыли целесообразно установить в размере не менее уровня рентабельности подобных мероприятий, обеспечивая тем самым запас финансовой прочности. Ориентировочно можно попросить заказчиков оплатить счет на 220 участников. Другой вариант - увеличить цену мероприятия с $9 на одного человека до такой величины, которая как минимум обеспечит покрытие расходов, а именно: (800 + 1150): 200 = $9,75. Иными словами, целесообразно установить цену мероприятия на одного участника $10 (при общем числе участников 200 чел.). При этом остается только согласовать цены мероприятия с заказчиком. Возможно, рекламная фирма будет настаивать только на первоначальных условиях (200 человек по $9). На первый взгляд, ситуация решается однозначно - отказать заказчику. Но финансовый менеджер должен более глубоко анализировать ситуацию.
Могут ли быть другие варианты решения этой задачи? Конечно, могут! И все они допустимы. Например, можно пересмотреть удельные расходы на приготовление барбекю, поискать возможности снижения постоянных расходов, что увеличит эффективность не только данного мероприятия, но и других мероприятий, в которых присутствуют общие постоянные расходы. Возможны и иные, нестандартные решения, которые требуют дополнительной информации и дополнительных расчетов. Так, например, это мероприятие может стать хорошей рекламой для гостиницы. В этом случае убытки можно списать на рекламу. Убытки невелики - $150. Где можно найти более дешевую рекламу? Конечно, этот вопрос следует оговорить с заказчиком.
5.4. Бюджетирование: типы бюджетов и их содержание