Понятие, предмет и методы финансового права как отрасли российского права
Современное финансовое право как самостоятельная отрасль права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в силу Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми для Российской Федерации объектами, методами, механизмами способами, принципами и т. д.
Все отрасли права различаются между собой, прежде всего по предмету правового регулирования. Подобно любой правовой общности финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Поэтому, чтобы сформулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.
Можно выделить следующие основные черты отношений, составляющих предмет финансового права:
1) они складываются в сфере финансовой деятельности публично-правового образования;
2) имеют место в процессе распределения и перераспределения национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и накопления;
3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов;
4) они возникают на основе норм финансового права и являются властными по своей природе;
5) они носят безэквивалентный имущественный характер, поскольку на стадии распределения имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости.
Установлено, что правовые отношения будут называться финансовыми лишь в том случае, если один из субъектов этих отношений является соответствующим органом власти (государственным или муниципальным).
Таким образом, финансовые правоотношения не могут возникать:
1) между физическими лицами (гражданами);
2) между физическими и юридическими лицами, если организационно-правовая форма последних базируется на частной собственности;
3) между юридическими лицами, организационно-правовая форма которых базируется на частной форме собственности.
Учитывая изложенное, предмет финансового права можно рассматривать как совокупность однородных имущественных отношений и связанных с ними неимущественных отношений, складывающихся между государством (муниципалитетом) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регулирования. Под методом финансово-правового регулирования следует понимать обусловленную публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.
В науке финансового права утвердилось мнение, что финансовое право для регулирования отношений, составляющих его предмет, использует метод властных предписаний, который характеризуется следующими признаками:
1) преобладанием в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как в частном праве, или запретов, как например, уголовном или административном праве;
2) императивностью, то есть субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими;
3) конформизмом, то есть субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной (муниципальной) власти;
4) юридическим неравенством субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают способностью властного установления обязанностей и прав в отношении других субъектов, а последние – нет;
5) использованием рекомендаций в отношениях между законодательными (представительными) органами власти (например, Федеральное Собрание РФ в бюджетном законодательстве рекомендует законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ воздержаться от увеличения штатной численности государственных гражданских служащих) и согласований при решении, так называемых, «пересекающихся вопросов», возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципалитетов, осуществляющих эту деятельность (например, во всех случаях предоставления организации инвестиционного налогового кредита условия кредитного соглашения (до его заключения) согласовываются налоговым органом с финансовым органом, отвечающим за исполнение соответствующего бюджета);
6) расширением применения диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения, который в финансовом праве носит условный характер, и действие которого обусловлено в первую очередь приоритетом публичных интересов. Во многих случаях применение метода выбора правил поведения предшествует принятию нормативного правового акта или заключению договора (соглашения), нормы которых становятся обязательными для субъектов финансовых отношений. Последующее регулирование диспозитивных форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом (например, предоставление бюджетного кредита, государственной (муниципальной) гарантии).
Таким образом, финансовое право можно определить как отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципалитетов в целях осуществления публичных функций.
2. Семинары.
По дневной форме обучения