Европейская валютная система и проблемы её функционирования на современном этапе

Европейская валютная система (ЕВС) — это региональная валютная система, которая представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с функционированием национальных валют в рамках европейской экономической интеграции. ЕВС — важнейшая составная часть современной МВС. Она включает три основных элемента:

а) стандарт ЭКЮ. ЭКЮ — это условная коллективная валюта, базируется на основе 12 валют ведущих стран Европы, входящих в ЕС, в 1995 г. в корзину валют еще не были введены валюты Австрии, Швеции, Финляндии. Вес каждой валюты в корзине определяется в зависимости от доли, которой располагает государство-член в ВНП ЕС и экспорте внутри Союза, поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ — 1/3 — является немецкая марка;

б) совместно плавающий валютный курс, колеблющийся в пределах ±2,25%; с августа 1993г. в связи с обострением валютных проблем рамки колебаний расширены до ± 15% («европейская валютная змея»);

в) механизм валютных курсов и интервенций. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления ЦБ стран кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валют, интервенцией. Валютная интервенция — это вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами. Регулирование ЕВС и эмиссия ЭКЮ осуществлялась до 1994 г. Европейским фондом валютного сотрудничества (ЕФВС), а с 1994 г. — созданным Европейским валютным институтом (ЕВИ).

В 1998 г. В ЕВС началась реализация плана «Делора», предполагавшего введение с 1 января 1999г единой европейской валюты- евро.

Разработан график формирования Валютного Союза и введения единой валюты. Первый этап, с весны 1998 г., — началась организация Центрального Банка (Франкфурт-на-Майне), Евросовет определил страны, которые войдут в «Зону евро». В качестве критериев отбора установлены следующие:

1. темпы инфляции не должны превышать аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен более чем в 1,5 процентных пункта;

2. дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;

3. государственный долг не более 60% ВВП;

4. обменный курс национальной валюты в течение двух лет не должен выходить за пределы колебаний, действующих в ЕВС (±15%).

Таким образом, в «Зону евро» вошли 11 стран — Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Не вошли в «Зону евро» Греция (из-за несоответствия критериям), Дания (конституционные несоответствия), Швеция и Великобритания.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. — обменные курсы национальных валют стран, вошедших в «Зону евро», твердо фиксируются по отношению друг к другу, евро вводится в безналичной форме, заменяя ЭКЮ в пропорции один к одному.

Третий этап начался с 1 января 2002 г. — было осуществлено обращение банкнот евро единого образца различных номинаций и постепенно происходила замена национальных денежных знаков.

На четвертом этапе, с 1 июля 2002 г., национальные валюты стран-участниц полностью утратили свои функции денег.

Минусы создания Европейского союза

В тот момент, когда страна вступает в Еврозону, она теряет возможность осуществлять независимую денежную политику, т.е. к примеру, в случае роста госдолга данной страны у нее отпадает необходимость менять собственную процентную ставку (т.к. такая ставка едина для всех государств Еврозоны). Изменение собственной ставки нивелировало бы возникший экономический дисбаланс, однако такого не происходит, из-за чего отрицательные последствия накладываются не на страну-должника в отдельности, а сразу на весь Европейский Союз.

Структура бюджетной системы РФ, принципы ее построения и характеристика звеньев.

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).

Европейская валютная система и проблемы её функционирования на современном этапе - student2.ru

Рис. 1. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной системы государства:

§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

§ Госбюджет

§ Местный бюджеты

§ Федерального (США, Канада, Россия)

§ Госбюджет

§ Федеральные бюджеты

§ Местные бюджеты

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

§ единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

§ самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);

§ полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

§ сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

§ гласности (ст. 36 БК РФ);

§ достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);

§ адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

§ единства;

§ разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

§ самостоятельности бюджетов;

§ полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ сбалансированности;

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств;

§ гласности;

§ достоверности бюджета;

§ адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

§ правовой базы;

§ денежной системы;

§ организации бюджетного процесса;

§ санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.


6. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.

Международный кредит - совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых являются государство и международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.). Отличительным признаком является принадлежность одного из участников кредитных отношений к другой стране.

В отношениях с участием государств в целом и международных институтов кредит всегда выступает в денежной форме, во внешнеторговой деятельности — также и в товарной (как разновидность коммерческого кредита импортеру). Классифицируется по нескольким базовым признакам:

§ по характеру кредитов — межгосударственный, частный;

§ по форме — государственный, банковский, коммерческий;

§ по месту в системе внешней торговли — кредитование экспорта, кредитование импорта.

Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.

При смене режимов новые власти не всегда признают обязательства своих предшественников. Дня содействия государствам и коммерческим кредиторам в решении данной проблемы созданы клубы международных кредиторов: Парижский клуб объединяет государства-кредиторы, в Лондонский клуб входят международные коммерческие кредиторы.

Международный кредит выполняет следующие функции:

§ перераспределение ссудных капиталов между странами, при его помощи происходит перелив капиталов в страны с низкой нормой прибыли, способствуя ее выравниванию и преобразованию в среднюю норму прибыли;

§ экономия издержек обращения в сфере международных экономических отношений путем замены золота как мировых денег на такие средства обращения, как вексель, чек, банковские переводы, депозитные сертификаты, электронные деньги, твердые национальные и международные валюты;

§ ускорение концентрации капитала: в результате ускорения процесса капитализации прибыли и получения дополнительной прибыли в связи с привлечением иностранного капитала, с созданием транснациональных корпораций и банков, путем предоставления льготных международных кредитов крупным предприятиям;

§ регулирование экономики страны: привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь, капиталов международных валютно-кредитных и региональных организаций, что способствует росту ВНП и его распределению.

Формы международного кредита можно классифицировать по следующим признакам:

По назначению:

§ коммерческие — непосредственно связаны с внешней тор- го влей и услугами;

§ финансовые — прямые капиталовложения: строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютная интервенция центрального банка;

§ промежуточные — кредиты для обслуживания смешанных форм вывоза капитала, товаров, услуг, выполнение подрядных работ;

По форме предоставления:

§ наличные (зачисляемые на счет и в распоряжение должника);

§ акцептные (при согласии оплатить переводной вексель импортером или банком);

§ депозитные сертификаты;

§ облигационные займы;

По срокам:

§ сверхсрочные (до трех месяцев);

§ краткосрочные (до одного года). Отдельным видом выделяется кредитование внешней торговли, которое включает в себя кредитование экспорта и импорта в форме коммерческого и банковского кредита;

§ среднесрочные (от одного года до пяти лет);

§ долгосрочные (свыше пяти лет);

По обеспеченности:

§ обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью, частью официальных золотых запасов, оцененных по средней рыночной цене);

§ под обязательство должника (простой вексель с одной подписью);

Покатегориям кредиторов: частные, банковские, брокерские, правительственные, смешанные (с участием государства и частных компаний), межгосударственные кредиты международных финансово-кредитных институтов (на основе межправительственных соглашений).

Частный кредит подразделяется на три вида:

§ кредит по открытому счету - экспортер (кредитор) записывает на счет импортера (должника) долг в сумме стоимости проданных и отгруженных товаров, импортер обязуется погасить кредит в установленный срок. Применяется при регулярных поставках, задолженность периодически погашается один раз в месяц. Кредит подлежит зашите от риска в форме частного страхования или государственных гарантий. В случае неплатежеспособности импортера кредитор получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта (страховой компании или правительственного департамента через государственный банк), к которому переходит право дальнейшего взыскания долга с импортера;

§ вексельный кредит - экспортер выставляет переводной вексель на импортера при заключении сделки о продаже в кредит, импортер берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок;

§ авансовый платеж - предварительная оплата товара импортером является не только формой кредитования, но и гарантией принятия импортером заказанного товара.

Банковские кредиты предоставляются, как правило, под залог как импортерам, так и экспортерам. Общепринятыми являются банковские синдикаты, консорциумы и пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Их роль за последние 20 лет значительно возросла. Банковские кредиты по импорту предоставляются в акцептной форме — банк импортера согласен оплатить переводной вексель экспортера.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем связывания кредита с разовой внешнеэкономической сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемой кредитной линии для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок. Кроме того, появились такие новые формы стимулирования внешнеторгового экспорта, как факторинг, лизинг, форфейтинг.

Наши рекомендации