Конкуренция и ее виды

Конкуренция(от лат.сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики, за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – это основное условие развития рыночных отношений и важнейшая экономическая категория. Для рыночных отношений характерны конкурентные отношения между производителями, потребителями. Конкуренция представляет собой многообразное явление.

Различают:

1)внутриотраслевая конкуренция;

2)межотраслевая конкуренция;

3)ценовая конкуренция;

4)неценовая конкуренция.

В экономической теории различают несколько видов конкуренции по степени конкурентности экономических условий:

I.Рынок совершенной (чистой) конкуренции – здесь ни одна фирма не способна оказывать существенного влияния на условия реализации товара, прежде всего на цену.

Основные признаки:

а)множество продавцов и покупателей;

б)товар абсолютнооднороден;

в)входных барьеров (условия к-ые затрудняют вхождение фирм – новичков в отрасль) практически не существуют;

г)доля отдельной фирмы в общем объеме продаж ничтожна мала (малые п/п-я);

д)инф-ция доступна абсолютно для всех эк-ких субъектов.

В реальной жизни совершенная конкуренция встречается очень редко, но несмотря на это имеет огромное значение для эк-кой теории, т.к. в сравнении с этим идеальным рынком выявляются недостатки всех др-х видов рынка (с/х-е товары, продукты питания, денежный рынок).

II.Рынок несовершенной конкуренции. Здесь каждая фирма может оказывать различные по силе влияния на условия реализации товара. На данном рынке выделяют несколько структур:

а)чистая монополия;

б)монополистическая конкуренция;

в)олигополия.

1.Монополия (от греч. Моно – один; полио – продаю). Чистая монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Признаки:

1)единственный продавец или производитель;

2)уникальный товар, т.е. нет близких заменителей;

3)существуют входные барьеры:

а)лицензия (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности. Напр.: кабельное телевидение, транспортные услуги и др-е, но гос-во может ограничить выдачу лицензии, тем самым ограничивая конкуренцию;

б)сосбтвенность на невоспроизводимые и редкие ресурсы (спортсмены);

в)авторские права, патенты (кинотеатр, макдональдс);

г)эффект масштаба – позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции;

4)Монополист диктует цены;

5)инф-ция скрывается не только эк-кая, но и техническая.

Выделяют след-щие виды монополии:

-закрытая – защищена от конкуренции с помощью патентов, лицензий, авторских прав;

-естественная монополия. В этом случае отрасль состоит всего из одной фирмы, что обусловлено эффектом масштаба (местное обеспечение газом, теплом, электроэнергией и т.д.

открытая монополия. В данном случае фирма на нек-е время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая никакой защитой от конкуренции;

-простая монополия, когда монополист назначает всем покупателям лишь одну цену;

-монополия с ценовой дискриминацией. Когда монополист назначает несколько цен, т.е. товар продается разным группам покупателей по разным ценам;

-двустороння монополия. С одной стороны единственный продавец (напр. кинотеатр), с другой стороны единственный покупатель (монопсония).

Монопсония – ситуация на рынке, когда существует один покупатель.

2.Монополистическая конкуренция представляет собой соединение важных характерных черт, как чистого монополиста, как и совершенного конкурента, особенно это проявляется в ценовой политике.

Основные черты:

1)множество производителей и продавцов, но гораздо меньше, чем при совершенной конкуренции. На рынке действует не менее 25 фирм;

2)товар дифференцирован, что дает возможность продавцам устанавливать цены. Фирмы производят и предлагают на рынок большое количество схожей, но неоднородной продукции, имеющая отличия по качеству, дизайну и др. признаку;

3)не существует входных барьеров, но новым производителям требуется время, чтобы завоевать репутацию и доверие покупателей;

4)инф-ция абсолютно доступна, причем фирмы-производители, ее не только не скрывают, но и навязывают потребителю с помощью рекламы.

Важным условием для развития монополистической конкуренции яв-ся наличие в стране жестких законов о защите торговой марки от подделки. Монополистическая конкуренция может развиваться в отраслях, производящих предметы бытовой химии, одежды, обуви и т.д. А также в сфере оказания разнообразных услуг (парикмахерские, сфера общественного питания и т.д.).

Ценовая политика. В начале деят-ти или для продвижения нового товара фирма устанавливает минимально-возможные цены, т.е. действует как совершенный конкурент, а затем поднимает цены, уже как чистый монополист, не опасаясь снижения спроса.

3.Олигополия (от греч. олигос – несколько). Основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов. Олигополия существует в следующих отраслях: автомобилестроение, компьютерный, товарищные изделия, химическая продукция и др.

Признаки (черты):

1)несколько участников (2-25);

2)продукция однородна, по потребительским свойствам, но каждый производитель может изменить, улучшить какую-либо из качественных характеристик этой продукции;

3)входные барьеры отсутствуют, но есть трудности для вхождения фирм, на рынок олигополии – это высокий стартовый капитал;

4)эк-кая инф-ция практически доступна, кроме случаев «тайного сговора».

В современной эк-ке олигополия явл-ся самой распространенной структурой. А особенностью отечественной экономики является наличие также естественных монополий. В этих отраслях в долгосрочном периоде затраты на единицу продукции минимальны только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок. В качестве примера можно привести Газпром, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система России) и т.д.

Наши рекомендации