Перспективы развития рынка лизинговых услуг
В настоящее время в российской экономике активно идут процессы появления формирования новых , не существовавших раннее рынков. Одним из ярких примеров таких рынков может служить рынок лизинговых услуг.
Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.). Потенциал лизинга пока используется далеко не полностью. Однако рынок развивается достаточно динамично.
Непосредственное решение об обращении к лизинговым формам финансирования, как уже отмечалось, принимает пользователь. Однако особенности рынка формируются в основном поведением лизингодателей. Эта свойство наблюдается и в развитых странах, и в России. Точно определить количество лизинговых компаний, действующих в настоящее время на российском рынке, довольно сложно. Однако многие из компаний, получавших лицензию, реально не функционировали. Кроме того, часть лизинговых фирм являлась (и является) государственно ориентированными, их нельзя в полной мере считать субъектами рынка, скорее это «квазисубъекты». После отмены лицензирования лизинговой деятельности оценивать количество и состав участников рынка стало еще сложнее. В то же время уже сформировалось множество лизинговых фирм (и частных, и с участием государства), которые демонстрируют образцы рыночного поведения, т. е. в выборе и реализации стратегии поведения руководствуются рыночными нормами. Количество таких компаний поддается оценке, они охотно размещают информацию о себе в различных справочных изданиях, предоставляют сведения для опросов, участвуют в анкетировании. Именно эти компании определяют ситуацию на современном рынке лизинговых услуг, влияют на его структуру.
К характеристикам формирующейся структуры рынка лизинговых услуг относятся:
· высокие темпы роста объемов лизинговых услуг возросли в 3 раза. Рынок лизинговых услуг является одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональной среды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей);
· среди российских лизингополучателей доминируют пока средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности другим формам получения актива. Следует отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается;
· расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных), выделяется несколько локальных рынков (например, на территории Сибири), которые имеют свои специфические особенности;
· высокая концентрация рынка, проявляющаяся в наличии нескольких явных лидеров на рынке лизинговых услуг;
· нестабильность лидирующего положения, с одной стороны, и его формирующаяся устойчивость — с другой;
· зарождающаяся конкуренция между лизинговыми фирмами.
В современных условиях рыночных отношений необходимо учитывать перспективу использования инновационных идей для повышения эффективности работы предприятия.
Транспортное предприятие – особая часть транспортно - логистической системы, цель функционирования которой заключается в организации доставки, перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
В зависимости от специфики предоставляемой услуги предприятия сферы оказания транспортных услуг, можно разделить на следующие группы:
· транспортные - оказывают транспортные услуги потребителям;
· экспедиционные - посреднические организации, оказывающие услуги по подготовке и осуществлению перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других видов документации;
· информационно-посреднические - диспетчерские организации, которые осуществляют поиск грузов для перевозчиков или перевозчиков для грузоотправителей, но не несут ответственности за организацию и выполнение самой доставки;
· логистические - оказывают комплекс услуг, начиная с транспортировки и хранения и заканчивая полным управлением движением и хранением сырья и готовой продукции;
· сервисные - специализируются на одном из видов сервисных услуг.
На более раннем этапе развития рынка лизинговых услуг его участники практически не обращались к операциям с недвижимостью, однако по мере появления конкуренции, с одной стороны, и определенных благоприятных внешних тенденций, с другой, недвижимость становится одним из объектов лизинга.
В современной экономической ситуации в России наибольший удельный вес имеют организации смешанного типа - транспортно-экспедиционные, которые располагают парком собственных транспортных средств и оказывают посреднические услуги по транспортировке грузов.
По мнению экспертов, в настоящее время автомобильные перевозки грузов становятся самым динамично развивающимся сегментом транспортной отрасли.
Это вызвано, в первую очередь, тем, что внедряемые в настоящее время технологии позволяют обеспечить эффективную работу всех видов транспорта посредством обновление основных фондов.
Расширить собственный парк транспортных средств можно несколькими способами: приобрести автотранспортное средство в собственность, взять его в аренду с правом выкупа (лизинг), арендовать автомобиль, по техническим параметрам и внешнему виду соответствующего потребностям транспортно-экспедиционной компании и корпоративным стандартам, у ее владельца (с оплатой услуг последнего в качестве водителя).
Приобретение транспорта в собственность предполагает высокие первоначальные инвестиции и необходимость управления множеством сложных бизнес-процессов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием транспортных средств. В то же время наличие собственного автомобиля обеспечивает высокий уровень управляемости процессом перевозки и полный контроль над техническим состоянием автомобильного парка. Отрицательной стороной такого подхода являются значительные первоначальные затраты на приобретение и страховку транспортных средств, расходы на аренду или покупку мест стоянки автотранспорта, помещений для хранения расходных материалов, запчастей и т.д., а также необходимость регулярного технического обслуживания. Компании с небольшим парком транспортных средств, как правило, прибегают к услугам сервисных фирм. При этом необходимо постоянно контролировать качество предоставляемых услуг, поэтому крупные и средние транспортные компании стремятся организовать собственный автосервис, который в первую очередь будет обслуживать корпоративный парк, а в свободное время оказывать услуги внешним заказчикам. Тем самым решается не только проблема бесперебойного качественного сервисного обслуживания, но и изыскиваются возможности привлечения дополнительных финансовых средств в доходную часть бюджета автотранспортного предприятия.
Кроме того, нововведения могут быть связаны с принятием новых отраслевых решений – от транспортно-экспедиторского обслуживания до программного обеспечения и оборудования, изменением количества рабочих мест, повышением уровня образования и квалификации рабочих, рациональным использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов, оптимизацией затрат, повышением требований охраны труда, а также с улучшением качественных показателей работы и степени надежности технических средств транспорта. Помимо прочего, необходимым условием успешного функционирования транспортной компании является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых клиентам. Все инновационные идеи в совокупности определяют инновационную стратегию развития автотранспортного предприятия.
Процесс выбора инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех аспектов его инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макро- среды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию.
Адаптационная стратегия состоит в проведении автотранспортным предприятием лишь частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные виды услуг в рамках сложившихся в нем организационных структур и тенденций деятельности. Именно поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как вынужденная ответная реакция на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности рыночных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.
Экономическая категория инновации - искусство стратегии развития, отрицающее старое; творческая деятельность с ярко проявленной экономической стороной эффекта. Исходя из принципа свободного рынка, явление инновации представляет собой создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического и технологического преимущества. В дальнейшем использование этого преимущества при оказании услуг, в том числе автотранспортных, может увеличить экономическую прибыль. При этом обязательно условие оказания качественных услуг с минимальными издержками, которое является традиционным признаком успеха на рынке. Действительно, общепринятым критерием оценки эффективности процесса оказания услуг является соотношение доходной и расходной частей. Однако транспортно-экспедиционные предприятия имеют ряд существенных особенностей.
Большое количество представительств в регионах позволяет транспортно-экспедиционным компаниям наладить более тесные взаимоотношения с клиентами, что существенно ускоряет документооборот.
Возможность снижения влияние сезонности за счет увеличения производственных мощностей (привлечение ресурсов перевозчиков) с целью недопущения простоя транспорта.
Небольшой горизонт планирования: редки случаи предварительной подачи заявок клиентами на перевозки. В этом случае необходимо применение отработанных технологий быстрого поиска сторонних перевозчиков, работающих в различных направлениях по заявкам. Собственный транспорт, как страховочный, используется в случае увеличения объемов перевозок.
Неритмичность отгрузок, осуществляемых по заявкам заказчиков, уравновешивается наличием достаточного количества представительств, что позволяет перераспределить транспорт в период планируемых всплесков или снижений активности клиентов.
Наличие представительств транспортной компании в разных регионах с большими объемами заказов, позволяет своевременно находить возможные варианты обратных загрузок («закольцовок») как собственного, так и привлеченного автотранспорта, что помогает снизить расходы, связанные с холостым пробегом - возвратом и простоем автотранспортного парка.
В то же время, финансовый успех зависит не только от грамотного использования сложившейся финансово-хозяйственной картины, но и от изучения сбытовой ситуации реализуемой продукции в настоящий момент времени и прогнозного анализа их перспективной динамики в будущем. с пополнениями технической базы, основанной на новых изобретениях, с изучением конкретных рынков сбыта, предполагающая удовлетворение не спроса вообще, а спроса с учетом индивидуальных потребностей. Более 90% американских фирм имеют сегодня специальные службы сбыта и изучения рынка, т.е. маркетинговые службы. На эти цели ежегодно расходуется свыше 60 млрд. долл. Иными словами, прежние звенья «научная лаборатория - завод» дополняются звеном «конкретный потребитель». Последний элемент - важнейший фактор в современной рыночной конкуренции, стимул к повышению качества продукции.
Зарубежный опыт свидетельствует: возможность реализации новой технологии растет, если ее разработка происходит параллельно с исследованием ее рыночного потенциала. Большинство экспертов считают, что в современных условиях успех новой продукции на 70 - 90% зависит от точности соответствия ее потребительским предпочтениям.
В связи с этим возникает необходимость разработать и реализовать ряд инновационных идей в области своевременного мониторинга спроса. В противном случае предприятие может лишиться доли финансового влияния на рынке.
Исследования перспектив внедрения инновационных идей на автотранспорте касаютсявопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат как издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с осуществлением транспортных перевозок. Планируемые инновационные преобразования обязательно должны быть проектными и предусматривать определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее реализации в части разработки оптимизированного подхода к организации учетно-аналитической системы и ее отдельных элементов для ускорения роста ожидаемых доходов.