Коэффициентный анализ деятельности туристского предприятия
Отчетность туристской фирмы представляет собой совокупность документов, отражающих важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности. Эти документы необходимы для оценки достигнутого, прогноза и выработки обоснованного управленческого решения. В отчетности показываются: активы и пассивы; расходы и доходы; прибыли и убытки, полученные компанией в течение года (квартала).
Собственники, менеджеры и другие заинтересованные лица обычно желают знать больше о финансовом состоянии фирмы. Для получения этого более глубокого знания им необходимо изучить методы анализа показателей. К важнейшим методам анализа относится метод финансовых коэффициентов, базу расчета которых составляют показатели финансовой отчетности. Однако расчет финансовых коэффициентов, отражающих соотношение двух и более финансово-экономических показателей (как правило, в денежном выражении) - это, как говорится, «половина дела». Вторая половина дела заключается в необходимости соответствующего комментария. Комментарии одного и того же показателя (коэффициента) могут быть различными. Разница пояснений обусловлена целями анализа, взглядом изучающего на ситуации и, конечно, его профессионализмом.
Так, для описания доли заемного капитала различных денежных единиц в активах при условиях инвестиций в 100 000 и банковском кредите в 20 000 могут быть использованы различные коэффициенты. Например:
· отношение активов к заемным средствам 5:1;
· отношение заемных средств к активам 1:5;
· активы превышают заемные средства в пять раз;
· кредиты составляют 1/5 активов;
· кредиты составляют 20% активов.
Единой процедуры сравнения данных о состоянии компании среди финансистов не существует, однако определено, что некоторые результаты представляются в виде коэффициентов, другие же - в виде процентных соотношений. Но в обоих случаях используется термин «показатель финансово-хозяйственной деятельности».
Для определения степени эффективности деятельности предприятия необходима информация о том, как используются активы предприятия для получения прибыли. Анализ коэффициентов является полезным инструментом менеджмента для изучения тенденций изменения финансовых характеристик фирмы. Здесь важна именно тенденция, так как необходимо иметь представление о финансовом состоянии предприятия в течение некоторого периода времени. Это позволяет производить сравнительный анализ с другими соответствующими периодами, а также с деятельностью других фирм в данной отрасли.
Существует множество показателей, с помощью которых можно оценить сильные и слабые стороны любого бизнеса. Все они, однако, могут быть объединены в пять ключевых групп. Если целью анализа является комплексная оценка деятельности фирмы, то необходимо изучить и оценить в первую очередь следующие факторы:
· ликвидность;
· рентабельность;
· использование активов;
· структуру капитала;
· деньги, выплачиваемые инвесторам.
Первым шагом является выделение соответствующих показателей из бухгалтерской отчетности и дальнейшее использование их для расчета коэффициентов. Когда это сделано, показатели должны быть описаны и проанализированы.
Далее в этом разделе будут представлены методы расчета важнейших показателей и коэффициентов, а также произведен анализ их значений.
Пример.
Джефф Роджерс и Хандра Пател встретились, когда оба учились на бизнес-курсах в сфере досуга и туризма. Хандра стремился к открытию собственного бизнеса после окончания курсов и попросил Джеффа быть менеджером магазина спортивного оборудования, который он собирался открывать со своими двумя братьями. Магазин организован в форме акционерного общества.
После двух лет работы магазина Sport Wise Хандра попросил Джеффа подготовить отчет о финансовом состоянии компании. Отчет о прибылях и убытках, а также баланс предприятия представлены в Табл. 6. Далее будут представлены расчеты коэффициентов, проведенные Джеффом.
Таблица 6
Sport Wise: Отчет о прибылях и убытках по состоянию на первое января года 1 и года 2
Показатели | Год1 | Год 2 | |
Продажи | 400 0000 000 | 500 000 | |
минус себестоимость реализованной | 125 000 | 170 000 | |
продукции | |||
275 000 | 330 000 | ||
минус заработная плата | 50 000 | 74 000 | |
Учетная ставка местных налогов в себестоимости налогов в се- | |||
Выплаты процентов за кредит | |||
Накладные расходы | 30 000 | 58 000 | |
Прибыль до налогообложения | 140 000 | 130000 | |
Баланс на первое января | Год 1 | Год 2 | |
ОС: стоимость минус амортизация | |||
Помещения магазина | 500 000 | 500 000 | |
Установка и комплектация оборудования | 260 000 | 287 500 | |
Механизмы | 30 000 | 30 000 | |
Текущие активы | |||
Запасы | 140 000 | 275 000 | |
Дебиторская задолженность | 180 000 | 200 000 | |
Денежные средства в банке и кассе | 310 000 | 225 000 | |
Минус текущие пассивы | |||
Кредиторы | 15 000 | 40 000 | |
Налоги | 80 000 | 70 000 | |
Задолженность банку | 615 000 | 660 000 | |
Чистые активы | 710 000 | 747 500 | |
Финансируются за счет | |||
Акционерный капитал | 450 000 | 450 000 | |
Резервы | - | 37 500 | |
Закладные | 260 000 | 260 000 | |
Итого: | |||
Используемый капитал | 710 000 | 747 500 | |
Уточнения (расшифровка) по счетам | Год 1 | Год 2 | |
(1) Запасы на начало периода | |||
Закупки | 85 000 | 305 000 | |
265 000 | 445 000 | ||
Минус запасы на конец периода | 140 000 | 275 000 | |
Себестоимость продукции | 125 000 | 170 000 | |
(2) Прибыль до налогообложения | 140 000 | 130 000 | |
Минус налоги | 80 000 | 70000 | |
60 000 | 60 000 | ||
Минус дивиденды | 15 000 | 22 500 | |
Нераспределенная прибыль | 45 000 | 37 500 |
Решение.
Джефф перед расчетом аналитических показателей считает необходимым, во-первых, пояснить расчеты, во-вторых, расположить пояснения к расчетам в определенном порядке.
Ликвидность
«Ликвидность» - понятие, используемое финансистами для описания объема денежных средств, имеющихся у предприятия. Показатели ликвидности необходимы для определения платежеспособности компании. Существует два основных показателя - коэффициент «критической» оценки и коэффициент текущей ликвидности.
1. Коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением текущих активов к краткосрочным обязательствам. Текущие активы - это краткосрочные торговые активы, необходимые для ежедневных операций. В балансе они всегда отражаются в порядке ликвидности таким образом, что наименее ликвидные активы помещаются первыми, наиболее ликвидные - последними. Порядок таков:
· запасы;
· дебиторы;
· деньги на расчетном счете;
· денежная наличность.
Необходимое количество запасов определяется уровнем продаж и способностью менеджера контролировать уровень запасов. Аналогично, сумма денег, являющаяся дебиторской задолженностью, будет зависеть от уровня продаж в кредит и способности компании проводить эффективную и квалифицированную политику контроля кредитования.
Краткосрочными обязательствами являются деньги, заимствованные на короткий период и подлежащие возвращению в течение одного года с момента заполнения баланса.
Оборотные средства (текущие активы) любого предприятия должны превышать объем краткосрочных обязательств, и для многих организаций соотношение 2:1 является наиболее целесообразным. Точный показатель будет зависеть от отрасли, в которой работает фирма; на него будет влиять скорость, с которой запасы могут превращаться в наличность. Чем быстрее это происходит, тем меньше денег задерживается в запасах и, как результат, тем более прибыльной будет организация, появится возможность работы с меньшим уровнем показателя.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается:
Текущие активы / Текущие пассивы
Коэффициенты текущей ликвидности для Sport Wise представлены в Табл. 7.
Таблица 7