Этапы работы над продуктом «Nutriva»
Стратегия отбора и упорядочения материала
При составлении бизнес‑плана, как и при написании других текстов, бывает довольно трудно решить, какой материал следует убрать, а какой оставить. Одна из возможных стратегий здесь заключается в том, чтобы начать с документа объемом в 50 страниц, а затем сократить его до 15 страниц Делая сокращения, оставляйте только наиболее важные идеи, факты, выводы и цифры. Если вы точно будете следовать нашему руководству, у вас наберется более чем достаточно информации, которая пригодится вам в практической деятельности Однако не стоит включать в бизнес‑план весь доступный для вас материал.
Менеджеры, консультанты, ведущие сотрудники и недостающие специалисты
Роберт Джексон является широко известным экспертом в области фитнеса, спортивной терапии и рационального питания. Собственный опыт интенсивных тренировок позволил ему добиться высоких спортивных достижений (см. личное резюме в конце бизнес‑плана). В настоящее время в AHC работает один сотрудник и несколько консультантов. Контрактные рабочие и студенты на неполный рабочий день приглашаются по мере необходимости. Джеральд Лим, сотрудник Big Accounting Inc. помогает в подготовке налоговых деклараций, составлении квартальных бюджетов. Его услуги в 2001 финансовом году стоили $1200. Тэд Грин, дипломированный бухгалтер, бывший сотрудник Price Waterhouse, состоял в совете директоров трех начинающих корпораций, одна из которых работа в индустрии рационального питания. В течение трех лет посещал занятия Боба. Он помог разработать ценовую политику, создать бухгалтерскую систему и выполнить требования Управления по контролю за продуктами и медикаментами США, касающиеся этикетки и безопасности продукта. Грин имеет хорошие связи среди юристов. • Граци Эллен владеет и руководит сетью из пяти безалкогольных баров, расположенных в Сан‑Диего. Она имеет степень магистра делового администрирования, защищенную в Калифорнийском университете Лос‑Анджелеса. Граци Эллен помогала Бобу тестировать рынок продукта. • Оскар Бейкер осуществляет программирование на языке Java, графическое программирование и php кодирование. Его услуги в 2001 финансовом году стоили $2100. • Недостающие специалисты. К 10.01.2002 в компанию будет приглашен помощник тренера, который будет ассистировать в спортивных занятиях и выполнении заказов. В 2004 финансовом году или ранее потребуется специалист в области маркетинга, который будет нести ответственность за маркетинг и дистрибуцию продукта на рынке натуральных продуктов питания и рынке массовой продукции. Обоим специалистам будет предоставлена возможность заключения партнерских соглашений. Они должны обладать необходимыми навыками, опытом и связями в данной индустрии.
Маркетинговый план
Анализ рынка
Как сообщает «Nutrition Business Journal» (2001), объем мировой индустрии рационального питания составляет $150 млрд, из них $53 млрд приходится на США. Частью $18‑миллиардного сектора диетических добавок является спортивное питание, питание, снижающее вес, и заменители пищевых продуктов. Объем этого рынка составляет $9,9 млрд, а темпы роста – от 12 до 15 %, что вдвое выше темпов роста отрасли в целом (6,2 %). Хотя в некоторых специальных статьях говорится о том, что отрасль диетических добавок достигла зрелости, в ближайшем будущем здесь прогнозируются высокие темпы роста. Согласно недавним прогнозам, рост продаж в данной отрасли должен быть на уровне 20–30 % в год. В США существует более 1000 производителей и более 300 дистрибьюторов диетических добавок.
Рыночные тенденции
Характеристики покупателей пищевых добавок совпадают с демографией пользователей электронной сети в США. Потребителями пищевых добавок являются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие достаточный доход и беспрепятственный доступ к Интернету. Добавки приобрели популярность также среди тинэйджеров, которые стали увлекаться бодибилдингом. По мере взросления и устройства на работу их доход увеличится, и они смогут покупать «Nutriva». К другим тенденциям относятся:
Формирование порталов, посвященных вопросам здоровья. В последние 7 лет появился ряд информационных/коммерческих порталов, связанных с рынками фитнеса и рационального питания. В их число входят iTownhealth.com и FitnessSite.com. Не подлежит сомнению, что коммерческие предложения этих сайтов весьма ограничены. Перегруженные рекламной информацией, потребители ищут удовлетворяющие их рыночные ниши. (Источник: «Nutrition Business Journal».)
Использование белка молочной сыворотки. В первые питательные смеси входил яичный протеин (альбумин) и молочный протеин (казеин). В 1995 г. компания Gross Pro впервые в коммерческих масштабах стала производить белок молочной сыворотки. Этот белок имеет улучшенные вкусовые качества, быстрее усваивается организмом и легче смешивается с другими ингредиентами.
Обратная связь.
Бобу следовало более детально описать стратегии привлечения представителей каждого сегмента рынка. Например, AHC уже имеет корпоративных клиентов. Как он приобрел их? Как он будет находить их в будущем?
Довольно часто прогнозы продаж становятся заявлениями о целях и основных ориентирах Невозможно дать точные прогнозы продаж, особенно если у вас нет опыта работы в данной индустрии и ваш сектор молод и динамично развивается Постарайтесь найти человека, который учредил компанию, аналогичную вашей. Он может подсказать вам, каких объемов продаж вам следует ожидать.
Рекомендация.
Добывать фактическую информацию довольно трудно Например, оценка роста рынка, подтверждающая ваши прогнозы продаж, может занять несколько дней или даже недель Но это исследование будет иметь очень большое значение.
Если вы составляете бизнес‑план с целью получения инвестиций, вам необходимо жестко следовать фактам Однако если ваш план создается для «внутреннего использования», не допускайте того, чтобы поиск незначительного факта затянул процесс планирования Прогноз есть прогноз Сам по себе он не столь важен, как процесс поиска нужной информации
Рост межкорпоративной электронной коммерции. По сообщениям Министерства торговли, 94 % электронной коммерции приходится на межкорпоративную торговлю (или B2B). Она доминирует во всех промышленных секторах, составляя 18,4 % ($777 млрд) от общей стоимости производства. В 2000 г. 12,6 % доходов производителей продуктов питания были получены от продаж в режиме онлайн (в 1999 г. этот показатель составил 10,7 %).
Целевой рынок
Клиенты AHC придают большое значение качеству и удобству. Они стремятся получить индивидуальный сервис и найти оптимальные для себя варианты питания. Их устраивает только квалифицированный персонал, опытный тренер, которому они могли бы подражать, и легкость покупки продукта. Потребителями AHC являются люди в возрасте от 18 до 80 лет, желающие улучшить свое здоровье и уставшие от продуктов и услуг, которые не оправдывают ожиданий. Покупатели «Nutriva» ищут питательные смеси, которые можно было бы использовать в индивидуальной диете. Наиболее важными рынками «Nutriva» в 2003 г. станут посетители нашего веб‑сайта, магазины натуральных продуктов питания (НПП), корпоративные отделы управления трудовыми ресурсами, фитнес‑центры и безалкогольные бары. В 2004 г. «Nutriva» появится на массовом рынке, представленном бакалейными магазинами, аптеками и районными универмагами.