Лизинг: виды и преимущества. Лизинговые платежи

Под договором лизингапонимается договор или договорный комплекс, по которому одна сторона (наймодатель или арендодатель) обязуется приобрести у другой стороны (поставщика) имущество в собственность для предоставления его во временное пользование третьей стороне (нанимателю или арендатору) за установленное вознаграждение, которое третья сторона обязана уплатить первой стороне, с последующим приобретением данного имущества в собственность третьей стороной либо без такового.

К финансовому лизингу(его еще называют «лизинг/покупка»), как правило, отно­сятся договоры, предусматривающие выплату в течение установленного срока (обычно близкого к сроку службы оборудования или сроку его амортизации, что составляет примерно 10-15 лет, а иногда и более) арендных отчислений, сумма которых достаточна для полного возмещения всех расходов арендодателя, связанных с приобретением оборудования, и обес­печения ему установленной прибыли.

Арендодателем в указанном договоре выступают специализированные лизинговые фирмы, промышленные и финансовые. Промышленные общества или компании, занимаю­щиеся лизингом, являются либо филиалами крупных фирм-изготовителей техники, либо не­зависимыми фирмами, созданными несколькими фирмами-изготовителями.

Объектами операций финансового лизинга являются главным образом средства про­изводства, сооружения производственного назначения или крупные изделия машинострое­ния - транспортные средства (например, суда и гражданская авиатехника),

К оперативному лизингуотносятся арендные договоры и строящиеся на них опера­ции, не нацеленные на компенсацию затрат арендодателя, связанных с приобретением и со­держанием сдаваемого в аренду оборудования, в течение основного срока аренды.

Характерными признаками оперативного лизинга являются следующие:

- арендодатель не рассчитывает амортизировать все свои затраты за счет поступлений от одного арендатора;

- сроки аренды, как правило, значительно меньше сроков физического износа обору­дования;

- риск порчи или утери имущества, сдаваемого в аренду, лежит в основном на арендо­дателе, и хотя договор аренды может предусматривать определенную ответственность арен­датора за порчу переданного ему имущества, но ее размер не сопоставим с первоначальной ценой имущества;

- арендодатель осуществляет пусконаладочные работы, профилактическое техниче­ское обслуживание, текущий ремонт и прочий уход за сданным в аренду оборудованием;

В проекте лизинговых операций наиболее сложным остается момент определения суммы лизинговых платежей,причитающихся лизингодателю, принимая во внимание их многокомпонентный характер. В самом общем виде лизинговые платежи - это одна из эко­номических форм реализации права собственности на имущество.

Из других видов лизинга можно также отметить:

- возвратный лизинг («лиз-бэк») - сделка, в которой владелец имущества продает его арендодателю и затем арендует это имущество у последнего. Подобный вид лизинга применяется, когда собственник испытывает потребность в средствах и тем самым улучшает свое финансовое состояние;

- лизинг поставщику, по которому продавец оборудования также становится аренда­тором, как и при лизинге «лиз-бэк», однако арендованное оборудование используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан подыскать и сдать им оборудование в субарен­ду;

- лизинг со специальными услугами - сделка, в которой арендодатель берет на себя безусловную ответственность за ремонт и обслуживание оборудования;

- лизинг с полным набором услуг включает услуги арендодателя по ремонту, обслу­живанию, страхованию имущества, выплату налогов на собственность;

- генеральный лизинг предусматривает право арендатора дополнять список арендуе­мого оборудования без заключения новых контрактов;

- контрактный наем - специальный вид аренды, по которому пользователям могут предоставляться комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, автотранспортных средств;

- компенсационный лизинг - форма аренды, при которой арендная плата производится поставками продукции, выработанной на арендуемом оборудовании;

- международный лизинг, который характеризуется тем, что его участники (лизинго­вая компания, арендатор, поставщик) могут находиться в разных странах.

Среди наиболее часто упоминаемых достоинств лизинга можно отметить сле­дующие:

- лизинг позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры, оперативно обнов­лять основной капитал, не производя крупных разовых инвестиций, организовывать новое производство без мобилизации больших финансовых ресурсов;

- обеспечивает 100-процентное финансирование сделки, тогда как обычное кредито­вание предусматривает, как правило, частичную оплату наличными; причем арендные ставки оказываются в ряде случаев гораздо ниже процента по кредиту;

- дает возможность мелким производителям, не имеющим наличных средств, исполь­зовать необходимое им оборудование, не приобретая его в собственность (а значит, и не прибегая к кредитам);

- дает возможность арендатору пользоваться дополнительными услугами (главным образом в случае оперативного лизинга) арендодателя (например, техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его обслуживанию, передача ноу-хау, поставка запчастей и т.п.);

- освобождает арендатора от процедур и расходов, связанных с владением имущест­вом, поскольку право собственности на оборудование принадлежит арендодателю.

Функции лизинго­вых пла­тежей Возмещение стоимости объекта лизинга Накопление капитала Стимулирование предпринимательской деятельности

Перераспределение доходов

45. Франчайзинг – это сделка, по которой право пользования передаётся другому лицу за определённую плату; Ф – это продажа ограниченных прав на пользование товарной маркой фирмы и ноу-хау обслуживания; Ф – это деловое соглашение, согласно которому разработчик/владелец деловой концепции, или правообладатель, передаёт правополучателю лицензированное право на пользование деловой концепцией и связанной с ней торговой маркой. Ф. представляет собой один из способов выхода на рынок. Например, франчайзер поставляет франчайзи изделия которые импортируются на рынок. Франчайзи при этом платит за право на продажу конкретных изделий. Также он должен составлять для франчайзера финансовые отчёты, от которых обычно зависит размер платы за франчайзинг (например, 4-8 % от оборота). Финансовые отчёты являются одной из возможностей контроля для франчайзера. При этом франчайзинг нельзя понимать так, что франчайзи сам ничего не должен делать. По франчайзингу франшизополучатель всё же в первую очередь получает право на продажу изделий франчайзера и пользование интеллектуальным состоянием последнего (дизайн изделий, торговая марка на изделиях и название изделия). Франчайзинг применяется для распространения своих изделий или услуг. В первую очередь это касается независимых предприятий, которые покупают по договору франчайзинга право на самоидентификацию и деятельность в качестве звена т.н. «одной цепи». Каждое отдельное предприятие в «цепи» имеет то же название и стиль или покупает те же услуги. Типичным примером всемирного франчайзинга является предприятие быстрого питания «McDonald’s», где всё, от меню и рецептов до рабочей формы официантов, одинаково. В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий питания с едой быстрого приготовления (fast-food franchises) типа ресторанов "Макдоналдс" в 1950-х годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800-х годов. Однако современный франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания "Дженерал моторс" начала применять франчайзинговое дилерство. Все еще действующая и процветающая сегодня, ее франшизная система может похвастаться 10 900 дилерами, рассеянными по всей стране.Деловой Франчайзинг - это наиболее типичная форма франчайзинга с 1950-х годов. Включает в себя не только товар, услугу и Торговый знак, но охватывает всю структуру самого бизнеса, включая обычно план маркетинга, Руководство по эксплуатации, стандарты, а также контроль качества. Потребитель обычно не может отличить точку франчайзинга от предприятия самой компании. Франчайзинг - это вид клонирования бизнеса, при котором одна сторона представляет торговую марку, технологию ведения бизнеса и постоянную консультационную поддержку, а другая сторона - использует эту интеллектуальную собственность с целью создания собственного бизнеса.

Наши рекомендации