Значение, задачи и анализ динамики объемов производства и продаж
Объем производства и продаж – два взаимосвязанных показателя:
-если спрос на какой-либо момент времени является неограниченным, то на первое место выдвигается объем производства;
-если рынок насыщен и усилена конкуренция, то объем продаж является основой при подготовке производственной программы (плана) является объем продаж.
Организация должна производить продукцию, работы и оказывать услуги в объеме, исходя из спроса и возможностей.
Основными задачами комплексного анализа объема производства и продаж являются следующие:
– оценка степени выполнения плана и динамики объема, структуры, ассортимента, качества показателей производства и продаж;
– определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпущенной и реализованной продукции;
– разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции (работ, услуг) может выражаться в натуральных (штуки, метры и др.), условно-натуральных (тонно-мили), трудовых (нормо-часы затрат труда) и стоимостных измерителях. Большое значение имеют натуральные показатели, которые используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Обобщающие показатели объема деятельности организации получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Алгоритм анализа выпуска и продажи продукции
Рис. 7. Блок-схема анализа выпуска и продажи продукции
На первом этапе анализа выполняется исследование выполнения плановых показателей по объему производства и продажи продукции в стоимостном и натуральном выражении, по видам продукции и в целом. При планировании объемов производства и товарного ассортимента используются результаты анализа спроса и предложения (маркетинговый анализ). Анализ проводится способом сравнения фактических данных с плановыми заданиями за данный период времени.
Оценивается степень выполнения плана по выпуску товарной продукции:
ТП факт / ТП план * 100%
Оценивается степень выполнения плана по реализованной продукции:
РП факт / РП план * 100%.
Для изучения динамики объемов производства и продаж используются темпы роста, темпы прироста (цепные и базисные), среднегодовые темпы роста и прироста по стоимостным и натуральным показателям.
Для оценки динамики объемов производства и продаж по отдельным видам продукции рассчитывают:
1. Индивидуальный индекс физического объема: i=q1/q0,
где q1, q0 – объемы производства (продаж) в отчетном и базисном году
2. Общий (агрегатный) индекс физического объема:
где р0 – цена в базисном году.
3. Среднегодовой темп роста объемов производства:
где n - число лет в анализируемом периоде, V1, V0 – объемы производства (продаж) в последнем и базисном году.
4. Среднегодовой темп прироста объемов производства:
При исследовании динамики производства и продаж необходимо учитывать, что рост показателей в стоимостной оценке не всегда свидетельствует о реальном увеличении объемов, так как в условиях инфляции оно может быть вызвано ростом цен. Для устранения искажающего влияния инфляции показатели приводят в сопоставимый вид путем применения индекса роста цен. Кроме того, анализ показателей в натуральном измерении и трудовых показателей также позволяют выявить реальную ситуацию тенденции изменения объема производства и реализации.