Кризис 2014-2015 гг. в России. Причины его возникновения. Мероприятия по ослаблению и преодолению кризиса, предпринимаемые Правительством
Причины финансового кризиса 2014-2015 годов
Государственный бюджет России на 2015 год верстался из расчета 96 долларов за 1 баррель нефти. Учитывая, что около 50% поступлений налогов в казну обеспечивает нефтегазовый комплекс, цена нефти 96 долларов должна была обеспечить платежный баланс и бездефицитный бюджет. Но сегодня стоимость нефти уже 60 долларов за баррель, то есть бюджет для бездефицитного состояния от нефтяного комплекса недополучает треть необходимого.
Следующая проблема – международные экономические санкции, основой которых явился конфликт в Украине. В марте 2014 года, после перехода Крыма под юрисдикцию России, последовала первая волна экономических санкций, которые касались визовых и финансовых ограничений отдельных чиновников и участников конфликта.
После развязывания военных действий на востоке Украины санкции были усилены и коснулись, в частности, финансовых ограничений крупнейших российских компаний и банков. Проще говоря, негде стало занимать деньги не только для инвестиций, но и для покрытия обязательств по старым долгам.
Введенные санкции уже повлекли за собой некоторые внутренние события, которые также подстегнули панические настроения и, как следствие, падение стоимости рубля. Например, крупнейшая в России нефтяная компания «Роснефть» привлекла в облигации рублевого выпуска порядка 10 млрд. долларов.
Центробанк объявил, что «Роснефть» собирается использовать эти деньги как залог. Финансовый рынок отреагировал на это очень беспокойно, поскольку это выглядело прямой помощью государства близкому другу В. Путина, руководителю «Роснефти» И. Сечину. Сделка продемонстрировала неадекватную реакцию Центробанка на кризис.
Если оставить события последних месяцев и посмотреть на экономику России с 2012 года, то можно увидеть замедление и выход к состоянию рецессии. Теперь, когда к этому добавилось еще падение цены на нефть и последствия санкций, экономисты заговорили о большом экономическом спаде.
Положение осложняется выводом капитала из России. Только в 2014 году произошел отток 130 млрд. долларов. Кроме того, нужно платить по обязательствам. В 2015 году сумма выплат составила 100 млрд. долларов при сокращении экспортных поступлений на 140 млрд. долларов
Меры:
· поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
· содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;
· создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
· компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
· снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости; оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
· повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
- продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования в соответствии с потребностями XXI в.;
- создание необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП, ускоренное и полноценное исполнение "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе риск-ориентированного подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса;
- эффективное применение всех созданных инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки, государственно-частное партнерство);
- формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития);
- стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований;
- продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера);
- радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством.