Участие предприятий и организаций стран снг в международном лизинге
Формы долгосрочной и краткосрочной аренды но внешнеэкономических связях. По оценкам зарубежных экспертов, международный лизинговый бизнес получил свое развитие приблизительно на десятилетие позднее, чем внутренний лизинг. Масштабы международного лизинга в мировой хозяйственной практике иллюстрируются следующими данными. В первой половине 80-х годов лизинговые компании, находившиеся в 60 странах мира, осуществляли свои операции в 150 странах. Общая сумма контрактов в рамках 16 национальных лизинговых ассоциаций, входящих в международную ассоциацию "Лизюроп", составила в 1986 г. 36 млрд.долл.[10] Что касается западно-европейских стран, то, по оценкам В.Хойера, в объединение Европейских лизинговых обществ со штаб- квартирой в Брюсселе в настоящее время входят общества и союзы 17 европейских стран. В 1987 г. объем их операций составил 58,5 млрд. долл., в том числе по движимости — 50 млрд. и по недвижимости — 8,5 млрд.долл.
Для восточно-европейский стран характерен опыт Болгарии, в которой с 1985 г. существует специализированная фирма "Булгарлизинг", входящая в международную ассоциацию "Лизюроп". В Венгрии для развития международного лизинга создана организация "Интеринвест".
В современных условиях экономического развития для России наиболее интересен опыт КНР. Начав осваивать лизинг с первой половины 80-х годов, в Китае уже к 1988 г. имелось 40 крупных лизинговых компаний, причем большинство из них были созданы с участием иностранного капитала. Наибольшую заинтересованность в развитии международного лизинга демонстрирует Япония. В результате этого годовой объем лизинговых сделок в Китае достигает 1 млрд.долл. Международным лизингом занимаются такие крупные компании, как "Чайна интернешнл нон-ферроз металз лизинг", "Чайна ориент лизинг"[11].
Первые эпизодические попытки осуществления международных лизинговых сделок предпринимались в СССР в конце 60-х — начале 70-х годов организациями Министерства путей сообщения СССР и Министерства гражданской авиации СССР при долгосрочной и среднесрочной аренде средств транспорта. Во временное пользование передавались локомотивы, специальный подвижной состав, самолеты и вертолеты. Советские организации в свою очередь арендовали у зарубежных партнеров железнодорожные цистерны, рефрижераторы, контейнеры и трейлеры.
Однако наиболее развитой формой международной долгосрочной аренды, которая по своей экономической сущности близка к лизингу, является фрахтование торговых судов. Среди отечественных организаций лидером в проведении арендных операций с зарубежными партнерами стало В/О "Совфрахт" Минморфлота СССР, представляющее государственную монополию фрахтования.
В/О "Совфрахт" обеспечивает тоннажом поставки грузов, возложенные условиями торговых контрактов на отечественные внешнеторговые организации, на основе максимальной экономии валют на фрахтование иностранных судов и эффективного использования российских судов для перевозки этих грузов и грузов инофрахтователей. На объединение возлагается отфрахтование по поручению пароходств принадлежащих им судов под перевозки грузов иностранных фрахтователей. Иностранный тоннаж фрахтуется по указаниям объединений морского транспорта от имени отечественных внешнеторговых объединений-фрахтователей на условиях выданных ими поручений (ордеров) на перевозку внешнеторговых грузов.
"Совфрахт" использует в своей деятельности договоры Фрахтования судов на время — "тайм Чартер", включая договоры об аренде судов без экипажа — "бербоут". Чартеры могут заключаться заблаговременно или в срочном порядке (промт), а также с условием немедленной готовности судна к погрузке (спотпромт).
Фрахтование судов без экипажа осуществляется в соответствии с двумя проформами стандартных условий. Проформа "бербоут А" предполагает, что собственник судна сдает его в аренду в состоянии, подготовленном для эксплуатации в обычных условиях. Наиболее близка к содержанию лизингового контракта проформа "бербоут В". Ее условия обычно предусматривают, что будущий собственник судна, в качестве которого, как правило, выступает лизинговая компания или банк, заказывает на судостроительной верфи постройку судна в соответствии с характеристиками, определенными будущим пользователем судна, а после окончания постройки сдает ему судно в долгосрочную аренду на условиях лизинга.
Среди других договоров долгосрочной аренды, применяемых во внешнеэкономических связях, отметим договоры об аренде специального оборудования, которые заключаются отечественными организациями при строительстве за границей объектов "под ключ". Для строительной организации ввоз необходимой для строительства техники экономически не оправдан; беря же оборудование, транспортные средства и подъемные механизмы в аренду на условиях лизинга, она получает возможность после окончания строительства приобрести в собственность эту высокоэффективную технику.
Много общих черт с лизинговыми сделками имеет краткосрочная и среднесрочная аренда, которая эпизодически применяется при проведении международных выставок в стране и за рубежом, если в них участвуют отечественные организации. Объектом аренды являются выставочные и складские помещения, автотранспорт, подъемные механизмы. Они, как правило, арендуются вместе с обслуживающим персоналом. Срок аренды устанавливается от нескольких часов до нескольких дней.
В последние годы в международный лизинговый бизнес активно включились Аэрофлот и такие внешнеторговые объединения, как "Совтрансавго", "Автоэкспорт", "Тракторэкспорт" и др. В 1990 г. Внешэкономбанк СССР, Госснаб СССР, Совкомфлог СССР, Банк Насьональ де Пари (Франция) и компания "Митфинанд Гмбк" (ФРГ) создали совместное лизинговое предприятие "Юролизинг".
В качестве метода продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки внешнеторговыми объединениями практикуется безвозмездная аренда иностранным импортерам гаражного и ремонтного оборудования для оснащения им станций техобслуживания за рубежом. Заключаемые при этом договоры считаются договорами безвозмездной аренды подпадают под действие ст. 342—349 гл. 29 "Безвозмездное пользование имуществом" ГК РСФСР. В этих договорах иногда предусматривается, что поставляемое оборудование должно использоваться преимущественно или исключительно для обслуживания российских экспортируемых машин.
На решение сбытовых проблем направлены также договоры о безвозмездной передаче единичных экземпляров техники во временное пользование для проведения испытаний перед закупкой ее партии. Испытания должны всесторонне продемонстрировать возможности экспортируемой техники в конкретных условиях эксплуатации. При положительном результате опробования в дальнейшем предусматривается заключение торговой сделки. Таким образом, для предприятий-экспортеров открываются дополнительные возможности изучения конъюнктуры рынка определенного вида техники, оценки степени соответствия своей продукции мировым требованиям и аналогам, т.е. формируется канал обратной связи "потребитель — производитель".
Названные две формы безвозмездной аренды по своим условиям во многом сходны с лизингом, так как в них по сравнению с другими формами аренды в гораздо большей степени реализуется сбытовая функция лизинга.
Перспективы развития международного лизинга. В конце 80-х — начале 90-х годов отечественными экономистами предпринимались попытки оценить перспективы участия Советского Союза, а затем отдельных стран СНГ в развитии международного лизинга. Например, А.Евстратов считает, что в качестве ориентира в расчетах можно принять долю лизинга в инвестициях в машины и оборудование в развитых капиталистических странах. Он указывает, что за первые 10—15 лет эта доля достигает 5- 6 %, увеличиваясь затем в 1,5-2 раза. Исходя из этого в качестве промежуточной цели к 1995 - 1996 гг. он называет цифру в 2-3 %, а к 2000 году - 4-5 %[12].
По нашему мнению, в настоящее время нет оснований для столь оптимистичных прогнозов. В развитых капиталистических странах объемы экспорта, осуществляемого по каналам лизинга, на начало 80-х годов оценивались в 15—20 млрд. долл. Его доля во всем машинно-техническом экспорте составляла в США 8-10 %, Японии — 2-4, Великобритании - 1,5-4,5 %, а в целом по развитым индустриальным странам мира — 3-4,5 %[13]. Несмотря на некоторое оживление в использовании в последние годы отечественными внешнеэкономическими организациями лизинговых операций, их масштабы несоизмеримы с имеющимся потенциалом. По данным Госкомстата СССР, на 1 января 1991 г. объем аренды и концессии составил по импорту 11,8 млн. руб., а по экспорту — 54,7 млн.руб. Из них на аренду машин, оборудования и транспортных средств приходилось по импорту 11,8 млн.руб. и по экспорту 54,6 млн.руб., т.е. почти 100 % общего объема.
На 1 января 1991 г. экспорт из СССР машин, оборудования и транспортных средств в стоимостном выражении составлял 10,9 млрд.руб., а импорт — 27,7 млрд.руб. Таким образом, доля лизинга в общей совокупности машинно-технического экспорта составляла 0,5 % и импорта — менее 0,1 % (0,04 %).
Анализ структуры экспорта из СССР важнейших видов машин, оборудования и транспортных средств свидетельствует о том, что 15,2 % приходилось на энергетическое оборудование, 7,3 % — на легковые автомобили, 5,3 % — на грузовые автомобили, 3,3 % — на тракторы, 3,0 % — на дорожные и дорожно-строительные машины. Лидирующее положение по закупкам техники в СССР занимали Болгария, ГДР, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Ирак, Вьетнам.
В структуре импорта преобладали электронно-вычислительная и организационная техника (11,1 %), подъемно - транспортное оборудование (4,9 %), металлургические станы (4,8 %), сельскохозяйственные машины (3,7 %). Большая часть этой продукции ввозилась из ГДР, Болгарии, Полыни, Чехословакии, ФРГ, Венгрии.
В 1991 г. во внешнеэкономической деятельности СССР преобладали неблагоприятные тенденции. Только за первое полугодие 1991 г. по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года экспорт сократился па 23,4 %, а импорт — на 47,7 %. Переход в торговле со странами, входившими в СЭВ, на расчеты в свободно конвертируемой валюте привел к снижению торговых операций с этими странами почти на 50 %, причем в наибольшей степени это коснулось машинно-технической продукции. Уменьшение внешнеторгового оборота с капиталистическими странами произошло в основном за счет сокращения импорта (на 47,0 %), экспорт снизился на 15,3 %.
Из вышесказанного следует, что уменьшение внешнего товарооборота машинно-технической продукции произошло в основном из-за сворачивания внешнеэкономических связей с традиционными партнерами Советского Союза в этой области (с бывшими странами — членами СЭВ). Этот процесс оказывает самое негативное влияние на только еще зарождающиеся связи по международному лизингу.
Сложная ситуация во внешнеэкономических связях России продолжала сохраняться и в 1992 г. Так, по данным Госкомстата Российской Федерации, за 9 месяцев 1992 г. объем экспорта из России сократился по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. на 27 %, составив 29,9 млрд. руб. При этом экспорт машин и оборудования уменьшился в 1,8—2 раза. В общем объеме экспорта на его долю приходилось на 1 октября 1992 г. только 9 %. При общем сокращении объема импорта по сравнению с тем же периодом 1991 г. на 18 % (на 1 октября он равнялся 28,5 млрд. руб.) импорт машин и оборудования упал на 9 %. В целом по импорту машин и оборудования на 1 октября 1992 г. было закуплено на сумму 10,5 млрд.руб., а их доля в общем объеме импорта снизилась почти до 37 %[14].
Анализ основных конкурентообразующих тенденций мировою рынка машин и оборудования позволяет сделать вывод, что машиностроительное производство капиталистических стран в 1991-1992 гг. по-прежнему, как и в предыдущие годы, находится на подъеме. По прогнозам ВНИКИ МВЭС СССР[15], прирост экспортных поставок машин и оборудования по группе промышленно развитых стран должен был составить не менее 5-6 % и по группе развивающихся стран 9-11 %. Импорт данной продукции должен расширяться теми же темпами, что и экспорт, причем тенденция возрастания роли развивающихся стран на рынке импортеров сохранится: прирост стоимости импорта по ним составит 9-11 % против 4 % по развитым странам.
В этих условиях положение экспортеров из России и других стран СНГ на мировом рынке машин и оборудования будет усложняться, что связано с особенностями этого рынка. Для него характерен не только рост товарооборота, по и высокие качественные параметры обращающейся на нем продукции. На расширение экспорта машинно-технической продукции непосредственное влияние оказывает углубление международного разделения труда, поскольку в современных условиях создание новой конкурентоспособной продукции связано с необходимостью инвестирования значительных средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, модернизацию и техническое переоснащение традиционных и создание новых отраслей машиностроения. Кроме названных к важнейшим факторам, влияющим на развитие международной торговли машинами и оборудованием, относятся автоматизация и роботизация технологического, прежде всего металлообрабатывающего, оборудования, а также полная компьютеризация систем контроля за управлением процессами производства.
Другим направлением развития отраслей, выпускающих конечную продукцию, является увеличение производства оборудования и интенсивная разработка технологий, позволяющих получать и обрабатывать новые конструкционные материалы, заменяющие природные. Растет выпуск комплексов оборудования для защиты и улучшения среды обитания, безотходных и энергоэкономичных технологий. Отставание отечественной техники от зарубежных аналогов затрудняет ее сбыт и не позволяет отечественным экспортерам эффективно использовать даже благоприятно складывающуюся в предшествующие годы конъюнктуру.
Современные требования, предъявляемые к организации поставок машин и оборудования на внешний рынок, предусматривают:
расширение поставок машин и оборудования в готовом к эксплуатации виде с высоким уровнем предпродажного сервиса;
увеличение в рамках международной производственной кооперации поставок запасных частей для технического обслуживании и ремонта поставленных рапсе изделий;
развитие комплектных поставок, разновидностью которых являются контракты "под ключ", предусматривающие выполнение поставщиком полного комплекса работ, начиная от технико-экономического обоснования проекта и кончая пуском объекта в эксплуатацию и укомплектованием всем необходимым оборудованием;
системные продажи, когда покупателям предлагается основное изделие и различные комплектующие и сопутствующие товары;
организацию поставщиками технического обслуживания проданных изделий не только в гарантийный, но и послегарантийный период.
Экспортные возможности стран СНГ па мировом рынке машин и оборудования снижаются и вследствие активизации правительствами индустриальных государств стимулирования экспорта машин и оборудования. Сюда входит предоставление значительных льгот в налогообложении экспортного производства, льготных кредитов на развитие ориентированных на экспорт производств, обеспечение государственного страхования товарных и финансовых кредитов зарубежным покупателям.
Практикуется также мобилизация национальных и международных источников ссудного капитала для кредитования иностранных покупателей машин и оборудования по сниженным ставкам с последующей компенсацией разницы между предоставленной и рыночной ставками из госбюджета.
Оценка конъюнктуры секторов мирового рынка машин и оборудования свидетельствует, что в краткосрочном периоде наибольшие перспективы машинно-технический экспорт стран СНГ, и в первую очередь Российской Федерации, имеет в развивающиеся страны. Однако он, как и ранее, будет сдерживаться существующей в этом регионе конкуренцией со стороны индустриально развитых стран и укрепляющихся местных структур.
Происходящий в странах Европейского Сообщества процесс создания к 1993 г. единого внутреннего рынка и связанная с этим структурная перестройка в машиностроении, направленная на повышение конкурентоспособности стран Западной Европы, затруднят в конце 90-х годов деятельность внешнеторговых организаций стран СНГ по экспорту. Дополнительным негативным фактором служит усиливающаяся в этом регионе конкуренция со стороны американских и японских компаний, которые наряду с осуществлением товарного экспорта прибегают к созданию здесь совместных с западно-европейским капиталом предприятий.
Переход с 1 января 1991 г. к торговле со странами Восточной Европы по мировым ценам и платежам в свободно конвертируемой валюте резко усложнит экспортную деятельность и с этой группой стран. Уже сейчас, как отмечалось, значительно сократился машинно-технический экспорт в эти страны. В связи со складывающейся новой экономической ситуацией со странами Восточной Европы в ближайшей перспективе будет происходить сокращение и объема импорта в СНГ из этих стран, в том числе и машинно-технического.
Благоприятными остаются перспективы на расширение импорта машин и оборудования из стран Запада. Это обусловлено рядом экономических и политических факторов. Освоение рынков стран СНГ будет продолжаться в условиях острой конкурентной борьбы между продуцентами на всех товарных рынках мира, с одной стороны, и при росте производства продукции машиностроения и относительно стабильных умеренных экспортных ценах на эту продукцию — с другой. В этой ситуации намечаются достаточно хорошие перспективы не только для расширения машинно-технического импорта из этих стран, но и для совершенствования самой его структуры за счет увеличения доли наукоемкой техники (электротехнической, средств автоматизации, телекоммуникационного оборудования, высокоточных станков и т.д.).