Контроль, его виды и функции

Контроль – это система действий по обеспечению выполнения плановых заданий и формированию информации о ходе реализации и достижения намеченных целей.

Процесс контроля в системе контроллинга состоит из:

- определения контролируемых величин, объектов и субъектов контроля;

- измерение фактически достигнутого результата по сравнению с плановыми величинами;

- анализ отклонений и проведение необходимой корректировки или управленческих действий или плановых расчётов.

Необходимость контроля вызвана рядом объективных и субъективных обстоятельств:

- неопределённость внешней среды и её изменчивость во время реализации планов предполагает адаптацию планов к этим изменениям, а также управленческих действий на основе получения информации об отклонениях от плановых величин;

- осуществление координации работ по выполнению плановых заданий, обеспечению их необходимыми ресурсами на основе «обратной связи», сбалансированности и синхронности потребностей и возможностей;

- субъективизм в поведении людей, превалирование иждивенческих позиций в ущерб интересам предприятия предопределяют корректировку мотивации персонала по выполнению плановых заданий.

Контроль выполняет следующие задачи:

- обеспечение точного соответствия управленческого решения содержанию его исполнения;

- оценка эффективности использования ресурсов и управленческих решений;

- выявление резервов и новых возможностей в повышении эффективности работы предприятия.

Для решения поставленных задач контроль выполняет ряд функций:

- предупреждение возникновения кризисных ситуаций при реализации плановых заданий;

- поддержание сбалансированности развития отдельных сторон деятельности предприятия на весь период выполнения плана (например прибыльности и ликвидности предприятия);

- формирование условий стабильности и устойчивости работы предприятия.

Эти функции могут быть реализованы как в рамках контроллинга, так и в системе управления предприятием. В последнем случае контроль может быть:

- предварительный (предупреждающий);

- текущий;

- заключительный.

Предварительный контроль – формирование на стадии планирования и реализация определённых правил, процедур и линий поведения (должностные инструкции, функции в организационных структурах и другие). Предварительный контроль используется по отношению к людям, материальным и финансовым ресурсам. Этот вид контроля реализуется на стадии планирования и предполагает выработку стандартов, норм и нормативов использования ресурсов, а также процедур доведения плановых заданий до исполнителей, определения схемы документооборота.

Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работ, оценке выполнения плановых заданий. При этом реализуется схема обратной связи:

Контроль, его виды и функции - student2.ru Контроль, его виды и функции - student2.ru работа результат корректировка работ (при необходимости) для обеспечения достижения запланированных показателей.

Заключительный контроль выполняет две функции: даёт информацию о результативности выполняемых работ; формирует предпосылки для адекватной корректировки планов на основе аналитических расчётов и оценок (изменение мотивации персонала, уточнение ресурсных потоков и другие меры).

Кроме того, классификация видов контроля может быть и по признаку решаемых задач в системе управления (таблица 15).

Таблица 15.

Виды контроля планов

Вид контроля Цель контроля Содержание
Контроль результатов: Контроль за выполнением Планов. Проверить, были ли достиг- нуты запланированные резу- льтаты. Анализ объемов продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объемов продаж и затрат. Финансо- вый анализ. Оценка реали-зации инвестиций
Контроль прибыли Проверить, где предприятие получает и теряет доходы. Определение прибыльности в разрезе продуктов и услуг, отдельных структур, видов бизнеса.
Контроль эффективности Оценить и повысить эффек-тивность Оценка эффективности мер по стимулированию сбыта, использованию ресурсов, продуктовой и ценовой стратегии и тактики
Стратегический контроль Оценить использование и формирование ресурсного потенциала Уровень инновационности процессов на предприятии; качественные параметры ресурсного потенциала; капитализация предприятия.

В литературе встречается и другая классификация видов контроля (по степени активности к объекту контроля и т.д.). Главное в этом процессе то, чтобы система контроля была простой, но в то же время обеспечивающая всех лиц, принимающих решения, своевременной и полной информацией, чтобы они вовремя могли принять корректирующие меры в случае возникновения отклонений факта от плана. Корректировка планов даёт возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы предприятия добиваться эффективности и финансовой устойчивости.

Контроллинг как эффективная система решения наиболее сложных проблем в развитии предприятия предполагает проведение комплекса мер по его внедрению на предприятии. При этом целесообразно не только создать службу контроллинга на предприятии, но и поменять философию управления им: перейти к жестко регламентированной и подконтрольной системе принятия решений с оценкой деятельности подразделений и сотрудников по конечному результату. Изменяются и экономико-организационные отношения внутри предприятия: повышается ответственность и мотивация персонала за своевременное и качественное выполнение заданий и мероприятий плана в рамках определенной компетенции.

Процесс внедрения контроллинга состоит из нескольких этапов, которые представлены на рис. 15.

 
  Контроль, его виды и функции - student2.ru

Рис. 15 Схема процесса внедрения контроллинга в предприятии

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение контроллинга как современной концепции управления.

2. Какие задачи решает контроллинг?

3. Основные принципы контроллинга.

4. Виды контроллинга.

5. Необходимость применения контроллинга на предприятии.

6. Специфика планирования и контроля в системе контроллинга.

7. Виды контроля и его сущность.

8. Необходимость контроля и его основные принципы.

Глава XVI. Эффективность плановых расчётов

Планирование как базовый элемент в управленческом цикле направлено на достижение цели функционирования предприятия: увеличение прибыли, повышение эффективности использования ресурсов потенциала; обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и надежности работы предприятия как в настоящем, так и в будущем. Этому будут способствовать увеличение оборота, ускорение оборачиваемости капитала, повышение производительности труда и другие факторы, которые в планах имеют количественную определённость. Любая идея, отражаемая в плане как перспектива развития предприятия должна быть экономически оправдана, что предполагает проведение, расчёта экономического эффекта, соизмерение его с дополнительными затратами, с общими затратами и ресурсами. Расчёт эффекта. Расчёт эффекта требует знания взаимосвязей экономических показателей и методики их определения. Экономический эффект плана зависит от:

- предпринимательской направленности действий;

- взаимосвязи элементов и структур предпринимательской деятельности;

- обеспеченности плана ресурсами.

Экономический эффект измеряется обычно в абсолютных показателях (прирост выручки, прирост прибыли, сокращение затрат), а экономическая (коммерческая) эффективность относительных показателях: эффективность относится к дополнительным затратам, ресурсам, инвестициям.

В соответствии с тем, что на предприятии обычно коллектив общефирменных планов разрабатывается и ряд локальных планов-мероприятий решающих ту или иную проблему, необходимо производить расчеты эффекта, как в целом по предприятию, так и по локальным планам.

Типовыми подходами определения экономической эффективности являются:

1. Эффект (P1) от увеличения производительной мощности предприятия с учетом коэффициента её загрузки.

∆Ов = ∆производительной мощности Контроль, его виды и функции - student2.ru коэффициент загрузки

прирост мощности Контроль, его виды и функции - student2.ru объем выпуска на единицу мощности в год

объема выпуска

(в натур. единицах)

∆Ор = ∆Ов Контроль, его виды и функции - student2.ru среднюю отпущенную цену Контроль, его виды и функции - student2.ru К (коэффициент

прирост соотношение объема реализации в объему выпуска)

объема реализации

(в сумме)

I способ ∆Р1 = ∆Ор Контроль, его виды и функции - student2.ru R

прирост сложившаяся

прибыли рентабельность

продаж

II способ ∆Р1 = Пр Контроль, его виды и функции - student2.ru Эп - Р3

эффект дополнительные

производственного затраты на

рычага прирост мощностей

То - темп прироста объема реализации (%)

Пр – прибыль отчетного года (руб.)

2. Эффект от повышения оборачиваемости мест в предприятиях общественного питания (изменение системы обслуживания, повышение привлекательности предприятия, проведение целенаправленной маркетинговой стратегии и т.д.).

Контроль, его виды и функции - student2.ru

Контроль, его виды и функции - student2.ru ∆ П = число мест Контроль, его виды и функции - student2.ru обор. мест - обор. мест

посетителей в торговом зале в план. периоде в отч. периоде

∆О3 = ∆П Контроль, его виды и функции - student2.ru средняя стоимость одной покупки (в руб.)

Эффект (прирост прибыли) - ∆Р3 равен:

∆Р3 = ∆О3 Контроль, его виды и функции - student2.ru R; или

Контроль, его виды и функции - student2.ru (дополнительные затраты на реализацию

плановых мероприятий)

3. Эффект от ускорения оборачиваемости капитала (нормирование и управление товарными запасами, оптимизация дебиторской задолженности, нормирование и управление поставками малоценного инвентаря и др.)

Контроль, его виды и функции - student2.ru К = o Контроль, его виды и функции - student2.ru m

Контроль, его виды и функции - student2.ru К – сумма высвобождения из оборота средств (оборотных средств)

о – среднедневной оборот (выручка)

m – изменение оборачиваемости оборотных средств в днях

Эффект (Р4) будет равен:

Контроль, его виды и функции - student2.ru Контроль, его виды и функции - student2.ru Р4 = Контроль, его виды и функции - student2.ru , где r – ставка процента по кредитам (или депозиту).

4. Экономический эффект (∆Р5) от роста производительности труда (за счёт роста фондовооружённости труда, лучшей организации труда, сокращения непроизводит. времени и т.д.)

Zj = Контроль, его виды и функции - student2.ru - Контроль, его виды и функции - student2.ru

Zj– изменение численности работников (условное высвобождение численности работников)

O2 – плановый объём выручки (объема производства)

А1 – выработка на 1 работника в отчётном периоде (тыс. руб. или ед. продукции/ чел.)

А2 – плановая выработка 1 работника (тыс. руб. или ед. продукции/чел.)

Эффект будет равен:

Контроль, его виды и функции - student2.ru Р5 = Z Контроль, его виды и функции - student2.ru средний объем затрат на 1 работника (в плановом периоде) –

- ∆З (дополнительные затраты на мероприятия)

5. Экономический эффект (∆О6) от применения новых видов оборудования, информационных технологий и т.д. Определяется через рост фондовооруженности труда и соответственно производительности труда, повышение выпуска продукции на единицу мощности, повышения качества продукции.

Контроль, его виды и функции - student2.ru Контроль, его виды и функции - student2.ru О6 = Контроль, его виды и функции - student2.ru

прирост выручки с учётом

повыш. заполняемости гостиницы

Эффект будет равен

∆Р6 = ∆О6 · R - ∆З (дополнительные затраты на предприятия)

или

Контроль, его виды и функции - student2.ru

О – базовый оборот (выручка отчетного года)

Пр – прибыль отчетного года

Если это повлияло на рост фондовооруженности труда, то расчет осуществляется следующим образом:

Контроль, его виды и функции - student2.ru темп прироста производительности труда(%)

∆Ф1 – прирост фондовооруженности труда в плановом периоде по сравнению с отчетом (руб./на чел.)

Ф – фондовооруженность труда отчетного года

1,1 – коэффициент опережения темпов роста производительности труда по сравнению с фондовооруженностью (может уточняться в зависимости от специфики отрасли.

Далее производятся расчеты как в пункте 4 (Р5).

6. Экономический эффект (∆Рр) от рекламных мероприятий (коммуникативная эффективность, торговая эффективность)

Контроль, его виды и функции - student2.ru Рр = (О2 – О1) Контроль, его виды и функции - student2.ru R – З рекл.

Контроль, его виды и функции - student2.ru Р – прирост прибыли от рекламы

О2 и О1 – условно-годовой оборот после рекламы и до рекламы

R- сложившийся уровень рентабельности продаж до рекламы

Зр –затраты на рекламу.

Возможно и более правильно определять прирост прибыли от рекламы с учетом производственного рычага (см. пункты 1 и 2)

7.Экономический эффект от снижения текучести кадров (влияет на увеличение объёма деятельности)

Контроль, его виды и функции - student2.ru Ок = Контроль, его виды и функции - student2.ru , где

Ок Контроль, его виды и функции - student2.ru – увеличение объёма деятельности (выручки, производства товаров и услуг)

Контроль, его виды и функции - student2.ru - снижение коэффициента текучести %

0,3 – среднее изменение производительности труда в зависимости от изменения коэффициента текучести кадров (1% текучести повышает или снижает производительность труда на 0,3%)

Z – численность работников в отчетном году.

А – производительность труда отчетного года.

Эффект будет равен

∆Р7 = ∆Ок х R - ∆Зк (дополнительные затраты на мероприятия)

или

Контроль, его виды и функции - student2.ru

Эти показатели эффекта по локальным мероприятиям составляются с затратами на их проведение и определяется локальная эффективность проводимых (запланированных) мероприятий (эффект делится на дополнительные затраты или дополнительные ресурсы. Принимаются к реализации только те мероприятия по которым эффективность выше, чем сложится аналогичный показатель в целом по предприятию в отчетном периоде.

Локальные показатели эффективность в системе принятия планов играют лишь поддерживающую роль. Необходимо по всем планам рассчитать показатели эффективность деятельность предприятия в плановом периоде и сравнить их с аналогичными показателями в отчетном периоде (перечень показателей по различным направлениям деятельности приведен в приложении 2) Если по объективным причинам в следующем плановом году некоторые показатели снижаются, то необходимо предусмотреть меры по их повышению во 2-ом и последующих годах, что целесообразно отобразить в пояснительной записке к плану. При этом предлагается достаточно конкретный и обоснованный комплекс мер с расчетами затрат и эффекта, обеспечивающий необходимые позитивные изменения в деятельности предприятия.

16.2. Организация выполнения планов

Разработанные и обоснованные планы после их утверждения руководством предприятия (принципом руководителя, одобрение собрания акционеров, директоров принимают характер директивных, т.е. обязательных к выполнению). Поэтому важным этапом планирования является организация реализации намеченных планов в установленные сроки и с заданными параметрами развития. Даже самые обоснованные и оптимальные планы могут оставаться лишь «на бумаге», если не будет сформирован адекватный, эффективный механизм их реализации.

В связи с тем, что планы различаются по временному интервалу, приоритетности, масштабности, инновационность, целесообразно и механизм их реализации дифференцировать. В частности, бизнес-планы инвестиционного или предпринимательского проекта выделяются в самостоятельный блок управления: проект-менеджмент. Такой подход позволяет целенаправленно проводить управленческие действия на поставленных в бизнес-плане целей, не размывая их задания и мероприятия в других плановых документах. Зачастую мероприятия бизнес-планов или комплексных целевых программ имеют приоритетность в выделении ресурсов на их реализацию, находятся под более пристальным вниманием руководства предприятия (организации). Такая практика формирования команд для реализации наиболее важных проектов показала свою эффективность. Главная цель назначения команды проекта – обеспечить гарантированно выполнение всех работ в соответствии с планом и бюджетом реализации (затрат) и сформировать возможность проведения соответствующих контрмер в случае, если работы по реализации и затраты отклоняются от плана.

Для планов текущего и оперативного характера разрабатывается система мер по их реализации включающая:

- порядок и сроки доведения плановых заданий по исполнителей (плановые задания должны быть понятны исполнителю, реальны в выполнении, конкретны как по объемам, так и по срокам);

- систему контроля за ходом выполнения плановых заданий включая сроки, частоту контрольных мероприятий, контролируемые показатели и их отражения в оперативной отчетности, определение ответственного лица за проведение контроля;

- ресурсное обеспечение реализации плановых заданий по номенклатуре, объемам, срокам, составления сетевых (или иных) графиков постановки материальных ресурсов, привлечения финансовых (кредитных) ресурсов, пополнение (переподготовка) кадров;

- мотивацию персонала и ответственность исполнителей за своевременное и качественное выполнение плановых заданий (в соответствии с этим возможна корректировка плана по труду и заработной плате на мероприятия стимулирующего характера);

- документооборот плановых и фактических показателей с учетом их составляемости и измеримости; документационное обеспечение доведения планов до исполнителей и установление документов по обратной связи: от исполнителя к контролеру – управлению обеспечивающему оперативную оценку выполнения плановых заданий и при необходимости – внесения в них корректирующих действий;

- оценка эффективности реализации плановых показателей с учетом ресурсоотдачи и затратоемкости достижения поставленных целей (система сопоставимости алгоритмов расчетов и оценочных показателей).

Эта система мер предваряет управленческие действия по организации реализации планов. Конкретные меры, включаемые в эту систему, необходимо задокументировать в виде приказа, положения или распоряжения, что позволяет целенаправленно и комплексно осуществлять управленческие действия по организации реализации планов.

При организации реализации планов помимо осуществления вышеназванных мер необходимо обратить внимание на:

- усиление контроля за своевременностью и эффективностью реализации плановых заданий;

- повышение значимости управления персоналом в достижении намеченных целей и плановых показателей;

- контроль за внешним окружением с последующими своевременными мерами по корректировке планов и управленческих действий;

- совершенствование системы премирования с учетом привязки её к получению конечных результатов.

При реализации планов, при необходимости перестраивается система управления предприятием:

- формируются группы проект–менеджмента;

- организуется управление по результатам (оценки, стимулирование, развитие);

- осуществляется управление по ситуации с учетом достижения запланированных показателей при изменяющихся внешних условиях хозяйственной деятельности предприятия.

Это вызывает необходимость адаптировать организационную структуру управления, стиль и методы управленческого поведения с учетом обеспечения реализации плановых заданий наиболее эффективным путем (применение принципов и методов контроллинга, матричной структуры управления и других).

Кроме того, необходимо использовать современные концепции менеджмента для обеспечения эффективного управления предприятием (управление временем и стремление сокращение потерь времени, ресурсов, денежных средств).

Необходимо отметить, что способ планирования в определенной мере оказывает определяющее воздействие на реализуемость планов. Поэтому при разработке планов, выработке оптимальных решений по их реализации необходимо участие как можно большего числа сотрудников, учет их мнений (без ущерба для оптимального развития предприятия), включение их в рабочие группы. Это позволяет при реализации планов тратить меньше времени и целей на разъяснение плановых идей, необходимость их достижения.

Особенно это важно в условиях кризиса, когда средства и возможности более, чем всегда, ограничены.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как утверждаются планы и доводятся до исполнителей?

2. Какова система мер по обеспечению реализации планов с учетом ограничений по времени и бюджету;

3. Поясните что такое «проект-менеджмент»;

4. Дайте определение «стандарт-кост», «директ-костинг»;

5. Какие показатели характеризуют получения эффекта от реализации мероприятий плана;

6. Какие показатели эффективности могут рассчитываться для оценки планов;

7. Каков порядок расчета эффективности плановых расчетов?

Глоссарий

Абсолютное преимущество –способность предприятия производить какой-либо товар, используя меньший объем ресурсов на единицу продукции, чем другое предприятие.

Выработка –это количество произведенной (реализованной) продукции в единицу времени или приходящейся на одного среднесписочного работника производства (обслуживающего персонала) в год (квартал, месяц, день).

Затраты на оплату труда –затраты, связанные с выплатой вознаграждения работникам предприятия (организации, учреждения), означающее фактическую стоимость рабочей силы. В затраты включаются помимо выплат вознаграждений и отчислений во внебюджетные (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования).

Издержки утраченных возможностей (альтернативные издержки) –это издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций и распределения активов при отказе от другого возможного способа. К альтернативным издержкам не относятся затраты, которые несет производитель в безусловном порядке (условно-постоянные, базисные издержки к альтернативным относятся).

Инвестициипредставляют собой вложения капитала во всех его формах с целью обеспечения роста деятельности предприятия (капитализации) в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных задач.

Инвестиционные затраты –затраты, связанные с привлечением и использованием инвестиций. Включают капитальные затраты (вложения в основные фонды) и прирост оборотных средств.

Инвестиционный проект –это запланированный комплекс мероприятий (предложений), направленных на достижение определенных целей (экономического и неэкономического характера) и требующее для своей реализации расхода или использования капитальных ресурсов, т.е. капиталообразующих инвестиций.

Капиталообразующие инвестициинаправляют в основном на поддержание и развитие материального производства и сферы услуг; они включают: капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, НИОКР, программные продукты и т.д.).

Косвенные издержки –издержки не связанные напрямую с производством конкретной продукции и услуг, а характеризуют затраты в целом по предприятию.

Комплексная целевая программа –директивный плановый документ, содержащий увязанный по ресурсам, срокам, исполняемым комплекс адресных мероприятий, обеспечивающих решения важной социальной, экономической или научно-технической проблемы.

Критерий оптимальности (критерий – мерило оценки) –количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого для сравнительной оценки возможных планов решений и выбора наилучшего (максимум прибыли, минимум трудовых задач, минимальное время достижения цели).

Материальные затраты –вид затрат, связанных с приобретением необходимых для производства и реализации продукции и услуг материальных ресурсов.

Методы планирования – совокупность приемов, способов, операций, алгоритмов по обоснованию прогнозов и планов развития предприятия на перспективу.

Миссия предприятия –это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, то есть смысл его существования, проявление отличий данного предприятия от ему подобных.

Относительное преимущество –способность предприятия производить (продавать) какой-либо товар с более низкими вмененными издержками, чем его конкуренты.

Партисипативное управление –участие в делах организации всех работников, в том числе в обосновании плановых мероприятий. В рамках того управления рядовые работники получают право самостоятельно принимать решения, касающиеся средств и методов выполнения поставленных перед ними планов и заданий.

План –директивный документ, в котором в количественных и качественных показателях определяется развитие предприятия в будущем.

Планирование –процессразработки планов каккомплекса мероприятий, показателей и способов их достижения, формирующих условия и предпосылки реализации целей экономического субъекта.

Планирование предусматривает выполнение следующих условий:

· постановка целей и задач;

· составление программы действий;

· определение необходимых ресурсов и их источников;

· доведение планов до их непосредственных исполнителей.

Показатели планирования – числовые величины, включенные в планы и характеризующие различные стороны развития экономического субъекта.

Предельные издержки –прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е отношение прироста переменных издержек к вызванному им приросту продукции:

Контроль, его виды и функции - student2.ru

МС – предельные издержки фирмы

∆VC – прирост переменных издержек (в сумме)

∆ Q – прирост объема производства

Принципы -(основополагающие правила) теоретическое понятие, отражающее закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы.

Приоритеты – вид иерархии, когда определенным целям и направлениям развития экономической системы отдается предпочтение по сравнению с другими. Процесс выбора приоритетов может быть основан на использовании различных методов, в том числе системы ПАТТЕРН, метода «двойного дерева» системы РДЕ, метода функционального анализа, метода Дина и Хаузера.

Прогноз –научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта изучения (или процесса развития его отдельных элементов) в будущем, об альтернативных и сроках достижения этих состояний в целях повышения эффективности. В отличии от гипотезы прогноз описывает будущее исходя из сложившихся закономерностей с оценкой степени вероятности его достижения.

Сетевое планирование –метод определения сроков выполнения различных работ в их взаимоувязках. Он имеет следующие разновидности:

· детерминированные сетевые методы:

- Диаграмма Ганта с дополнительным временным люфтом (10-20%)

- метод критического пути

· вероятностные сетевые методы

- метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)

- метод оценки и пересмотра планов (РЕRT)

- метод графической оценки и анализа (GERT)

Система –совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность, единство.

Транзакционные издержки –затраты, пониженные в связи с заключением суммы на рынке и сбором информации, необходимой для её заключения. Такие издержки включают затраты на проведение переговоров по заключению сделки, гонорары юристам и другим специалистам по оформлению договоров, несостоятельная задолженность по сделкам, упущенную прибыль на период выполнения условий сделки.

Трендовая модель – модель, описывающая изменение показателя во времени на основе сглаживания темпов изменения и определения наиболее адекватной формулы динамического ряда рассматриваемого показателя ( у = а + bt, или у = а + Контроль, его виды и функции - student2.ru или другая).

Трудоемкость –затраты труда на производство единицы продукции (услуг).

Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характерные черты.

Финансовые инвестиции- вложения средств в приобретение ценностей фондового и денежного рынков (акций, облигаций, опционов и другим).

Планирование предусматривает выполнение следующих условий:

· постановка целей и задач;

· составление программы действий;

· определение необходимых ресурсов и их источников;

· доведение планов до их непосредственных исполнителей.

Финансовые ресурсы –это денежные средства, которые остаются в распоряжении предприятия в результате распределения и перераспределения доходов и прибыли с учетом денежных потоков.

Финансы –система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов, осуществления расходов, контроля эффективности названных процессов.

Хозяйственный механизм предприятия – представляет собой совокупность таких органически взаимосвязанных экономических методов управления, как планирование, ценовое и финансово-кредитное регулирование, создание и распределение фондов накопления и потребления, структурная и инвестиционная политика, стимулирование и контроль.

Чистый денежный поток (Net Cach Flow, NCF) используется при оценке эффективности инвестиций. Это суммарный поток, включающий все платежи проекта, кроме платежей, связанных с притоком и оттоком капитала (при этом, проценты по кредитам включаются в NCF, т.к это затраты на обеспечение проекта, а дивиденды – не включаются, т.к это изъятие части капитала владельцами бизнеса).

Экономический субъект – обобщающая категория участников экономических отношений, активно занимающихся хозяйственно-финансовой деятельностью и выступающих на рынке или как товаропроизводители или как покупатели товаров и услуг.

Эффективность инвестиционных проектоввключает:

- коммерческую (финансовую) эффективность, т.е. финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников (срок окупаемости, рентабельность, чистый приведенный доход и другие);

- бюджетную эффективность, то есть, как осуществление инвестиционного проекта влияет на федеральный, региональный и местный бюджеты.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Уч. Пособие – М.: ИНФРА – М, 2008 – 260 с.

2. Бизнес – планирование: учебник / под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова «С.Г. Мелодика. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 816 с.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002 -432 с.

4. Бизнес-планирование. Учебник/Под ред. В.М. Попова и С.И.Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2002 -672 с.

5. Владимирова Л.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пособие для вузов. – М: Изд-во «Данилов и К», 2006 – 350 с.

6. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. М.: «Филин», 1999 -328 с.

7. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник/Под ред. проф. Чудновского А.Д., М.: Финансы и статистика, 1998-352 с.

8. Ильин В. В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006 – 176 с.

9. Михайлов Д.М. Аутосорсинг: новая система организации бизнеса. Уч. пособие для вузов. – М.: КНОРУС, 2006 – 278 с.

10. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: уч. пособие – М.: КНОРУС, 2006 – 256 с.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации, 13-е изд. – М.: «Ось – 89», 2010 – 720 с.

12. Новейший справочник бухгалтера 2009. – М.: Эксмо, 2009 – 848 с.

13. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник. Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. М.: «Интел-Универсал», 2000 -280 с.

14. Планирование на предприятиях туризма. Уч. пособие для вузов/ Е.И. Богданов, О.Н.Костюкова и др. – СПб: Изд.дом «Бизнес- пресса», 2003 -288 с.

15. Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 400 с.

16. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пособие для вузов. Т.Г.Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000 -318 с.

17. Управление финансовым состоянием организации (предприятия): Учебное пособие / Под общ. ред. Э.И.Крымова и др. – М.: Эксмо, 2007 – 416 с.

18. Финансовый бизнес-план. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000 -480 с.

19. Хан Д. Планирование и контроль: Концепция контроллинга. Перевод с немец./Под ред.: А.А.Турчака, Л.Г. Головачева, М.Л. Лукашевича – М.: Финансы и статистика, 1997 -800 с.

20. Хруцкий В.Е. и др. Внутрифирменное бюджетирование. – М: Финансы и статистика, 2005, - 320 с.

21. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 408 с.

Приложение 1.

Паспорт программы

Паспорт программы содержит краткие сведения о программе, включая её основные параметры, по следующей форме:

Наименование программы____

Наши рекомендации