Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006–2007 гг.1
Таблица 9.1
Виды расходов | 2006 — отчет | 2007 — план | ||||
Сумма, млрд руб. | % к | Сумма, млрд руб. | % к | |||
ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | |||
Доходы, всего | 6159,1 | 22,6 | 100,0 | 6965,3 | 22,3 | 100,0 |
Налоговые доходы — всего | 3579,9 | 13,2 | 58,1 | 4243,0 | 13,6 | 60,9 |
из них: | ||||||
налог на прибыль организации | 451,3 | 1,7 | 7,3 | 580,4 | 1,85 | 8,3 |
ЕСН, зачисл. в фед. бюджет | 310,4 | 1,1 | 5,0 | 368,8 | 1,2 | 5,3 |
НДС на товары и ус- луги, реализуемые на территории РФ и ввозимые | 1534,5 | 5,6 | 24,9 | 2071,8 | 6,6 | 29,7 |
акцизы на товары и услуги, производи- мые на территории РФ и ввозимые | 107,5 | 0,4 | 1,7 | 126,7 | 0,4 | 1,8 |
налоги, сборы (регу- лярные платежи) за пользование природ- ными ресурсами | 1151,2 | 4,2 | 18,7 | 1069,0 | 3,4 | 15,3 |
в том числе НДПИ водный налог | 1127,7 13,8 | 4,1 0,05 | 18,3 0,2 | 1037,7 13,8 | 3,3 0,04 | 14,9 0,2 |
гос. пошлина и сборы | 25,0 | 0,1 | 0,4 | 26,3 | 0,08 | 0,4 |
Неналоговые доходы — всего | 2579,2 | 9,4 | 41,9 | 2722,0 | 8,7 | 39,1 |
из них: | ||||||
доходы от ВЭД | 2321,1 | 8,5 | 37,7 | 2455,1 | 7,9 | 35,24 |
1 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ “О федераль- ном бюджете на 2007 год”; 2006 г. — оценка Минфина РФ.
Окончание табл. 9.1
в том числе тамо- женные пошлины | 2261,5 | 8,3 | 36,7 | 2394,2 | 7,7 | 34,4 |
доходы от использ. имущ., наход. в гос. и мун. собственности | 113,3 | 0,4 | 1,8 | 99,8 | 0,3 | 1,43 |
платежи за польз. прир. ресурсами | 33,8 | 0,12 | 0,6 | 37,4 | 0,1 | 0,54 |
доходы от пл. услуг и компенсации затрат государства | 93,1 | 0,34 | 1,5 | 118,7 | 0,4 | 1,7 |
доходы от продажи мат. и немат. активов | 1,6 | — | 0,02 | 2,2 | — | 0,03 |
адм. платежи и сборы | 16,3 | 0,06 | 0,3 | 3,8 | 0,01 | 0,05 |
штрафы, санкции, возм. ущерба | 2,2 | — | 0,03 | |||
прочие ненал. до- ходы | 2,8 | 0,01 | 0,04 |
Налогоплательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производс- твенную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги); индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную грани- цу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).
Все налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации и каждого его обособленного подразделения (фили- ала), по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Постановка на учет организаций и индивидуальных пред- принимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами на основании их заявлений в течение 10 дней после их государственной регистрации, создания фи- лиала и представительства. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоп- лательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри- нимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Это положение не распространяется на организации и ин- дивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, а также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на тамо- женную территорию РФ.
Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупа- тели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС — ценообра- зующий элемент. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Объектом налогообложения по НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с действующим ТмК РФ. При этом в данном случае передача права собственности на товары, результатов выполнен- ных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Налоговая база (оборот) при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночной цены на них, сложившейся при взаимодейс- твии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их от- сутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Принципы определе- ния цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения изложены в ст. 40 НК РФ.
От НДС освобождаются операции, связанные с обраще- нием российской и иностранной валюты; передача товаров, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ); передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государствен- ной власти, а также выкупаемого в порядке приватизации и др. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по пере- чню, утверждаемому Правительством РФ; реализация пред- метов религиозного назначения по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению религиозных органи- заций; реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общественных организаций инвалидов) орга- низациями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среди работников которых не менее 50% инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; реализация сельско- хозяйственной продукции собственного производства органи- зациями, удельный вес доходов реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более, и другие операции, предусмотренные ст. 149, 150 НК РФ.
Установлены две ставки по НДС: 10 и 18%. 10%-ная ставка применяется по отношению к ряду жизненно необходимых продо-
вольственных и детских товаров, перечень которых предусмотрен в п. 2 ст. 164 НК РФ. 18%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, не указанным в п. 1, 2 ст. 164 НК РФ.
Кроме этих двух ставок можно использовать расчетные ставки 9,09% и 15,25% при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС (18 : 118 ´ 100 и 10 : 110 ´ 100).
При приобретении горюче-смазочных материалов, подле- жащих налогообложению, через заправочные станции налого- обложение производится по ставке 13,79% (расчетная налоговая ставка без учета налога с продаж).
Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размере 10 и 18% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм реализуемых товаров по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходя- щейся на реализованные за отчетный период товары, исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость, к объему реализации.
После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается вели- чина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота и ставки. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от поку- пателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услу- ги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Сроки уплаты НДС зависят от размера выручки от реализа- ции товаров (работ, услуг). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, превышающими 2 млн руб., упла- чивают налог за каждый истекший месяц исходя из фактичес- кой реализации товаров, выполненных работ, услуг не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Налогоплательщики же с ежемесячными суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превыша- ющими 2 млн руб., уплачивают налог ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом1.
Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объ- ектом обложения акцизами выступает как объем, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (растворы, эмуль- сии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объ- емной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Не подлежат налогообложению операции, связанные с передачей подакцизных товаров одним структурным подразде- лением другому, не являющемуся самостоятельным налогопла- тельщиком; реализация денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей денатурированной продукции организациям в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; использование природного газа и нефти на собственные технологические нужды в пределах нормативов и другие операции, предусмотренные ст. 183 НК РФ.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установлен- ным как в абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения (за 1 литр безводного этилового спирта, 1 тонну автобензина, дизельного топлива и т. д.), так и комбинированным, сочетающим твердые ставки на единицу измерения и в процентах (адвалор-
1 С 1 января 2009 года упрощена процедура возмещения НДС при вывозе товаров — экспортерам на 90 дней продлевается срок представ- ления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС. Освобождены от уплаты НДС импортеры, ввозящие в Россию технологи- ческое оборудование, аналоги которого не производятся в России (Феде- ральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).
ные) к стоимости реализованных подакцизных товаров, исчис- ленной исходя из максимальных рыночных цен, определяемых в соответствии с принципами, предусмотренными ст. 40 НК РФ без учета акцизов и НДС (сигареты с фильтром — 120 руб. за 1000 штук плюс 5,5%1; сигареты без фильтра — 55 руб. плюс 5,5%1, но не менее соответственно 142 руб. и 72 руб. за 1000 штук.
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию.
Таможенные пошлины(по сути косвенный налог) дейс-
твуют на основе таможенного законодательства — ТмК РФ2. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом.
В России применяются следующие виды таможенных по- шлин:
· ввозные (импортные) пошлины, взимаемые при ввозе
товаров;
· вывозные (экспортные) пошлины, взимаемые при вывозе товаров;
· особые пошлины (специальные, антидемпинговые, ком-
пенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
Используются следующие ставки таможенных пошлин:
· адвалорные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
· специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой
сумме за единицу товара;
· комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин.
В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России
1 Расчетной стоимости, исчисляемой из максимальной розничной цены.
2 Таможенные пошлины и таможенные сборы в соответствии с БК РФ отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета.
с 1 июля 1996 г. были отменены экспортные пошлины на нефть и газ и заменены акцизами. С 1 января 1999 г. постановлением Пра- вительства РФ они были восстановлены и повышены. В 2001 г., вопреки возражениям Комитета по экономической политике Государственной Думы, Правительство РФ снизило экспортные пошлины на нефть с 48 до 22 евро за тонну.
В последующем Правительством РФ принято решение об установлении экспортных пошлин в зависимости от мировой цены на нефть. Комплекс мер, принятых в этой связи, как со- общалось в печати, позволял при цене на нефть 22–25 долл. за баррель увеличить пошлину с 20 до 26 евро, при цене 25–27 долл. за баррель — с 27 до 36 евро1.
В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары пош- лины будут повышаться, на другие — понижаться и их размер должен колебаться в пределах от 5 до 30%.
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее зна- чение принадлежит налогу на прибыль организаций.
Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообло- жения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Прибылью для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, предусмотренных в Законе; для иностранных организаций,
1 В 2004 г. (до августа) экспортная пошлина на нефть составля- ла136,2 долл. за тонну, а с 1 августа 2005 г. — уже 140 долл. за тонну. При этом средняя экспортная цена российской нефти к этому периоду достигала 48,5 долл. за баррель. С дальнейшим ростом экспортной цены пошлина повышалась. Так размер пошлины составлял на 01.12.2007 275,4 долл. за тонну, на 01.06.2008 — 280,5 долл., на 01.10.2008 — 263,1 долл. и с 01.12.2008 — 192,1 долл. и с 01.07.2009 г. — 212,6 долл. Размер пошлины определялся на основе двухмесячного мониторинга цен Urals на мировом рынке (порты Средиземного моря и Роттердам) в порядке (по форму- ле), предусмотренном Федеральным законом от 21 мая 1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе”.
осуществляющих деятельность в РФ через постоянные пред- ставительства, — полученный доход через постоянные предста- вительства, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с данным Законом. Для иных иностранных орга- низаций налогооблагаемой базой является доход от источников в РФ, конкретизируемый ст. 309 НК РФ.
К доходам для определения налогооблагаемой базы отно- сятся:
· доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущест-
венных прав (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги);
· внереализационные доходы (доходы от долевого участия в
других организациях, от операций купли-продажи иностранной валюты, штрафы, пени, санкции полученные, от сдачи в аренду имущества и др.).
В НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251).
Расходы для целей определения налогооблагаемой прибыли в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереа- лизационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, под- разделяются на материальные расходы (приобретение сырья, материалов, топлива и др.); расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы. Внереализацион- ные расходы — это расходы, не связанные с производством и реализацией (по содержанию переданного по договору аренды (лизинга) имущества, расходы в виде процентов по долговым обязательствам, на организацию выпуска ценных бумаг, расходы на оплату услуг банков и т. д.).
В НК РФ отражены особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и
иностранных организаций (ст. 290–309), а также расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270).
С 1 января 2009 г. налоговая ставка предусмотрена в раз- мере 20%. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 2,5% зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17,5% — в бюд- жеты субъектов РФ. Начиная с IV квартала 2008 г. налог на прибыль организации вправе выплачивать на основе фактиче- ской прибыли, а не расчетной (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). В декабре на заседании Правительства РФ (09.12.2008) приняты предложения Минфина РФ о внесении из- менений в НК РФ и БК РФ о передаче в региональные бюджеты 0,5% федеральной части налога на прибыль.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% — по соответствующим доходам от российских организаций россий- скими организациями и физическими лицами; 15% — по соответ- ствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяется ставка в размере 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муни- ципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.
В соответствии с НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдельных сферах оказания платных услуг населению1, в общественном питании (при использовании зала площадью не более 150 м2) и в розничной торговле (магазинах и павильонах площадью торгового зала не более 150 м2, палатках,
1 Бытовых, ветеринарных; по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств; по перевозке пассажиров и грузов предпринима- телями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств; по хра- нению автотранспортных средств на платных стоянках; по распростра- нению и (или) размещению наружной рекламы и некоторых других услуг (См.: НК РФ, ч. II гл. 26.3; ст. 346.26, п. 2), а также подразд. 10.3 учебника).
лотках и других объектах организации торговли, в том числе не имеющих стационарной торговой площади), установлен и вводится нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации единый налог на вмененный доход. Ставка единого налога устанавлива- ется в размере 15% вмененного дохода.
Вмененный доход — это потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом сово- купности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов1. Вместе с тем сохраняется порядок уплаты таможенных пошлин и иных таможенных платежей, налога на приобретение и на владельцев транспортных средств, лицензи- онных и регистрационных сборов, земельного налога и некоторых других. Порядок расчета величины вмененного дохода изложен в подразд. 10.3.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов Фе- дерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты муниципальных районов (по нормативу 90%) и бюд- жеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В частности, в соответс- твии со ст. 146 БК РФ подлежит зачислению единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности2:
· в бюджет Федерального фонда обязательного медицин-
ского страхования — по нормативу 0,5%;
· в бюджеты территориальных фондов обязательного ме- дицинского страхования — по нормативу 4,5%;
· в бюджет Фонда социального страхования Российской
Федерации — по нормативу 5%.
1 Налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога (до его отмены с 01.01.2009 г.).
2 За налоговые периоды до 2011 г.
На 2,5 года ранее налога на вмененный доход была введена для малых предприятий упрощенная система налогообложения(Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ). Предус- матривался добровольный характер перехода на эту систему.
В связи с принятием в 2002 г. двух новых глав НК РФ, ка- сающихся единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, малые предприятия с 2003 г. могут вместо налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, единого со- циального налога, налогов на имущество малых предприятий платить один налог, ставка которого составляет 6% от дохода или 15%1 от дохода минус расходы. На эту систему могут пере- ходить предприятия, которые за девять контрольных месяцев получили доход менее 15 млн руб.2 Этот новый порядок налого- обложения позволяет, по оценкам экспертов налоговой службы, не только в 2–3 раза снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно упростить учет доходов и расходов, сократить налоговую отчетность, представляемую ныне мелкими предприятиями в налоговые инспекции. С 2009 г. переход носит уведомительный характер.
Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. (с 1 января 2001 г. — налог на доходы фи- зических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пре- делами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной
1 Законом субъектов РФ могут быть установлены дифференциру- емые налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от кате- гории налогоплательщиков (изменения внесены Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).
2 С корректировкой на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый
Минэкономразвития, с 2009 г. не должен превышать 20,1 млн руб., а с 01.01.2010 г. — до 60 млн руб.
форме учитываются в совокупном доходе по рыночным ценам, в соответствии с принципами, изложенными в ст. 40 НК РФ.
По налогу на доходы физических лиц применяется ши- рокая система вычетов. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:
· стандартные налоговые вычеты — в зависимости от
категории налогоплательщиков установлены за каждый ме- сяц налогового периода (год) в размерах, например, 1000 руб. (на каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогопла- тельщика) и 3000 руб. (лица, получившие болезнь, инвалидность в связи с работами по ликвидации последствий чернобыльской аварии, инвалиды ВОВ и ставшие инвалидами при исполнении обязанностей военной службы и др.);
· социальные налоговые вычеты — в сумме доходов, пере-
числяемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в году; уплаченных на- логоплательщиком за свое обучение, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в общеобразовательных учреждениях на дневной форме — в размере не более 50 тыс. руб.;
· имущественные налоговые вычеты (от продажи жилых
домов, квартир, дач, садовых домиков, расходы на новое строи- тельство либо приобретение жилого дома или квартиры);
· профессиональные налоговые вычеты: в сумме фактиче-
ских расходов, документально подтвержденных, от извлечения доходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами без образования юриди- ческого лица; извлечением доходов лицами, занимающимися частной практикой, работой по договорам гражданско-правового характера, получающие авторские вознаграждения.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные нало- говые ставки.
До 2001 г. действовал прогрессивный налог в зависимости от размера совокупного дохода.
В соответствии с действующим с 2001 г. законодательством с совокупного дохода установлена единая ставка в размере 13%.
В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и от дивидендов установлена налоговая ставка 30%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена нало- говая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, умень- шенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, указанные налоговые вычеты не применя- ются.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и от его продажи; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие (безвозмездные поступления и доходы целевых бюджет- ных фондов). В федеральный бюджет на 2004 г. включены были средства лишь бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии1. С 1 января 2001 г. были упразднены действовавшие в 2000 г. следующие целевые бюджетные фонды, средства кото- рых были консолидированы в бюджете 2000 г.: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд конт- рольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фе- деральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерс- тва РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ. Упразднены также Фонд по охране озера Байкал, Фонд содействия военной реформе.
Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании. К основным ее
1 С 1 января 2005 г. упразднен.
недостаткам можно отнести сложность исчисления налогов, их фискальный характер и плохую собираемость (фактически ак- кумулируется около 70% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая и стимулирующая функции налогов, особенно в части налогообложения производственных предприятий, что тормозит их развитие. До сих пор не принят в полной мере НК РФ, а поэтому не все положения первой части НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ действуют.
Основными направлениями дальнейшего совершенствова- ния налоговой системы остаются:
· повышение стабильности, обеспечивающей единство, не-
противоречивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;
· облегчение налоговой нагрузки производителей продукции
(работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;
· укрепление налогового федерализма, в том числе уста-
новление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду достижение сбалансированности доходов с расходными обяза- тельствами.
Укреплению доходной части бюджета все более и более спо- собствует Бюджетный кодекс Российской Федерации, который, совершенствуясь, улучшает регулирование бюджетного устрой- ства и бюджетного процесса, правоотношений, возникающих между субъектами в процессе формирования доходов и осуще- ствления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осу- ществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга.
Большое значение принадлежит НК РФ, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом зако- нодательстве, обеспечить стимулирование роста производства,
а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства.
Конкретное представление об источниках и особенностях формирования доходной части федерального бюджета дает анализ основных положений федерального бюджета на 2007 г., который был утвержден по доходам в сумме 6965,3 млрд руб. ис- ходя из прогнозируемого объема ВВП 31 220 млрд руб. и уровня инфляции 6,5–8,0%.
В составе доходов бюджета на 2007 г. более 95% состав- ляют налоговые доходы1, 49% налоговых доходов бюджета — налог на добавленную стоимость. Ряд федеральных налогов, по сути являющихся регулирующими, направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Например, посту- пает в федеральный бюджет из акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликеро-водочные изделия, спиртосо- держащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, — 50%. Полностью в федеральный бюджет посту- пают такие налоги, как НДС, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи и др.
При формировании доходной части федерального бюдже- та на 2007 г. был учтен ряд изменений, внесенных в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в предыдущие годы, в том числе:
· введение единого налога на вмененный доход для отде-
льных видов деятельности, налога на игорный бизнес, отмена налога с продаж и отдельных региональных и местных налогов, таких как сборы на нужды образования, за право торговли и ряда других неэффективных местных налогов и сборов;
· введение платы за пользование водными объектами;
· ужесточение и централизация регулирования и лицен- зирования производства и оборота алкогольной продукции при
1 Включая таможенные пошлины, отнесенные с 2005 г. к неналого- вым доходам.
максимальном укрупнении объектов хозяйственной деятель- ности на алкогольном рынке;
· полное зачисление в доходы федерального бюджета пос-
тупления средств от уплаты налога на добавленную стоимость; полное зачисление в бюджеты субъектов РФ и местные средств, поступающих от уплаты налога на доходы физических лиц;
· распространение общего порядка начисления налога на
добавленную стоимость на предприятия розничной торговли;
· снижение общей ставки налога на прибыль предприятий с 30 до 24%, в том числе федеральной ставки с 11 до 6,5% и ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации, — с 19 до 17,5%, с одновременным снятием применяемых льгот по прибы- ли, в том числе и используемой на инвестиции;
· введение единого социального налога и единой ставки на-
лога на доходы физических лиц, а также упорядоченных ставок акцизов.
В Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год” предусмотрены, как и ранее, повышенные требования к участникам бюджетного процесса за исполнение доходной и расходной частей бюджета, своевременное финансирование мероприятий в соответствии с предусмотренными в бюджете ассигнованиями.
Счетной палатой РФ введены формы обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности об исполнении бюджета.
В целях обеспечения полноты учета и контроля за со- блюдением бюджетного и налогового законодательства, рас- пределением доходов в соответствии с нормативами отчис- лений, предусмотренными Федеральным законом о бюджете на 2007 г., установлено, что все федеральные налоги и сборы, иные платежи, включая единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов Федерального казначейства
для распределения этими органами доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и бюджетами ЗАТО, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законо- дательством РФ.