Управление рисками: финансовый риск и финансовый рычаг
Рациональная заемная политика направлена на приращение рентабельности собственного капитала, за счет привлечения платных заемных средств. Рост чистой прибыли фирмы во многом зависит от структуры капитала (пропорций долга и собственности), цены каждого финансового ресурса.
Кредитные ресурсы представляют собой краткосрочный и долгосрочный заемный капитал. Первый обычно привлекается в связи с сезонными и временными колебаниями потребностей, а также для долговременных целей (под прирост оборотного капитала или промежуточное финансирование долгосрочного кредита). Рост экономического потенциала невозможен без участия в капитализации долгосрочных заемных средств. Чем выше капиталоемкость бизнеса, тем больше требуется долгосрочных кредитов и собственного капитала.
Определение потребности в кредитах и займах зависит от достигнутых результатов финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемого роста объема продаж, стратегии инвестиций в капитальные активы, отношения руководства к риску. В обычных условиях производства основная потребность обусловлена размером чистого оборотного капитала. В зависимости от принятой политики управления заемным капиталом и доступности кредитных ресурсов эта потребность может быть покрыта за счет краткосрочных и (или) долгосрочных кредитов и займов.
Поиск альтернативных форм финансирования в антикризисном управлении направлен на решение компромисса между риском (текущей ликвидностью) и доходностью (стремлением достичь положительной рентабельности), присущим антикризисной стратегии фирмы и специфическим методам финансирования.
Возможность влияния на прибыль путем изменения объема и структуры долгосрочных кредитов в классическом финансовом менеджменте носит название эффекта финансового рычага (ЭФР).
Существуют две концепции эффекта финансового рычага. Первая рассматривает влияние последствий привлечения заемных средств на рентабельность собственного капитала. Вторая концепция, оценивает финансовый риск акционеров, связанный с отражением результатов привлечения заемных средств на изменении рыночного коэффициента «Доход на обыкновенную акцию» EPS.
Первая концепция ЭФР воплощена в следующей формуле:
где СРСП — средневзвешенная ставка процента по привлеченным заемным средствам.
Первый множитель формулы называется дифференциалом, а второй — плечом рычага.
Экономический смысл положительного ЭФР состоит в том, что повышения (достижения положительной величины) рентабельности собственного капитала можно достичь путем расширения заемного финансирования (реструктуризации капитала и долгов). Возможные последствия привлечения заемных средств могут носить как позитивный, так и негативный характер:
^ Рентабельность собственного капитала = Рентабельность активов ± ЭФР.
В классическом финансовом менеджменте дифференциал содержит разность рентабельности постоянного капитала (ROIC) и ставки процента по долгосрочным заемным средствам. Плечо рычага содержит только долгосрочный заемный капитал.
Если ROIC вычисляется по прибыли до налогообложения, то формула расчета ЭФР для предприятия, которое платит налог на прибыль, умножается на налоговую поправку (1 - Ставка налога на прибыль). Этот множитель отсутствует, если ROIC определяется как
Если в формуле проценты по долгосрочным заемным средствам выплачиваются до налогообложения прибыли, то их также следует корректировать на множитель (1 - Ставка налога на прибыль).
В отечественных условиях экономического кризиса доступность к кредитным ресурсам для многих предприятий практически сведена к нулю.
Чаще всего в пассиве баланса предприятий-должников присутствует только кредиторская задолженность, иногда краткосрочные ссуды и совсем нет долгосрочных заемных средств. В этом случае ЭФР можно вычислить, используя:
а) в дифференциале разность между рентабельностью общих активов (ROA) и средневзвешенной ставкой процента СРСП по всем обязательствам. Наличие просроченной кредиторской задолженности и соответствующих финансовых санкций дает основание для аналитического расчета СРСП, по, казалось бы, «бесплатной кредиторке»;
б) в плече рычага в качестве заемного капитала будут присутствовать общие обязательства. Если в пассиве баланса все же есть краткосрочные кредиты и займы, а расходы по проценту «сидят» в себестоимости, то их также следует отрегулировать на множитель (1 - Ставка налога на прибыль).
32. Предпринимательский риск и операционный рычаг
Предпринимательский риск связан с возможной потерей прибыли и ростом убытков от операционной (текущей) деятельности. Часто называется деловым, бизнес-риском, реже — производственным. Операционный рычаг измеряет, насколько чувствительна прибыль от продаж по отношению к изменениюколичества продаж:
(5-3)
где ^ DOL (Degree Operating Leverage) — сила операционного (производственного) рычага; Q — количество; Р — продажная цена единицы (без НДС и других внешних налогов); V — переменные затраты на единицу; F — общие постоянные затраты за период-
Предпринимательский риск является функцией двух факторов:
1) изменчивости выпуска количества;
2) силы операционного рычага (изменяя структуру затрат в части переменных и постоянных, точку безубыточности).
Для принятия решений по выходу из кризиса необходимо анализировать оба фактора, снижая силу операционного рычага в зоне убытков, увеличивая долю переменных затрат в структуре общих затрат, а затем повышая силу рычага при переходе в зону получения прибылей.
33. Антикризисная маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением кущих задач представляет целостный единый процесс управле рынком со стороны предприятий — производителей товаров-краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности.
Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.
^ Стратегия возвращения предприятия на рынок. Предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов. Для реализации этой стратегии необходимо улучшение организации маркетинга и сбыта (обучение персонала, создание отдела маркетинга, проведение исследований по анализу рынка, интенсификация деятельности по продвижению товара, а также введение послепродажного сервиса). Рассматриваемая стратегия наименее затратная для восстановления платежеспособности предприятия, особенно для того случая, когда ниша осталась не занятой конкурентами или рынок продолжает расширяться. Такая стратегия применяется для предприятий с продукцией, пользующейся рыночным спросом. Реализуется на начальном этапе восстановления нормальной деятельности предприятия. Антикризисная стратегия возвращения предприятия на рынок была применена для оздоровления предприятий Резиново-технической промышленности, машиностроения, мебельной, текстильной промышленности, производства строительных материалов.
стратегия развития рынка. Предприятие расширяет сбыт своих товаров и (или) услуг в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Для реализации этой стратегии необходимо установление новых прямых контактов с потребителями продукции (в том числе на экспортных рынках), активизация создания на новых рынках дилерской сети, внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.), планирование и проведение рекламной кампании. Данная стратегия оправдана тогда, когда предприятие стремится расширить свой рынок проникновением на новые географические рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. роста конкурентоспособности продукции. Антикризисная стратегия развития рынка была применена для оздоровления предприятия фармацевтической отрасли .
Стратегия разработки товара. Осуществляется посредством создания принципиально новых или модификации выпускаемых товаров, уже имеющихся на старых рынках. Применяется для предприятий, не имеющих продукции, пользующейся спросом у покупателей, а также, если уже имеются разработки товара рыночного спроса. Данная стратегия требует вложения дополнительных финансовых средств в разработку, освоение и продвижение на рынок нового товара. Это рискованная стратегия для кризисного предприятия, в том числе в поиске источника финансирования. В то же время при переориентации ассортимента на запросы платежеспособных клиентов может оказаться единственной возможностью оживления деятельности, притока инвестиционных ресурсов.
^ Стратегия диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Также рискованная стратегия, она может потребовать больших инвестиций. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих большие долги. Стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.
^ Стратегия ухода с рынка (ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта или подразделения). Стратегия принимается только после тщательного анализа экономической (продолжения функционирования) и ликвидационной стоимостей. В данном случае задействован и социальный фактор (многие предприятия являются градообразующими, и их ликвидация может привести к резкому обострению социальной напряженности). Ликвидация предприятия может быть как добровольной, так и принудительной (по требованию кредиторов через суд). Расчет ликвидационной стоимости (стоимости предприятия, выставляемого на продажу) основан на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. Для ликвидации (продажи) активов предприятие вынуждено платить комиссионные посредникам, нести расходы на демонтаж, снижать цену против рыночной стоимости для обеспечения ликвидности. Таким образом, ликвидационная стоимость — это ожидаемая выручка (после всех затрат и налогов) от продажи активов предприятия.
В процессе разработки и принятия антикризисной стратегии предприятия-должника желательна концентрация усилий на поиске оптимального варианта, требующего минимум затрат начального этапа и обеспечивающего в перспективе максимум отдачи от инвестиций. Наиболее рациональной представляется следующая логика:
1) сосредоточение усилий на незатратных способах, продолжая выпуск уже освоенной продукции и продаваемой на старых рынках;
2) привлечение относительно малых инвестиций для продаж продукции на новых географических рынках;
3) переход к более амбициозным инвестиционным проектам для выхода с новым товаром на прежние рынки и т.д.
34. ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
Оценка предприятия (бизнеса) — это анализ прошлого, настоящего и будущего предприятия для выявления его общей стоимости. Оценка бизнеса составляет сущность всей финансовой деятельности предприятия. Наиболее важной целью управления финансами является создание стоимости для владельцев и ее дальнейший рост.
Особенность рыночной оценки бизнеса заключается в оценке прав на владение предприятием, приносящим прибыль. Финансовые менеджеры, владельцы, инвесторы и кредиторы используют различные методы для оценки стоимости бизнеса, основой которых могут быть чистые активы, прибыль или ожидаемые потоки денежных средств, в том числе в виде текущей (дисконтированной) стоимости. Все заинтересованные лица могут иметь разные причины оценки стоимости предприятия с позиции поиска компромисса между риском и доходностью. Тот факт, что бизнес может оцениваться различными подходами, что ожидания будущего могут изменить стоимость, является ключом к пониманию того, почему менеджеры, инвесторы, потенциальные владельцы, кредиторы, аналитики и арендаторы получают разные величины стоимости предприятия.
Среди альтернативных подходов к оценке стоимости бизнеса можно отметить следующие:
1. Оценки по активам (метод чистых активов, метод накопления активов, метод оценки по рыночной стоимости, метод оценки по ликвидационной стоимости).
2. Рыночных сравнений (метод рынка капитала для свободно вращающихся пакетов акций, метод сделок при продаже всего предприятия, метод отраслевой оценки).
3. Доходный, построенный на капитализации прибыли или Дисконтировании будущих денежных потоков.
^ Метод чистых активов («книжной стоимости») позволяет оценить стоимость собственности по балансу.
^ Метод накопления активов также начинается с последнего б лансового отчета. Он вносит учетные поправки, переводит финансовые активы в чистую реализуемую стоимость, оценивает материальные средства по обоснованной рыночной стоимости выявляет и оценивает нематериальные активы, переводит обязательства в текущую стоимость, добавляет любые незарегистрированные ранее обязательства.
Метод накопления активов рекомендуется использовать в тех случаях, когда оценивается контрольный пакет акций. При этом предприятие владеет значительными материальными активами и имеется возможность выявить и оценить нематериальные активы (при их наличии).
^ Метод оценки по ликвидационной стоимости применяется в следующих случаях: предприятие находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно сохранения его как действующего предприятия; оцениваемая доля собственности представлена либо контрольным пакетом, либо такой долей, которая способна вызвать продажу активов предприятия; рентабельность активов, полученная на основе текущих и прогнозируемых денежных потоков, низкая или отрицательная; ликвидационная стоимость предприятия может превышать экономическую стоимость (стоимость продолжения бизнеса).
^ Метод рыночных сравнений, также называемый методом компании-аналога, по сути, является единственным, который базируется только на рыночной информации. Используется при наличии достаточного количества сопоставимых компаний и/или сделок, необходимого для определения оценочного мультипликатора, а также соответствующей рыночной информации по аналогам в целях проведения финансового анализа и внесения поправок.
^ Метод рынка капитала основан на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на мировых фондовых рынках. Он включает такие важные шаги, как выбор аналога или сопоставимой компании, финансовый анализ и его сопоставление, отбор и вычисление оценочных мультипликаторов с применением последних и оцениваемой компании, оценку результата и рассмотрения итоговых поправок. Финансовый анализ позволяет оценить риски бизнеса, а значит подобрать подходящую величину оценочного мультипликатора.
^ Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний. Требования к выбору сопоставимых компаний и финансовому анализу, а также внесению поправок те же, что и при методе рынка капитала. Оценочными мультипликаторами из-за нехватки данных обычно служат «Цена I Прибыль» и «Цена / Балансовая стоимость». Главное отличие метода сделок от метода рынка капитала заключается в том, что метод сделок дает величину стоимости на уровне контроля, а не на уровне контрольного пакета.
^Метод отраслевых оценок предполагает использование формул или показателей, основанных на информации о продаже компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику.
^ Метод рыночных аналогов (также называется методом сравнимых операций) основывается на прошлых оценках и мультипликаторах, является надежным способом проверки других методов оценки деятельности.
^ Доходный подход рассматривает стоимость бизнеса через текущую стоимость будущих притоков денежных средств. ^ Метод капитализации денежных потоков применяется при соблюдении определенных условий: имеются надежные данные для разумной оценки нормального денежного потока, предполагается приблизительное равенство текущих и будущих денежных потоков (положительных и значимых по величине), а также умеренность и предсказуемость темпов роста бизнеса. ^ Метод дисконтированных будущих денежных потоков годится как для нового, так и действующего предприятия.