Вопрос 47. Налоговые правоотношения
Налоговые правоотношения -это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права, представляющих собой совокупность следующих правовых отношений:
v по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
v возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
v возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
v возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
v возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Особенности налоговых правоотношений:
1) наличие широкого круга участников налоговых правоотношений:
– возникают между органами законодательной и исполнительной власти;
– отношения по установлению и введению налогов возникают между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления;
– возникают между государством и налогоплательщиками по поводу взимания налогов;
2) являются имущественными;
3) являются обязательственными;
4) являются целенаправленными
участники налоговых правоотношений:
1) организации и физические лица;
2) налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
объекты налогообложения:
1) операции по реализации товаров (работ, услуг);
2) имущество, прибыль, доход;
3) стоимость реализованных товаров;
4) стоимость выполненных услуг;
Признаки налоговых правоотношений.
· Формальная определенность предполагает достаточную точность налоговых правоотношений и одинаковое их понимание всеми участниками.
· Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями, так как их участники выступают по отношению друг к другу и как управомоченные, и как правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы только лишь через действия другого.
· Волевой характер, проявляющийся в том, что налоговые отношения возникают и реализуются только при наличии воли хотя бы одной из сторон.
· Индивидуализация участников, которая состоит в выделении конкретного участника налоговых отношений среди всех других участников, и именно выделение участника способствует наиболее четкому и верному соотношению прав и обязанностей конкретных участников правоотношений.
· налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведения.
Виды налогов и сборов:
Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Вопрос 48. Недобросовестная конкуренция (ФЗ о защите конкуренции)
недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
· 1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
· 2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
· 3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
· 4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
· 5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
· 6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
· 7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
· 8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
· 9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
· 10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
· 11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
· 12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.