Фазы развития инвестиционного проекта
Любой проект, даже самый крупный, обычно является лишь элементом инвестиционной программы, осуществляемой в рамках инвестиционной политики фирмы. Разработка инвестиционной политики предполагает: формулирование долгосрочных целей деятельности фирмы; поиск новых перспективных сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; формулирование целей и подцелей инвестиционной деятельности; исследование рынка и идентификацию возможных и доступных проектов; экономическую оценку и перебор вариантов в условиях различных ограничений (временных, ресурсных, имеющих экономическую и социальную природу и др.); формирование инвестиционного портфеля; подготовку и периодическое уточнение бюджета капитальных вложений; перманентную оценку действующих проектов; оценку последствий реализации завершившихся проектов.
Разработка и реализация конкретного ИП осуществляется в несколько этапов (фаз): прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, ликвидационно-аналитический.
Первый этап включает в себя следующие мероприятия, направление которых соответствует долгосрочной инвестиционной программе:
- систематизация инвестиционных концепций;
- обзор возможных вариантов их реализации;
- выбор наилучшего варианта действий (т.е. наилучшего проекта);
- разработка плана действий по его реализации.
Второй этап:
- осуществление капитальных вложений;
- определение оптимального соотношения структуры активов (производственные мощности, производственные запасы, денежные средства и др.);
- уточнение графика и целесообразности очередности ввода мощностей;
- установление связи и заключение договоров с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов;
- определение способов текущего финансирования предусматриваемой проектом деятельности;
- подбор кадров;
- заключение договоров поставки производимой по проекту продукции.
Третий этап. Основная задача – обеспечение ритмичности производства и сбыта
продукции, финансирование текущих затрат, а также формирование плановых
показателей. В ходе эксплуатации проекта осуществляется оценка получаемых результатов с позиции целесообразности продолжения или прекращения проекта. На стадии реализации при необходимости в проект могут вноситься отдельные изменения, т.е. осуществляется оперативное и текущее регулирование отдельных сторон базового технологического процесса, вводятся дополнительные технологические процедуры, их перегруппировка в целях повышения общей эффективности проекта и др.
Четвертый, завершающий, этапдолжен включать в себя решение следующих задач:
- ликвидация возможных негативных последствий закончившегося или прекращаемого проекта (экологического характера);
- высвобождение оборотных средств и переориентация производственных мощностей;
- оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей завершенного проекта, его результативности и эффективности;
- формулирование позитивных и негативных моментов, характерных для всех фаз его развития;
- оценка степени достоверности и вариабельности прогнозов и надежности использованных методов прогнозирования.
13. Структура бизнес-плана
1. Аннотация
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются:
· наименование предприятия-инициатора;
· авторы проекта;
· время и место подготовки бизнес-плана.
2. Резюме
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Резюме должно включать в себя следующую информацию:
· полное наименование, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
· описание предприятия, его специфических черт, историю развития и т.д.;
· краткие сведения о квалификации управленческого персонала;
· долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно достичь, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
· тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
· краткая характеристика конъюнктуры рынка;
· преимущества продукции предприятия;
· ресурсы компании и ее финансовое состояние;
· совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
· потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств;
· ключевые экономические показатели эффективности проекта.
3. Описание предприятия и отрасли
Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
· Организационно-правовая форма;
· Краткая экономико-географическая и историческая справка;
· Уставный капитал;
· Учредители и распределение капитала между ними;
· Организационная структура предприятия;
· Дочерние предприятия;
· Структура активов;
· Характеристика материальных ресурсов;
· Специализация предприятия;
· Доля рынка продукции, представляемой предприятием;
· При необходимости – согласие органов местной власти на реализацию проекта.
Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли:
· Определение экономического сектора отрасли (наука, производство, услуги и т.д.);
· Географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
· Описание сегмента рынка;
· Конкурентоспособность продукции.
4. Описание продукции
· Краткое описание потребительских свойств продукции;
· Результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Описание потребительских свойств продукции:
- Наименование изделия
- Функциональное назначение
- Основные технические, эстетические и другие характеристики продукции
- Соответствие стандартам и нормативам
- Стадия развития продукта (жизненный цикл продукта)
- Требования к продукции
- Преимущества продукции перед аналогами.
5. План маркетинга
Оценка рыночных возможностей предприятия:
· Описание существующей ситуации на рынке (спрос);
· Описание существующей конкуренции на рынке;
· Определение приблизительной цены продукции;
· Описание ценовой стратегии предприятия.
6. Производственный план
Главная задача раздела – показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемым количеством.
Описание структуры производственного процесса:
· Структура производства;
· Технологическая схема;
· Схема распределения производственного процесса в пространстве и во времени;
· Структура персонала и виды затрат на персонал;
· Основные поставщики сырья и т.д.
7. Организационный план
Описание концепции и структуры управления проектом:
· Устав предприятия
· Перечень основных подразделений предприятия, их функции;
· Взаимодействие подразделений между собой;
· Распределение обязанностей в группе управления;
· Подробное описание группы управления.
8. Финансовый план
Данный раздел является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Включает в себя прогноз движения денежных потоков и описание текущего финансового состояния предприятия.
Основные документы финансового плана:
- Отчет о прибылях и убытках;
- Балансовая ведомость;
- Отчет о движении денежных средств.
В разделе проводится анализ финансовых ресурсов и определяется схема финансирования проекта.
Система показателей эффективности проекта:
Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации проекта:
· Прибыльность проекта;
· Рентабельность проекта;
· Показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект:
· Срок окупаемости;
· NPV (чистая приведенная стоимость);
· PI (индекс рентабельности проекта);
· IRR (внутренняя норма доходности инвестиций).
9. График выполнения работ (календарный план)
· Указываются время и взаимосвязь главных событий;
· Отмечаются плановые цели;
· Выделяют наиболее опасные моменты.
10. Анализ рисков (чувствительности) проекта
Проводится качественный и количественный анализ риска:
Качественный – определение рискообразующих факторов и этапов работ;
Количественный – определение степени возможного воздействия риска.
Приложения.