Реализованная продукция

Учет реализации ведется по стоимости отгруженных и подлежащих оплате товаров. Существует два метода учета реализованной продукции (Пр):

- кассовый метод – продукция считается реализованной с момента получения денег за нее;

- метод начисления – учет реализации идет по факту отгрузки.

Объемы товарной и реализованной продукции, скорее всего различны:

- Пт > Пр – в том случае, если на конец года на складе скопились остатки готовой продукции или же в состав товарной продукции включается стоимость производственных услуг сторонним организациям.

- Пт < Пр – в течении отчетного периода реализованы остатки прошлых периодов;

- Пт = Пр – такие условия возникают на предприятиях, выпускающих продукцию с минимальным сроком хранения (хлебозаводы) и которые не оказывают услуг промышленного характера.

Доля реализованной продукции в выручке.

Доля реализованной продукции в выручке – отражает состав выручки, складывающейся от реализации основной продукции и доходов от оказания производственных услуг сторонним организациям.

Себестоимость.

В данном случае учитывается полная себестоимость реализованной продукции, т.е. себестоимость товарной продукции, произведенный за период плюс расходы, связанные с реализацией фактического объема продукции за тот же период.

Затраты на один рубль товарной продукции.

Расчет данного показателя и его изучение в динамике позволяет отследить оптимальность распределения постоянных и переменных затрат в себестоимости готовой продукции. Сопоставление темпов роста затрат на один рубль готовой продукции с темпами роста себестоимости всего объема позволяет сделать заключение о работоспособности системы управления затратами.

Численность персонала.

Численность промышленно-производственного персонала является очень важной характеристикой, так как сразу же дает ориентировку по ежемесячным расходам на оплату труда – достаточно «тяжелой» статьей расходов в себестоимости продукции. Также показатель численности является базовой расчетной величиной при оценке эффективности приложения труда на предприятии.

Фондовооруженность.

Общая фондовооруженность труда – отношение среднегодовой стоимости ОПФ к численности всего персонала предприятия. Для целей управленческого анализа различают техническую вооруженность труда – отношение среднегодовой стоимости производственного оборудования к численности промышленно-производственного персонала.

Производительность труда.

Производительность труда это способность работника произвести определенный объем продукции в натуральном или стоимостном выражении за единицу времени. Сопоставление темпов роста производительности с темпами роста фондовооруженности позволяет оценить эффективность приложения труда на предприятии. Главный критерий оценки – опережающий рост показателя производительности труда по сравнению с ростом показателя технической вооруженности или общей фондовооруженности. Только в этом случае возможна капитализация прибыли и создание условий для расширенного воспроизводства.

Прибыль от реализации.

Прибыль от реализации, в отличие от чистой является конечным финансовым показателем, так как не учитывает доходов и расходов, связанных с финансовой деятельностью. Но, тем не менее, данный показатель является основным, так как отражает эффект от основного процесса производства продукции и выгодность ее реализации.

Чистая прибыль.

Чистая прибыль является конечным финансовым результатом, и учитывает доходы и расходы, вызванные участием в данном виде бизнеса. Это, прежде всего, расходы, связанные с обслуживанием кредитных ресурсов и доходы от участия в проектах.

Рентабельность продаж (рентабельность от операционной деятельности).

Рентабельность продаж считается промежуточным показателем доходности, так как не может быть принят во внимание при общей оценке бизнеса, потому что не учитывает неотъемлемую часть расходов и доходов, связанных с участием в партнерских и кредитных программах.

Чистая рентабельность.

Рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли, отражает конечную эффективность всей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности субъекта.

Если значение показателя чистой рентабельности намного ниже операционной, то компания может иметь или отрицательное сальдо по статье внереализационные доходы/расходы или слишком высокий уровень начисленного налога на прибыль в отчетном периоде. Так или иначе, данное обстоятельство является прецедентом для более детального изучения финансового положения организации.

Анализ показателей

Одна из первых задач экономического анализа заключается в определении основных тенденций, сложившихся на производстве, в области реализации, сфере образования затрат и конечного финансового результата. Выявление таких тенденций позволяет установить основные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями, определить факторы, влияющие на изменение тех или иных параметров, и в итоге дать наиболее полную характеристику производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, можно оценить влияние степени использования одного ресурса на эффективность другого. Другими словами, как использование производственной базы (средств труда) влияет на рентабельность продукта (предмет труда), или, почему снижение производительности ведет к снижению прибыли.

Аналитическая работа по состоянию экономики предприятия проводится в несколько этапов:

1. Изучение основных технико-экономических показателей в динамике, т.е. расчет темпов роста и прироста.

2. Определение ограничивающего фактора экономического роста – ключевого ресурса (недостаточные мощности, невозможность увеличения сбыта, недостаточная производительность);

3. Определение и расчет факторов, ограничивающих использование ключевого ресурса;

4. Изучение взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями, расчет степени влияния производственных показателей на стоимостные, стоимостных на результативные.

5. Оценка эффективности деятельности.

6. Определение рисков изменения отдельных показателей.

7. Формулировка выводов относительно тенденций, сложившихся в производственно-хозяйственной деятельности с учетом влияния внешних факторов.

Практика экономического и финансового анализа выработала шесть основных методов работы с экономической информацией.

Метод – это общий подход к решению задачи или исследованию явлений Число приемов в рамках такого подхода теоретически не ограничено. Методика – это ограниченная совокупность приемов, применяемых для обработки экономической информации о работе предприятий и их объединений.

1. Горизонтальный (временной) анализ. Это сравнение показателей отчетности с данными предыдущего периода. Методом горизонтального анализа устанавливаются основные тенденции развития бизнеса.

2. Вертикальный (структурный) анализ. Это определение структуры итоговых показателей с выявлением степени влияния отдельных позиций на результат в целом. Методом вертикального анализа определяются ключевые факторы, влияющие на стоимостную оценку технико-экономического показателя.

3. Трендовый анализ. Сравнение отдельного (финансового) показателя с данными за ряд предшествующих периодов и выявление зависимости или тренда.

4. Сравнительный (пространственный) анализ. Это сопоставление данных предприятия с показателями аналогичных предприятий.

5. Маржинальный анализ – метод оценки эффективности принятых решений на основе причинно-следственной связи между объемом продаж, себестоимостью и делением затрат на постоянные и переменные.

6. Факторный анализ. Это расчет влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя.

Результатом проведения аналитической работы являются четко сформулированные выводы, понятные конечному пользователю, зафиксированные документально, а также общие рекомендации по оптимизации процессов в исследуемой области, на основе которых он сможет вырабатывать экономически оправданные управленческие решения.

Документально это представляет собой пояснительную записку с указанными реквизитами и содержащую в себе основные результаты исследования, выводы по динамике ключевых показателей деятельности, основные зависимости, рекомендации, а также приложения с необходимыми аналитическими расчетами.

Резюме.

Анализ технико-экономических показателей проводится в три этапа:

1. Проводится горизонтальный анализ, т.е. рассчитываются темпы роста и прироста каждого показателя;

2. Определяются и рассчитываются факторные зависимости;

3. Формулируются выводы относительно сложившихся тенденций в экономике предприятия;

4. Полученные расчетные характеристики сопоставляются с показателями финансовой устойчивости.

Наши рекомендации