Основы финансовой автономии органов местного самоуправления

Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов

МФ влияют на:

· Соц-эк развитие страны

· Финансовую безопасность, стабильность экономического развития

· Благополучие население

· Развитие демократии в обществе

МФ – является инструментом:

· перераспределения ВВП

· госрегулирования развития территорий

· экономической и фин политики

· гос региональной политики

МФ определяют:

· объём и качество предоставления локальных общественных услуг населению

· состояние и развитие местного хозяйства

· финансовую базу местного самоуправления

· предоставление конституционных гарантий населению

· состояние финансового выравнивания

Сущность и причины возникновения МФ

Начальные идейные основы

1. Римская империя: возникает понятие «муниципалитет», обозначающее некоторые города, получавшие значительные права на самоуправление

2. «Русская правда» Ярослава Мудрого: создание местной казны

3. Магдебургское право: 13-ый век, регламентировались права самоуправления городов в т.ч. местное налогообложение. Первые города Украины, утвердившие его: Владимир-Волынский, Сяник, Львов, Каменец-Подольский, Стрый, Луцк

4. Литовские статуты: 1529-1588гг., последний из них содержал информацию о налогообложении шляхты (освобождение их от сборов)

Теории местного самоуправления

Развитие науки (право и экономика) + смена власти = теории о том, какие права можно передать местным органам

1. Теория о природном праве – совокупность принципов, правил, норм, диктуемых природой человека и независимы от конкретных соц условий и государства

2. Децентрализационная теория

a. Как реакция на централизационную политику наполеоновской администрации

b. Предлагает разделить административные «дела»:

i. Являющиеся следствием самоуправления

ii. Государственные дела, делегированные общинам

3. Теория природных прав (вольности) общин (громад)

a. Начало 19-ого века

b. Община старше государства; государство не создаёт, а признаёт общину; община – институция равная государству; государство для общин, а не наоборот

c. Гербер, Аренс, Мейер, Лабанд

Общественная

A. Противопоставление государству

B. Пытались выделить дела в компетенции местного самоуправления и противопоставить государственным

C. Ресслер, Моль, Лешко, Васильчиков

Государственническая

A. Самоуправление как часть госуправления, форма организации местного государственного управления, имеющая ту или иную автономию в местных делах

B. Гнейст, Штейн, 19 век

Гражданско-хозяйственная (общественно-хозяйственная), муниципального дуализма

a. Органы местного самоуправления имеют 2 группы задач:

I. Политические – ограничены

Ii. Хозяйственные и общественные – широкие

B. Моль, Васильчиков

7. Теория муниципального социализма

a. Цель – демократизация местной жизни, большая автономия городским и сельским общинам, увеличение представление населения в местных органах

b. Метод – реформы

c. Загряцков, Курчинский, Плеханов

Формирование теории местных финансов

Происходило под влиянием двух факторов:

1. Сначала возникло понятие госфинансы, и лишь в противовес им возникли МФ

2. Расширило понятие государственные (публичные) финансы, став их составляющей при расширении предмета финансов

Василий Кравченко: 7 этапов

Современное представление о МФ

Кириленко: МФ – система финансовых отношений по поводу формирования, рспределения и использования фин рес, необходимых органам мест самоупр для выплнения их задач

Сунцова: МФ – система формирования, распределения, использования денежных и прочих фин ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, собственных и делегированных

Аспекты МФ:

· Система эк отношений при распределении-перераспределении ВВП

· В процессе реализации осуществляется формирование, распр и использование фин ресурсов

· Целевая упорядоченность этой системы отношений - обеспечение органов местного самоупр фин ресурсами для выполнения их функций

Состав МФ: централизованные, децентрализованные (коммунальные предприятия)

Система МФ

1. Расходы

a. Эк назначение (текущие, развития)

b. По задачам (собственные полномочия, делегированные)

c. По функциональному разделению (обязательные, факультативные)

2. Доходы

a. Эк природа (собственные, переданные, закреплённые, регулированные)

b. По источнику (налоговые, неналоговы)

3. Способы формирования доходов – закономерности формирования доходов

a. Налоги и сборы

b. Часть общегос налогов

c. Коммунальные платежи

d. Доходы от имущества местной власти

e. Коммунальные предприятия

f. Кредиты, трансферты

g. Методы: налоговый, неналоговый, заёмный, трансфертный

4. Местные финансовые институты

a. Как совокупность норм права или как совокупность организационных структур, способствующих функционированию МФ-систем

b. Включают: местные бюджеты, общественные услуги, коммунальная форма собственности, внебюджетные целевые фонды, финансы комм предприятий

5. Субъекты

a. Терр общины, местные советы, местные администрации, главы населённых пунктов, минфин Украины, КМУ, ВРУ

6. Объекты

a. Финансовые ресурсы в фондовой или нефондовой (ссуды) форме

7. Взаимоотношения

a. Между субъектами системы

b. Между местными финансами и прочими ветвями финансовой системы государства

Функции МФ

1. Контрольная (при создании проектов бюджетов, их утверждении и выполнении, отчётности)

2. Распределительная (при формировании доходов и расходов для выполнения задач МФ)

3. Стимулирующая (создание условий для увеличения доходов)

Основы финансовой автономии органов местного самоуправления

Самоуправление – автономное функционирование любой автономии, в т.ч. территориальной

Финансовая автономия – самоуправление в области финансов

Условия финансовой автономии местного самоуправления:

1. Распределение функций между уровнями власти

2. Финансовая независимость органов местной власти (их фин независимость при выполнении своих функций)

3. Могут принимать решения по построению финансовой системы на своём уровне (сами определяются доходы, расходы, способы и т.п.)

Критерии определения масштабов и границ финансовой автономии:

· Главный критерий – наличие права принимать решения в сфере МФ

· Система права, определяющий компетенцию местный органов, должна включать право на разработку, утверждение и выполнение местного бюджета, налоговые инициативы, право создание внебюджетных фондов и т.п.

Количественные показатели уровня фин автономии местных органов:

· УВ расходов на реализацию собственных полномочий

o Характеризует объём функций, обеспечиваемых органами местного самоуправления за пределами прямого государственного контроля

o Показывает автономию местных органов власти от государственной власти

· УВ обязательных расходов

o Характеризует объём заданий, обеспечиваемых местными органами под контролём госвласти на уровне установленных стандартов

o Указывает на степень влияния госвласти на МФ

o Если не могут быть выполнены, государство оказывает финпомощь

· УВ расходов для обеспечения делегированных полномочий

o Объём заданий госвласти, обеспечивающиеся местными органами за счёт компенсаций, передаваемых сверху

o Характеризует местные органы как агенты центральных органов власти

· УВ собственных доходов

o Указывает на степень зависимости источников местных органов от собственной деятельности (решений)

o Указывает на независимость

o Наиболее универсальный показатель уровня самостоятельности бюджета

· УВ собственных и переданных (закреплённых) доходов

o Показатель уровня самостоятельности бюджетов с учётом переданной им государством на долгосрочной основе налоговой базы

· УВ доходов от местных налогов-сборов

· УВ несвязанных субсидий в структуре доходов

o Показывает степень гос вмешательства в работу местных органов (не на конкретные цели)

· Степень зависимости от отдельных доходных источников

o Универсальный показатель реальной финансовой автономии (от общественных групп)

· Коэффициент платёжеспособности отдельной административно-территориальной единицы или территориального коллектива

o Сначала определяется налогоспособность территориальной общины (терр. Единицы)

§ Налогоспособность территории – ВВП на душу населения в пределах региона, который может быть объектом местного налогообложении

o Рассчитывается показатель средней платёжеспособности в масштабах всего государства как доля ВВП, который может быть объектом местного налогообложения

o Смотрим на соотношение первого и второго

o Если коэффициент меньше 1 – территория получает финансовую помощь для выравнивания, иначе – донор

Тема 2. Местные бюджеты как определяющая ветвь МФ

1. Эволюция местный бюджетов Украины

2. Местные бюджеты в составе бюджетной системы

3. Формирование доходов МБ

4. Местные налоги и сбора, их роль в доходах МБ

5. Состав расходов МБ

Наши рекомендации