Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образо­ванию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и не­правовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А не­правовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседаний комитетов по бюджет­но-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (рас-

1 См.: Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международ­ных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1999. №2. Ст. 231.

94 Глава 4. Понятие и правовые формы финансовой деятельности гос-ва...

§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства...

четы платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансиро­вания и кредитования); финансово-экономический анализ; подго­товка материалов к финансовому планированию, прогнозирова­нию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм фи­нансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности зави­сят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого уровня и организационно-правовой формы. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей ком­петенции принимают финансово-правовые акты, посредством ко­торых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использова­ния финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходова­нием, за выполнением финансовых планов, финансовых обяза­тельств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предус­мотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре­кращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой дея­тельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформ­ляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударствен­ного значения бюджета, его важной роли для социально-экономи­ческого развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого, вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, по органам, изда­ющим их, и по другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты уста­навливают виды финансовых обязательств (налогов и других пла­тежей) организаций и граждан перед государством, или муници­пальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходо­вания государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекраще­нию конкретных финансовых правоотношений. Например, на ос­нове законодательного нормативного финансово-правового акта государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, имеющему в собственности жилой дом, извещение об уплате налога, которое и является индивидуальным финансо­во-правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансо­вых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на

а) законодательные, к которым относятся законы, принимае­мые соответствующими представительными органами государст­венной власти: федеральные и субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные, т.е. акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и приня­тые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает по­становления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют опре­деленную форму (указы, постановления, приказы и т.д.).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизиру­ется в классификации по органам, их издающим. Основные формы

96 Глава 4. Понятие и правовые формы финансовой деятельности гос-ва...

актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Со­ответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (за­коны, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и рас­поряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов прика­зы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансовых органов. При этом инструкции относятся к нор­мативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государст­венного управления, в особенности финансовые органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, кото­рые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолю­ция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в об­ласти финансов на определенный период, то есть являются пла­нами по мобилизации, распределению и использованию финансо­вых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дейст­вием принципа плановости в процессе образования, распределе­ния и использования финансовых ресурсов в соответствии с про­граммами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Феде­рации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных и внебюджет­ных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуп­равления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Контрольные вопросы и задания

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учрежде­ния — министерством, которому это учреждение подчинено. Ут­вержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические пос­ледствия, как любой финансово-правовой акт.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ "**''

1. Что понимается под финансовой деятельностью государства?

2. Что понимается под финансовой деятельностью муниципальных образований, какие органы ее осуществляют?

3. Каковы основные направления, в которых действуют функции фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образований?

4. Что общего между финансовой деятельностью государства и муни­ципальных образований и в чем состоят различия между ними?

5. Каковы организационно-правовые особенности финансовой дея­тельности государства?

6. Какими методами осуществляется образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных (местных) денежных фондов? Какие новые явления возникли в этих ме­тодах в связи с переходом к рыночной экономике?

7. Что представляют собой правовые и неправовые формы финансо­вой деятельности государства и органов местного самоуправления и чем они различаются?

8. Что такое финансово-правовой акт?

9. Как (по каким основаниям) классифицируются финансово-право­вые акты?

10. Дайте определение и приведите примеры финансово-плановых актов. Каковы особенности этих актов?

11. Рассмотрите классификацию финансово-правовых актов на при­мере сметы конкретного учреждения.

4-941

Наши рекомендации