Банковская система. Денежно-кредитная политика государства
ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Стабилизационная политика.
Банковская система. Денежно-кредитная политика государства.
Финансы и финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства.
Стабилизационная политика.
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономику для реализации определенных целей.
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики. Соответственно, при проведении стабилизационной политики правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.
Основные цели стабилизационной политики в экономике:
- достижение желаемого уровня занятости;
- стабильность экономического роста;
- сдерживание инфляции и т.д.
Стабилизационная политика включает два основных направления:
- фискальную (налогово-бюджетную) политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику.
Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средств макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильной мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают «эффект вытеснения» и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В отличие от кейнсианцев представители неоклассического направления и монетаризма видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. По их мнению, для достижения экономического равновесия необходимы устойчивые и долгосрочные правила. Основные предлагаемые ими правила:
- поддерживание определенного уровня роста денежной массы (при условии постоянной скорости обращения денег), что даст стабильность экономического роста без инфляции;
- стабильность увеличения номинального национального дохода, что поможет избежать инфляции;
- стабильность уровня цен;
- сбалансированность бюджета по завершении экономического цикла. Ежегодная сбалансированность бюджета невозможна, а по истечении цикла она должна быть.
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. В их числе – временные лаги, несовершенство экономической информации, изменчивость ожиданий экономических агентов, неоднозначность исторических аналогий.
Банковская система. Денежно-кредитная политика государства.
Кредитно-финансовая (кредитная) система понимается двояко:
- как совокупность кредитных (финансовых) отношений, форм и методов кредитования;
- как совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.
Кредитно-финансовая система состоит из банковской и небанковской (парабанковской) систем.
Банковская система – совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории страны во взаимосвязи между собой.
В организационном плане банковская система включает два уровня.
Первый уровень – центральный (эмиссионный) банк.
Второй уровень – коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и т.д.) банки.
Банковская система выполняет в экономике следующие основные функции:
- аккумуляция временно свободных денежных средств;
- предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;
- создание кредитных денег;
- кредитное регулирование;
- денежная эмиссия;
- эмиссия (выпуск в обращение) ценных бумаг.
Центральный банк – главное звено банковской системы. Он играет ключевую роль в управлении денежной массой, валютным курсом и хранении золотовалютных резервов.
Основные функции центрального банка:
- монопольная эмиссия денег и организация их обращения;
- аккумуляция и хранение кассовых резервов кредитных организаций;
- кредитование коммерческих банков и контроль над их деятельностью.
Коммерческие банки – кредитные учреждения, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения банковских операций и оказания услуг.
Административно коммерческие банки не подчиняются центральному банку, но выполняют его указания в пределах норм, установленных законодательством.
Коммерческие банки выполняют следующие основные функции:
- принимают денежные средства во вклады и размещают их;
- привлекают и предоставляют кредиты;
- проводят расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.
Осуществляемые коммерческими банками операции подразделяются на следующие группы:
Пассивные операции – привлечение денежных ресурсов путем приема депозитов, размещения (продажи) собственных акций, облигаций и других ценных бумаг.
Активные операции – размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов клиентам, операций на рынке ценных бумаг.
Посреднические операции – прочие банковские услуги, связанные с выполнением дополнительных услуг в интересах и по поручению клиентов (инкассовые, трастовые и т.п. операции).
В составе парабанковской системы (небанковских кредитно-финансовых институтов) выделяются: инвестиционные, страховые, финансовые компании, пенсионные фонды, ломбарды, учреждения кредитной кооперации.
Денежно-кредитная (монетарная) политика – составная часть макроэкономической политики государства, нацеленная на решение ряда общеэкономических задач.
В широком понимании денежно-кредитная политика направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддержание высокого уровня занятости при низкой инфляции, активизацию инвестиционной активности и т.д. Это – конечные цели денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика – совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых государство воздействует на параметры равновесия денежного рынка – предложение денег и процентную ставку. Это – промежуточные цели денежно-кредитной политики.
При проведении стабилизационной экономической политики государства денежно-кредитная политика направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции.
Государство воздействует на такие показатели и рычаги, как денежная масса (предложение денег), совокупные расходы, учетная ставка (ставка рефинансирования) и др.
Учетная ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам.
Официальная учетная ставка –ориентир для банковских ставок по кредитам. Посредством манипулирования учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка.
В российской практике учетная ставка именуется ставкой рефинансирования, в Великобритании – банковской ставкой, в Германии – ломбардной ставкой.
При понижении ставки рефинансирования кредиты центрального банка становятся дешевле и делаются более доступными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке увеличивается, приводя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Это означает рост денежной базы. Занятые у центрального банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут мультипликативное расширение вкладов. Денежная масса увеличится.
Следовательно, снижение ставки рефинансирования центрального банка ведет к росту денежной базы в форме увеличения избыточных резервов коммерческих банков за счет дополнительных заимствований у центрального банка. Ссудный потенциал банковской системы увеличивается и приводит к мультипликационному расширению вкладов и росту предложения денег.
При повышении ставки рефинансирования ссуды центрального банка становятся дороже, и часть возвращенных коммерческими банками кредитов не будут снова отданы в ссуду. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке сократится, и часть банков не получит запланированных средств для пополнения избыточных резервов. Тогда банкам придется пополнять избыточные резервы за счет внутренних источников. С этой целью часть ссуд будет отозвана или по возвращении не выдана снова в кредит. Это приведет к мультипликативному сокращению вкладов банковской системой и уменьшению предложения денег.
Следовательно, повышение ставки рефинансирования центрального банка ведет к сокращению той части избыточных резервов коммерческих банков, которая поддерживается за счет заимствований у центрального банка. Ссудный потенциал банковской системы снизится, объем выдаваемых коммерческими банками ссуд сократится и приведет к мультипликативному сокращению вкладов и уменьшению предложения денег.
Операции на открытом рынке – наиболее действенный инструмент денежно-кредитной политики, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит и тем самым – на экономику в целом. В странах с развитой рыночной экономикой это основной инструмент денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке позволяют быстро изменить объем денежной массы, в отличие от прочих инструментов, которые носят скорее среднесрочный характер.
При покупке пакета государственных ценных бумаг центральный банк предъявляет на них дополнительный спрос. При этом текущая рыночная цена этих облигаций увеличивается, а их текущая доходность снижается, так что центральному банку будет нетрудно найти желающих их продать. В результате такой операции денежная база увеличивается на величину рыночной стоимости купленного центральным банком пакета долговых обязательств. Связанных с этим рост же избыточных резервов коммерческих банков позволит им увеличить объем выдаваемых ссуд и вызовет мультипликационное расширение вкладов и рост денежной массы.
При продаже дополнительного пакета государственных ценных бумаг центральный банк предлагает их на вторичном рынке, тем самым увеличивая их предложение. При этом текущая рыночная цена данных облигаций снижается, а их текущая доходность увеличивается. Привлекательность этих ценных бумаг повышается, и центральному банку нетрудно будет найти желающих их купить. Полученные центральным банком деньги выводятся им из обращения, и, таким образом, денежная база уменьшается на величину рыночной стоимости проданного пакета государственных облигаций. Сокращение же избыточных резервов коммерческих банков приводит к уменьшению объемов выдаваемых ими ссуд и вызывает мультипликационное сжатие денежной массы.
С точки зрения целей и результатов разливают стимулирующую и сдерживающую денежно-кредитную политику.
Стимулирующая денежно-кредитная политика («кредитная экспансия») – это денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы.
Сдерживающая денежно-кредитная политика («кредитная рестрикция») – это денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы.
Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика поводится с помощью изменения ставки рефинансирования, а также посредством операций на открытом рынке:
Политика | Изменение ставки рефинансирования | Операции на открытом рынке |
Стимулирующая | Снижение | Покупка ценных бумаг |
Сдерживающая | Увеличение | Продажа ценных бумаг |
Характер денежно-кредитной политики зависит от фазы экономического цикла:
Во время экономического спада она направлена на увеличение предложения денег в целях стимулирования расходов экономических агентов.
Во время экономического роста она направлена на ограничение предложения денег для ограничения расходов.
В конечном итоге, денежно-кредитное регулирование осуществляется посредством политики «дешевых» и «дорогих» денег.
Политика «дешевых» денег характерна экономическому кризису, сопровождающемуся большой безработицей. Она делает кредит дешевым и доступным, увеличивает предложение денег, снижает процентную ставку, стимулируя рост инвестиций и ВВП.
Политика «дорогих» денег сокращает или ограничивает доступность кредита, в результате чего сокращаются инвестиции, совокупные расходы и уменьшается инфляция.