Правовое регулирование доходов
Понятие доходов бюджета определено в ст 6 БК. В качестве доходов признаются поступающие в бюджет денежные ср-ва, за исключением тех д.с., которые поступают в бюджет, НО явл-ся источниками ФДБ. Таким образом, несмотря на то, что ИФДБ тоже поступают бюджет, доходами они не признаются, для них предусмотрен другой правовой режим. Ключевым признаком для дохода является поступление денежных ср-в в бюджет.
На пути на единый счет соотв бюджета денежные ср-ва будут проходить следующий путь: сначала они будут зачислены на счета ФК (распределительные счета ФК, которые открываются в ЦБ). После того, как поступили на единый счет, который еще сравнивают с таблом общим, куда все деньги сваливаются, подлежащие зачислению в бюджетную систему, после этого органы ФК осуществляют учет доходов, которые поступили на соотв счет и распределяют их между бюджетами. Распределение с учетом КБК. После осуществления учетной деятельности, производится перечисление на единые счета бюджетов, которые так же открыты в ЦБ.
Для того чтобы быть признанным именно доходом, недостаточно поступить на счет органов ФК, ден. ср-ва должны поступить в соотв бюджет. Поэтому в соотв со ст 40 ден.ср-ва считаются поступившими в доходы соотв бюджета только с момента их зачисления на единый счет соотв бюджета. Не существуют абстрактные доходы, поэтому о доходе говорим только тогда, когда ср-ва поступили на единый счет соотв бюджета. В то же самое время есть момент, когда деньги уже поступили на счет казначейства, но еще не дошли до бюджета. В законодательстве очень часто к этой ситуации говорится о поступлении средств в Бюджетную Систему. То есть законодатель разграничивает поступление средств в БС и поступление соответствующих д.с. в доход. БК регулирует правоотношения с того момента, как д.с. поступили на распределительный счет казначейства (в БС).
Классификация доходов. Можно предложить как минимум 3.
В соответствии с первой классификацией критерием явл-ся то, к какому бюджету БС относится соотв доход. Можно осуществить на основании положений БК, в частности: доходы федерального бюджета (гл.7), доходы бюджетов субъектов (гл.8), доходы местных бюджетов (гл.9) и доходы бюджетов ГВФ (ст.146). Поэтому если вас интересует, к доходам какого бюджета относятся те или иные поступления, вы должны найти вот эти главы БК и искать в соотв статьях интересующий доход.
Вторая классификация, которая предложена законодателем – это деление доходов на налоговые, неналоговые, а также безвозмездные поступления.
С первой классификацией критерий понятен. А здесь все не так однозначно. Смотрим статью 41, высказываем мнение по поводу критерия.
Для налоговых доходов, по сути, критерий формальный – поступления дб предусмотрены Налоговым законодательством (независимо от правовой природы, пеня и штраф – нет общей природы и т.п.).
Неналоговые доходы и безвозмездные поступления – не выделяет нам законодатель критериев. Можно обратить внимание на то, что безвозмездные поступления у нас определяются закрытым способом, к ним относятся: МБТ и безвозмездные поступления от лиц, которые не имеют прямого отношения к БС (ЮЛ, иностр.организации, ФЛ и т.д). В свою очередь, перечень неналоговых доходов является открытым. Получается, все то, что не попадает в налоговые и безвозмездные поступления и прямо не перечислено в качестве неналоговых, все равно признано иным неналоговым доходом.
В неналоговых сосредоточены и те, которые имеют гражданско-правовую природу, и те, которые получены в результате применения мер ответственности. Говорить об определенной однородности платежей, которые у нас предложены в рамках неналоговых платежей тоже достаточно сложно.
Вопрос о критериях, которые используются, если вообще используются, при классификации доходов весьма не однозначен, и ответ на него сходу не дать. В УМК была предложена позиция: в основе соотв классификации м. лежать такие критерии, как: принудительность, обязательность и добровольность уплаты. Но тут не все так однозначно тоже. Те же МБТ: субвенции обязательно нужно выплатить, а субсидии – по собственному усмотрению и положению, НО есть обратные субсидии, которые обязательны к уплате. Или, например, налоги – они обязательны к уплате по законодательству, но в то же время, когда субъект самостоятельно этот налог уплачивает, мы имеем дело с добровольной уплатой (а не принудительной, например).
В итоге, один и тот же платеж мб охарактеризован одновременно как обязательный, добровольный и принудительный. Так что единого критерия нет, это проблематично. Килинкарова считает, что законодатель и не имел в виду никакой строгой классификации по единому критерию.
Например, для налоговых установлен формальный критерий. Если из налогового законодательства изымается определенный платеж, то он и теряет статус налогового в понимании БК (так было с таможенными платежами – в их сущности ничего не изменилось, но они были перемещены из НК в ТК. В связи с этим они утратили статус налоговых доходов).
Неналоговые поступления - осуществляются внутри БС (МБТ в данном случае), а также те платежи из вне БС, которые уплачиваются соотв лицами добровольно. ТО есть к неналоговым относится все остальное.
По поводу КБК есть официальные позиции по классификациям, там думать не надо.
Вопрос классификации доходов спорный и неоднозначный.
Статья 47 – понятие собственных доходов бюджета.
Тут все доходы, кроме субвенций. Каковы сущностные черты собственных доходов в таком случае? Единственные средства, которые используются для осуществления переданных полномочий – это субвенции, соответственно, все остальные доходы, которые используются, они для исполнения собственных полномочий ППО. Помимо того определения, которое используется в статье 47, мы с вами можем определить СД как доходы бюджета, направляемые на исполнение собственных полномочий.
НО не всегда в БК было такое понимание собственных доходов. До 2008: были собственные доходы и регулирующие доходы. Последние – это были преимущественно налоговые, которые закреплялись за соотв бюджетами на временной основе. А собственные – закреплялись на постоянной основе. Но потом стали вноситься изменения, в которых прямо называлось, какие доходы являются регулирующими. И чем же они тогда отличаются? Критерий перестал выдерживаться, от понятия регулирующих доходов отказались. А СД теперь понимаются другим образом. Поэтому в учебниках и комментариях часто встречаются ошибки по этому поводу.
А теперь классификация не из БК, а доктринальная.
Она основана на критерии характера отношений, на основании которых соотв суммы уплачиваются в бюджет (в нашем учебнике эта классификация).
Все доходы делятся на: гражданско-правовые (сдача в аренду имущества, продажа и т.д.), бюджетные доходы (именно какие отношения в основе – МБТ сюда, например), административные доходы (те средства, которые поступают с связи с применением мер адм.отв.), налоговые доходы, поступающие в результате исполнения налоговой обязанности или платежи, которые нужно уплатить в результате неисполнения обязанности; уголовно-правовые (в результате реализации мер уголовной ответственности).
Еще один дискуссионный вопрос – может ли быть арендная плата не в денежной форме? Ведь доходы от сдачи в аренду – это доходы бюджета, а доходы бюджета – это всегда денежные средства по БК. НО ведь БК регулирует бюджетные правоотношения, а здесь гр-пр. Если обратиться к ГК, то он не устанавливает для ППО ограничений по формам арендной платы, нет специальных оговорок. Возникает вопрос: с одной стороны есть ГК, не устанавливающий ограничений для ППО, и БК – с другой. Есть ли между ними противоречие? Что применять?
Если ГК допускает иные формы оплаты, а ППО участвует в обороте наравне с другими субъектами, то у нас нет оснований отказать или запретить получать арендную плату в неденежной форме. Это гражданские отношения, регулируемы ГК. А БК эти отношения не регулирует. Он регулирует отношения по формированию доходов, и он их регулирует с того момента, как денежные средства поступают на распределительный счет казначейства. Все что происходит до этого БК не регулируется(в части формирования соответствующих доходов). Поэтому если поступающих денег нет, то и дохода в понимании БК нет, но это не означает, что не будет, например, прироста стоимости имущества, получения какой-то выгоды для ППО в результате исполнения обязанности контрагента по договору аренды (ремонт или реставрация, например).
Вопрос о том, в какой форме будет получаться а/п решается в рамках гос политики по управлению имуществом, и в зависимости от того, какова эта политика, и должен совершаться выбор арендной платы (наиболее эффективное управленческое решение).
На практике же в основном сдают в аренду с получением платы в денежной форме.