Предмет и метод экономической теории. Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»
Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.
3. Типы и формы собственности.
4. Сущность, место и роль государственной собственности.
5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.
6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
8. Рыночное равновесие и его нарушение.
9. Сущность и функции денег, их виды.
10. Товар и его свойства: полезность и цена.
11. Конкуренция: сущность и методы.
12. Антимонопольная политика государства.
13. Социально-экономическое понятие предприятия.
14. Рынок земли и его особенности.
15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.
16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.
17. Экономические риски и неопределенность рисков
18. Основные макроэкономические показатели.
19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.
20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.
21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.
22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.
23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.
24. Налоговая система и ее элементы.
25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.
26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.
27. Государственный долг.
28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.
29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.
30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.
31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
6. Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
8. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
9. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
10. Сущность и классификация мотивационных теорий.
11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.
12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
13. Понятие и содержание методов менеджмента.
14. Понятие и классификация управленческих решений.
15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.
17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.
18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.
19. Управление процессом адаптации человека и организации.
20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.
21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.
22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.
23. Понятие и характеристика основных стилей управления.
24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.
25. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.
27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.
28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.
29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.
30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.
32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.
33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.
34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.
35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.
37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.
38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.
39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.
40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.
41. Набор, отбор и наем персонала.
42. Кадровая политика организации.
43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
44. Цели и функции системы управления персоналом.
45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
50. Оценка деятельности кадровой службы.
51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.
57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.
58. Финансовый менеджмент как система управления.
59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
65. Управление дебиторской задолженностью.
66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.
69. Виды предпринимательской деятельности.
Предмет и метод экономической теории
термин "экономика":
· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)
Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):
· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;
· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.
В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:
· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)
Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
метод научной абстракцииОни выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.
индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы
качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.