Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства

Реферат

по теме «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства»

Выполнил ___________________________ (личная подпись) студентка IV курса гр. 2 ЭУП шифр 12-28099______ Одинец Е.Ф.
    Руководитель     Ассистент Евлаш А.И.  
   

Минск 2015

Введение

Ревизия и аудит – наиболее действенные формы контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций, располагающие значительным набором специальных методов и приемов исследования. Переход на новые, прогрессивные методы хозяйствования, внедрение рыночных отношений, приватизация предопределяют дальнейшее развитие теории, методологии, методики и организации проверок и аудита, совершенствование их инструментария. Все вышеперечисленное требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов в области контроля.

Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства

В сложном и длительном процессе аудиторской проверки особое место занимает проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета финансовых и хозяйственных операций, их соответствующей группировки в учетных ре­гистрах и порядка составления отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта пред­принимательской деятельности является важной составной частью информационного обеспечения системы управления. Еще Лука Пачоли, называя три основных условия, «необхо­димых всякому, кто желает в исправности вести торговлю», особо выделил ведение учетных записей таким образом, «чтобы можно было без задержки получить всякое сведение как относительно долгов, так и требований». С развити­ем рыночных отношений значение бухгалтерской (финансо­вой) отчетности повышается, она превращается в источник достоверной финансовой информации о показателях деятельности организаций и надежную основу оценки их финансового и имущественного положения.

Вышеизложенное объясняет повышенные требования со стороны пользователей к содержанию отчетности субъектов хозяйствования с точки зрения ее реальности и достоверности.

Огромное количество пользователейможно разделить на три категории:

1) непосредственно занимающиеся бизнесом в данной организации;

2) находящиеся за пределами организации, но имеющие прямую финансовую заинтересованность в результатах на финансово-хозяйственной деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики и т.п.);

3) имеющие косвенную (опосредованную) заинтересованность в бизнесе данной организации (аудиторские службы, органы государственного управления и т.п.).

Пользователей первой категории можно определить как внутренних, а двух других — как внешних. Бухгалтерская отчетность организации, представляемая внешним пользова­телям, относится к финансовой отчетности.

Мировой опыт развития бухгалтерского учета и отчетно­сти свидетельствует, что формирование бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности основывается на общепринятых прин­ципах. Это предопределяет сходство ее качественных харак­теристик и позволяет согласовать на международном уров­не ключевые требования, предъявляемые к содержанию от­четности. Особое место среди последних занимает досто­верность. Отчетность, отвечающая данному требованию, — залог принятия обдуманных и обоснованных управленче­ских решений пользователями информации, правильной оценки эффективности предстоящих вложений капитала и определения величины финансового (предпринимательско­го) риска.

Однако при сборе аудиторских доказательств реальности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности иногда выявляются ее искажения. Любое подозрение аудито­ра о возможности ошибки, способной привести к материаль­ным искажениям отчетности, должно служить поводом к расширению спектра аудиторских процедур, с тем чтобы либо развеять подозрения, либо подтвердить их обоснованность.

Искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности – неверное отражение и (или) представление данных из-за на­рушений установленных правил ведения и организации бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с правилами аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства», искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности может возникнуть в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, совершенных заинтересованными лицами, руководством, работниками аудируемого лица или иными лицами. Разграничивающим фактором между недобросовестным действием и ошибкой является преднамеренность или непреднамеренность действий, приведших к искажению бухгалтерской (финансовой) отчет­ности (рис. 1).

Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства - student2.ru   Рис. 1. Причины искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непреднамеренное искажение учета и отчетных дан­ных (ошибка) представляет собой невольное искажение фи­нансовой информации в результате арифметических либо ло­гических погрешностей в учетных записях и группировках, недосмотра в полноте учета или неправильного представле­ния фактов хозяйственной деятельности, наличия и состоя­ния имущества, расчетов и т.п.

Преднамеренное искажение учета и отчетных дан­ных представляет собой осознанное неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или не­сколькими должностными лицами из состава руководства и сотрудников субъекта предпринимательской деятельности. Это могут быть следующие действия:

- манипуляция учетными записями и фальсификация первичных документов, учетных регистров;

- умышленные изменения записей в учете, искажающие смысл финансовых операций и хозяйственных процессов, нарушающие правила, определенные законодательством или учетной политикой организации;

- преднамеренно неправильная оценка активов и методов их списания, уничтожение или пропуск результата корректировочных записей или документов;

- преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

В ходе аудита рассматриваются два типа преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий:

1) искажения, связанные с недобросовестным составле­нием бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) искажения, возникающие в результате незаконного присвоения имущества.

Риск необнаружения существенных искажений бухгал­терской (финансовой) отчетности в результате недобросовест­ных действий выше риска необнаружения искажений в ре­зультате ошибок, так как в первом случае субъекты, осознан­но пошедшие на нарушение, заботятся о сокрытии улик (на­пример, подделка документов, намеренное неотражение хо­зяйственных операций или искажение сведений, предостав­ляемых аудиторской организации).

При планировании аудита необходимо учитывать вероят­ность того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность ауди­руемого лица может быть подвержена существенным иска­жениям, возникающим в результате ошибок или недобросо­вестных действий. В этой связи следует обратить особое вни­мание на вопросы, изучение которых помогает в оценке рис­ка необнаружения:

• на каких участках бухгалтерского учета аудируемого лица наиболее вероятно возникновение ошибок;

• выполнение каких требований законодательства обяза­тельно для аудируемого лица исходя из особенностей его дея­тельности;

• невыполнение каких нормативных правовых актов мо­жет стать причиной прекращения или приостановления дея­тельности аудируемого лица;

• как руководство аудируемого лица относится к средствам внутреннего контроля и влияет на контрольную среду;

• какова вероятность существенного искажения бухгалтерской (финансовой отчетности) аудируемого лица в результате недобросовестных действий;

• какое имущество аудируемого лица наиболее подвержено незаконному присвоению;

• какие обстоятельства, обнаруживаемые в ходе аудита, указывают на возможность совершения недобросовестных действий;

• какие внешние и внутренние факторы, создающие мо­тив или оказывающие давление на руководство либо работников аудируемого лица, приводят к совершению недобросовестных действий;

• какие аудиторские процедуры могут быть выбраны в ответ на оценку риска возможного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудитору целесообразно направить запросы руководству аудируомого лица и его компетентным работникам (внутрен­ним аудиторам, юристам, ответственным лицам за предотвращение случаев недобросовестных действий и др.), кото­рые предположительно имеют информацию, необходимую для оценки риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате недобросовестных дей­ствий и ошибок.

С целью обнаружения искажений учета и отчетных дан­ных аудитор устанавливает:

• соответствие совершенных финансовых операций и хо­зяйственных процессов действующему законодательству;

• соблюдение нормативных правовых актов, определяю­щих организацию и методологию бухгалтерского учета и по­рядок составления отчетности;

• соблюдение в течение отчетного года принятой в орга­низации учетной политики отражения в бухгалтерском уче­те отдельных операций и оценки имущества;

• соответствие принципа отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

• соблюдение единства в разграничении учета затрат, от­носимых за счет издержек производства и сбыта, прибыли и специальных источников финансирования;

• соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Факторами внутрихозяйственной деятельности проверяемой организации, способствующими появлению таких искажений, являются:

• несоответствие оборотных средств росту объемов про­даж (производству) субъекта или снижению прибыли;

• изменение договорных отношений, предопределяющее значительное изменение величины прибыли;

• нетипичные хозяйственные операции (особенно в кон­це отчетного периода), существенно влияющие на величину финансовых показателей;

• наличие платежей за услуги, которые не соответствуют предоставленным услугам;

• особенности организационно-управленческой структу­ры проверяемой организации, которые можно расценить как ее недостатки; некомпетентность управленческого персона­ла, частая смена главных бухгалтеров;

• наличие отклонений от установленного порядка рас­пределения прибыли;

• отсутствие первичных или подтверждающих докумен­тов; наличие в документах неоговоренных исправлений, нетипичных записей, не отраженных в учете хозяйственных операций.

Фактами, которые могут указывать на несоблюдение аудируемым лицом законодательства, являются:

• внеплановая проверка, проводимая государственными органами в отчетном периоде;

• штрафные санкции;

• оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнение;

• вознаграждения за услуги, размер которых превышает плату, установленную у аудируемого

• лица для аналогичных видов услуг;

• закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных;

• сомнительные платежи наличными;

• сомнительные операции с организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах;

• платежи за товары или услуги, направляемые не тому поставщику (продавцу), от которого

• получены эти товары и услуги;

• операции, не разрешенные руководством аудируемого лица или не учитываемые надлежащим

• образом;

• негативная информация об аудируемом лице, размещенная в средствах массовой информации.

При оценке влияния выявленных фактов несоблюдения законодательства на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна учесть:

вероятность наложения на аудируемое лицо штрафных санкций;

возникновение угрозы отчуждения имущества, стоимостная оценка которого отразится на

структуре имущества аудируемого лица;

возможность прекращения деятельности аудируемого лица;

другие последствия.

Оценив риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие недобросовестных действий на уровне предпосылок ее подготовки, аудитор должен принять ответные меры, т.е. изменить характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, как того требуют правила аудиторской деятельности «Действия аудиторской ор­ганизации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства», предусматривающие действия аудиторской организации в следующих случаях:

• при оценке риска существенного искажения бухгалтер­ской (финансовой) отчетности в результате недобросовест­ных действий и ошибок;

• наличии обстоятельств, указывающих на возможные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в резуль­тате недобросовестных действий и ошибок;

• выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства Республики Беларусь.

В данных правилах изложен порядок сообщения ауди­торской организацией информации о выявленных искажениях бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; приведены примеры факторов риска недобросовестных действий, относящихся к искажениям, возникающим в результате как недобросовестного составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и незаконного присвоения имущества; описаны аудиторские процедуры, предпринима­емые в ответ на оцененный риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате недоб­росовестных действий; представлены примеры обстоя­тельств, указывающих на возможные искажения бухгалтер­ской (финансовой) отчетности в результате недобросовест­ных действий и ошибок.

Аудитор должен исходить из предпосылки, что аудируе­мое лицо руководствуется в своей деятельности законода­тельством Республики Беларусь, до тех пор, пока не получит доказательства обратного. Если же выявляются искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то задача аудито­ра — скорректировать уже разработанные аудиторские про­цедуры, обращая внимание на следующие аспекты:

• виды нарушений, установленных у субъекта и ведущих к искажениям;

• степень существенности выявленных искажений;

• риск появления искажений при дальнейшей проверке и риск необнаружения искажений.

Ответственность за выявление и обоснование непредна­меренных и преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудитор, а ответственность за факт наличия этих искажений — виновные и должностные лица субъекта предпринимательской деятельности.

Аудитор обязан своевременно проинформировать должностных лиц проверяемой организации об обнаружении ис­кажений бухгалтерской (финансовой) отчетности даже при незначительности потенциального влияния выявленных на­рушений на финансовую отчетность. Если аудитор убежден, что искажение является результатом недобросовестных дей­ствий, он должен проанализировать причастность к этим действиям определенного лица или лиц, особенно с точки зрения занимаемой ими должности в структуре аудируемой организации.

Аудитор в письменной форме информирует заинтересо­ванных лиц хозяйствующего субъекта о том, что:

• в результате несоблюдения аудируемым лицом законо­дательства Республики Беларусь причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому и (или) юридическому лицу и (или) государству;

• несоблюдение законодательства является преднамеренным и существенным;

• руководство аудируемого лица причастно к несоблюдению законодательства и недобросовестным действиям.

Напомним, что аудитор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении сведений, полученных в ходе аудита, но в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, он должен сообщать информацию об обнаруженных ошибках, недобросовестных действиях и фактах несоблюдения законодательства уполномочен­ным государственным органам, указанным в соответствующих законодательных актах.

Если аудиторская организация предполагает, что аудируемое лицо не соблюдает требования законодательства, то она должна документально подтвердить отмеченные факты и обсудить их с руководством аудируемого лица. Документация в отношении отмеченных фактов может включать копии записей бухгалтерского учета, первичных документов, а также в случае необходимости - протоколы совещаний и собеседований с руководством и работниками аудируемого лица.

Если в ходе аудита аудируемое лицо не приняло меры по устранению нарушений законодательства, даже если такие нарушения не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в отчетном периоде, но могут существенно повлиять на нее в дальнейшем, то аудиторская организация может принять решение об отражении данного факта в итоговых документах аудита.

Список использованной литературы

1. Хмельницкий В. А. Ревизия и аудит: учеб. пособие/ В.А. Хмельницкий, Т.А Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. – 473 с.

2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2006г. № 33 Национальные правила аудиторской деятельности «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства».

Наши рекомендации