Экономико-правовая природа Содружества Независимых Государств
Глобальной тенденцией современного этапа развития мировой экономики и международного права является региональная интеграция, которая представляет собой движение к экономическому, научно – техническому, информационному и политическому объединению, реализуемому на межгосударственной основе и предполагающему рациональное международное разделение труда, интенсивную специализацию и кооперацию.
Несмотря на объективные и субъективные противоречия, в настоящее время к реализации задач интеграции также непосредственно подошли государства – члены Содружества Независимых Государств. Преодолев начальный период дезинтеграции, они теоретически и практически вышли на новый уровень региональных отношений.
Содружество Независимых Государств, в котором заложен огромный интеграционный потенциал, как в экономической, так и в гуманитарной сферах, не исчерпало себя, хотя и испытывает определенные трудности в развитии. Сегодня ситуация в СНГ характеризуется тенденцией трансформации Содружества в более дееспособное экономическое объединение суверенных государств.
В процессе взаимодействия государств возникла необходимость создания Экономического союза, нашедшая воплощение в Договоре о его создании, который главы государств СНГ подписали в сентябре 1993 года. Он предусматривает поэтапное продвижение от ассоциации свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и валютному союзу допускает возможность ассоциированного членства и, таким образом, нормативно позволяет учитывать степень заинтересованности отдельных государств в Содружестве.
Вместе с тем, процесс интеграции государств – участников СНГ сопровождается глубоким экономическим и финансовым кризисом, взаимосвязанным с мировым экономико_- финансовым кризисом, и многочисленными политическими и правовыми проблемами, связанными с переходом участников Содружества от административно – командной к социально ориентированной рыночной экономике.
Реальностью, которая еще долго будет определять особенности национальных экономических и правовых систем стран – членов СНГ, являются последствия их длительного развития как взаимосвязанных элементов общего механизма, которым, при все его недостатках и преимуществах, был единый народно – хозяйственный комплекс СССР.
Кризис мировой социалистической системы, распад Советского Союза поставили вопрос о необходимости определения новых форм сотрудничества перед новыми независимыми государствами, бывшими союзными республиками СССР.
Образовав Содружество Независимых Государств, независимые государства сделали своей целью формирование нового экономического и правового, а затем и политического объединения суверенных государств, чтобы совместными усилиями преодолевать экономические и социальные проблемы регионального управления национальными экономическими системами, разрешать трудности межнациональных противоречий, сохранять и развивать системные связи между нациями и народами в области экономики, права, культуры, науки, образования, информации.
В 1991 году 2 декабря главы независимых суверенных государств Беларуси, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Через 12 дней в Алма-Ате к этому соглашению присоединились 11 бывших республик СССР.
Образование СНГ - необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах экономические, политические, культурные и другие связи между нациями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствовали развитию новых форм сотрудничества под определенным, совместным скоординированном контроле и способствовали в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.
Главный учредительный документ –Устав Содружества Независимых государств, который состоит из 9 разделов и 45 статей, принятый в январе 1993 года, зафиксировал следующие важнейшие цели Содружества:
- осуществление сотрудничества в политической экономической, экологической, гуманитарной и иных областях;
- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие в рамках общего экономического пространства;
- межгосударственная интеграция;
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, сокращения вооружений и военных расходов;
- содействие гражданам стран СНГ в свободном общении и передвижении в пределах Содружества;
- осуществление взаимной правовой помощи и сотрудничества в сфере правовых отношений;
- обеспечение мирного разрешения споров и конфликтов.
Сложность определения экономико-правовой природы СНГ состоит в том, что в учредительных документах Содружества изложены основы организации СНГ, его цели и принципы, однако не содержится положений о той юридической природе создаваемого образования.
СНГ не является ни формой государственного устройства, ни формой межгосударственного объединения. В Алма-Атинской Декларации, подписанной 21 декабря, заявляется, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственной организацией. Фактически та же формулировка повторяется в Уставе СНГ: «Содружество не является государством, не обладает наднациональными полномочиями» (Статья 1- Устав СНГ)
Содружество, как международное объединение государств, не является интеграционным образованием; оно создано в форме международной межгосударственной организации с целью содействия региональной экономической, правовой и политической интеграции. Его главная функция-координация деятельности, направленной на сохранение и развитие взаимных хозяйственных, правовых, культурных и иных связей, оказание участникам Содружества помощи во всех областях тих взаимоотношений на основе взаимного согласия.
17.2. Актуальные проблемы экономики Содружества Независимых Государств.
Все большее влияние на развитие всех стран и секторов мирового хозяйства оказывают процессы глобализации и усиления экономической взаимозависимости государств. Принципиально новые информационные технологии и средства коммуникации, согласованная либерализация рынков товаров услуг и финансов резко увеличили скорость экономических процессов и уменьшили степень свободы в хозяйственной деятельности.
Определяющим в современной системе международных отношений стало формирование и развитие мощных региональных коалиций, имеющих общие экономические, культурные, а нередко – политические и военные интересы. Даже самые крупные и мощные державы действуют в рамках многосторонних организаций позволяющих достигать мультипликации усилий и более эффективно защищать свои интересы на мировой арене. Еще одна отличительная черта системы международных отношений – создание глобальных международных институтов, управляющих мировой экономикой, – Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка.
Понижение статуса России на мировой арене связано не только с беспренцендентным по глубине и продолжительности системным кризисом, но и с тем, что после разрушения социалистической системы Российская Федерация оказалось страной, не имеющей надежных партнеров и союзников, что создало угрозу ее изоляции на международной арене. Содружество Независимых Государств не смогло противостоять дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве.
В результате в настоящее время мировые экономические и военные показатели СНГ намного хуже, чем других крупнейших региональных объединений – Европейского Союза (ЕС), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Мировая экономика представляет собой сегодня многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем “этаже” которой происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами.
На долю научно-технического прогресса в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста валового внутреннего продукта. Нижний этаж этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными: топливом, металлами, древесиной, сельскохозяйственным и минеральным сырьем и т.п.
Страны СНГ в целом по структуре своего производства и экспорта почти полностью переместились на самый нижний уровень мирового рынка, на котором находятся развивающиеся страны.
Развитие интеграционного процесса в Содружестве наталкивается на ряд противодействующих экономических и социальных факторов и связано с решением немалого числа острых проблем, оказывающих влияние на формирование национально – государственных интересов.
Страны СНГ не смогли пока сформировать активные рыночные структуры и стимулы, действующие в направлении интенсивной экономической интеграции. Отдельные из них стремятся получить выгоды от контактов друг с другом и со странами дальнего зарубежья в ущерб интересам Содружества в целом.
Серьезные проблемы для интеграции создает охвативший страны СНГ острый экономический кризис. Их совокупный ВВП сократился на 40%, а объем промышленного производства – на 50% , хотя в последнее время наметилась тенденция к прекращению спада и стабилизации экономики
Развитию интеграции в Содружестве все заметнее препятствует растущая политико-экономическая зависимость его членов от стран дальнего зарубежья. Это проявляется, например, в прогрессирующем снижении роли взаимной торговли в пользу внешнеторговых связей с ними.
В политике Запада по отношению к государствам Содружества отчетливо просматривается стремление превратить их в стабильный рынок для своих товаров и капиталов, крупный источник получения топливно-сырьевых ресурсов, не допустить образования сплоченного интеграционного объединения, которое могло бы стать одним из центров мировой экономики.
Негативно сказывается и серьезные расхождения в подходе к вопросам взаимного сотрудничества. Большинство стран СНГ опасается, что интеграция будет сопровождаться ограничением суверенитета. Нуждаясь в разносторонней помощи России, они настороженно воспринимают проекты, связанные с созданием надгосударственных органов, тщательно ограждают свою самостоятельность.
Вместе с тем объективно по своим экономическим и политическим характеристикам Россия является лидером СНГ, и реально ее заменить некем.
Сейчас вырабатываются контуры будущих межгосударственных отношений при большом разбросе политических и экономических интересов государств. Подлинная интеграция экономического пространства постсоветских государств новая структура связей и состав участников более реально определится только на основе взаимной выгоды, развития рыночных отношений как внутри, так и между государствами. Однако нужно помнить о том, что форсировать действия по интеграции – значит заведомо обрекать себя на неудачу, демонстрировать преобладание политических, военных и других интересов над экономической целесообразностью.
Контуры экономического сотрудничества в самом общем виде определяются сложившейся в прошлом глубокой технологической зависимостью и многосторонней дополняемостью национальных хозяйственных комплексов, межгосударственной специализацией и разветвленными кооперационными связями, потребностями сохранения межгосударственного рынка, сырьевой базы, необходимостью технологического совершенствования производственных потенциалов государств СНГ, созданием новых кооперационных связей на рыночных условиях, т.е. общего экономического пространства.
Такое пространство включает объекты и субъекты хозяйствования, организационно-экономические условия и механизмы, обеспечивающие их взаимодействие в определенном направлении. Его формирование – длительный, постепенный процесс. Различные модификации интеграционного объединения определяют степень свободного движения товаров, услуг, труда и капитала. Его основой являются налаживание связей посредством тех товаров, в которых нуждается страны.
Рост производства определяется тремя взаимосвязанными условиями. Первое –предприятия должны иметь возможность получать все необходимые и финансовые ресурсы. Второе – производство должно быть оптимальных размеров, а специализация предприятий [2]-рационально и ярко выраженной, что повышает эффективность при кооперации с другими предприятиями. И последнее – всем произведенным товарам необходим гарантированный сбыт.
Эти условия можно обеспечить только при наличии в Содружестве общего рынка. Для стран СНГ едва ли есть лучший выход из сегодняшней кризисной ситуации, чем восстановление экономических связей между собственными предприятиями и регионами, налаживание производства отечественных товаров для своего рынка. И только при наполнении внутреннего рынка отечественными товарами, которые в результате жесткой конкуренции сравняются по качеству и стоимости с лучшими мировыми образцами, можно будет всерьез говорить о выходе стран Содружества на мировой рынок.
Существенным препятствием для развития интеграционных процессов являются различия в валютной политике: динамика курса национальных валют, принципы курсообразования, степень конвертируемости национальных валют, подходы к государственному регулированию национальных валютных рынков. Данное обстоятельство ограничивает или даже исключает возможность использования национальных валют на общем экономическом пространстве в качестве платежного средства, что мешает интеграции рынка товаров капиталов и рабочей силы.
Анализ конъюнктуры рынков государств-участников СНГ показывает, что за последние несколько лет страны Содружества во многом потеряли традиционные рынки сбыта продукции национального происхождения. Особенно эта тенденция заметна в областях, относящихся к отраслям высоких технологий, наукоемкому производству, таким как, авиационная, радиотехническая, электронная и химическая промышленность и т.д.
Так, за последние годы американскими авиационными компаниями «Боинг» и «Макдональд Дуглас» было продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в тоже время концерн Туполева сумел реализовать только 8 машин.
Длительный кризис экономического взаимодействия государств Содружества, проявляющийся в неблагоприятной структуре внутреннего экспорта, резкой деформации воспроизводственного процесса в сторону ресурсодобывающих отраслей, обуславливает актуальность поиска новых организационно-экономических форм взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества.
Эти формы призваны в полной мере учитывать наличие и обеспечивать эффективную реализацию таких предпосылок для взаимовыгодного межгосударственного взаимодействия государств - участников СНГ, как их географическая и социально-культурная близость, наличие взаимодополняющей минерально-сырьевой и научно-промышленной базы, исторически сложившейся производственной специализации и кооперации.
В рамках стран СНГ существует объективная экономическая потребность в формировании общих товарных рынков по широкой номенклатуре не только сырьевых, но и промышленно-технических товаров, что можно достичь только на основе интеграции промышленного и финансового капиталов заинтересованных государств.
Важным фактором повышения эффективности функционирования внешнеэкономической деятельности государств Содружества может стать формирование на добровольных и взаимовыгодных началах системы транснациональных корпораций (ТНК) и межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ) различного типа, ориентированных на реализацию промышленных и социальных приоритетов государств - участников СНГ, развитие широкой взаимовыгодной торговли, формирование общих товарных и финансовых рынков.
Исходя из мирового опыта и с учетом специфики экономического пространства СНГ формирование и функционирование ФПГ в рамках Содружества должны обеспечить следующие преимущества:
для промышленных структур– повышение эффективности и конкурентоспособности производства в силу интеграции в единую структуру снабженческих, производственных, научно-исследовательских и сбытовых предприятий с соответствующей экономией на издержках, присущих рыночным трансакциям;
уменьшение затрат и увеличение прибыльности за счет расширения производства и сбыта, использования преимуществ международного разделения труда, получения благоприятных условий доступа к сырью, имеющемуся в различных государствах СНГ;
снижение рисков за счет уменьшения доли инвестиций каждого из участников;
ускорение движения оборотных средств и их экономия за счет системы взаимозачетов платежей внутри ФПГ;
возможность выхода на емкие рынки стран СНГ;
получение инвестиций от «собственных» финансовых структур;
повышение конкурентоспособности продукции за счет совместного проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий, общего маркетинга продукции.
для финансовых структур– повышение надежности капиталовложений путем интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов различных государств СНГ;
рационализация состава интегрального капитала и мобильное перераспределение ресурсов;
совершенствование расчетов и уменьшение взаимозадолженности между участниками ФПГ; расширение кредитно-инвестиционных возможностей;
для государств – участников СНГ – усиление регулируемости национальных экономик через ФПГ, представляющие среднее звено управления и отвечающие за деятельность крупных промышленных комплексов стран СНГ;
сокращение неплатежей на экономическом пространстве СНГ ввиду облегчения взаиморасчетов предприятий - участников ФПГ;
стимулирование инвестиционного процесса;
расширение кредитных возможностей, содействие развитию рынка ценных бумаг;
остановка спада производства и постепенный переход к росту;
для Содружества в целом – восстановление на новой основе оправдавших себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих субъектов;
возможность целенаправленного проведения совместной инвестиционной политики и ее координации;
ускорение процессов экономической интеграции в рамках СНГ;
придание в конечном итоге импульса процессам политического сближения стран СНГ ввиду высокого взаимопроникновения национальных экономик и формируемой на этой основе общности интересов.
За семнадцатилетний период существования СНГ государствами Содружества был создан ряд транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп, успешно осуществляющих производственную деятельность, в их числе межгосударственные ФПГ, учрежденные в соответствии с межправительственными соглашениями.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия, в целом влияние корпоративных объединений на интеграционные процессы в рамках Содружества пока еще, к сожалению, недостаточно. К основным препятствующим факторам можно отнести следующие.
1. Различия и даже элементы несовместимости национальных законодательств с нормативной базой создания ТНК.
2. Множественность принятых межгосударственных документов не компенсирует их декларативность и схожесть с протоколами о намерениях.
3. Не приняты единые правила регистрации ТНК и разработки организационных проектов (технико-экономических обоснований) их создания.
4. Применительно к осуществлению промышленно-торговой кооперации продолжает негативно сказываться неотлаженность правил финансово-расчетных отношений между хозяйствующими субъектами стран Содружества. Остаются нерешенными вопросы задолженности стран Содружества за российские поставки энергоресурсов, регулирования взаимопоставок по внутренним ценам стран-производителей, начисления и взимания НДС по внешнеторговым операциям.