Личные подписи участников операции
Кроме того, на данном этапе можно также отдельно отмечать документы, на которых отсутствует контировка бухгалтера, чтобы затем учесть эту информацию при проверке правильности оценки ТМЦ, списываемых в производство.
Процедура 4 "Проверка соблюдения графика документооборота"
С помощью этой процедуры устанавливается наличие или отсутствие графика документооборота по операциям списания ТМЦ в производство, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности.
Процедура 5 "Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах"
Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить:
документам, на которые не составлены графики документооборота (процедура 4);
операциям, где первичные документы отсутствуют либо в первичных документах отсутствуют определенные реквизиты (процедура 3);
операциям, где вероятен риск несвоевременной регистрации оперативного факта на носителе (процедура 2);
Документам, которые, по мнению аудитора, отражают неправомерное списание ТМЦ в производство (процедура 1).
В результате заполнения данной таблицы у аудитора сгруппируется информация о всех отклонениях (по выбранным для проверки операциям) между фактически совершенной операцией, первичным документом, ее отражающим, и учетной записью, произведенной в конкретном учетном регистре.
Процедура 6 "Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД".
Проверка организации и состояния внутрихозяйственного контроля.
Одной из форм ревизии считается комплексная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности, охватывает проверкой все сферы деятельности организации от системы управления и контроля, организованных руководством, заканчивая результатами хозяйственной деятельности, отраженными в системе учета. По завершении ревизии происходит оценка тождественности данных учета и отчетности. При проведении комплексной ревизии, где наряду с документальной проверкой применяются приемы фактического контроля и используются аналитические методы и приемы.
На этапе планирования ревизии происходит оценка систем контроля организации: система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля. Цель оценки этих систем – обеспечить проведение ревизии уверенностью, что на предприятии должным образом функционирует система контроля, т.е. ошибки и искажения обнаруживаются и исправляются, обеспечивается сохранность активов, и они (активы) используются по назначению.
Система бухгалтерского учета обязана обеспечить полноту учета, достоверность данных, своевременность оформления по каждой хозяйственной операции, а также непротиворечивость данных учета и отчетности.
Оценка системы бухгалтерского учета осуществляется на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому значимому разделу баланса[3] предприятия. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – это сделанные руководством ревизуемой организации в явной или неявной форме утверждения, отраженные в учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы и, по сути, определяют функции системы бухгалтерского учета:
1. существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. право и обязательства - принадлежность ревизуемой организации по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3. возникновение - хозяйственная операция или событие, имевшие место в конкретный период и относящиеся к деятельности ревизуемой организации;
4. полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
5. стоимостная оценка - отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
6. точное измерение – это количественная оценка хозяйственной операции или события с отнесением суммы к соответствующему периоду времени;
Представление и раскрытие - определение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в учете и отчетности.
Все сделанные в учете и отчетности утверждения подлежат обязательной оценке на предмет их соответствия требованиям законодательства и учетной политике организации.
Система внутреннего контроля предприятия организуется для того, чтобы выявить, предупредить и исправить ошибку (искажение).
Функции внутреннего контроля можно определить следующим образом:
Контроль полномочий - контроль, обеспечивающий выполнение только тех операций, которые действительно способствуют развитию организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости. Здесь также отслеживаются изменения и исправления учетных записей на предмет обязательного наличия соответствующих разрешений.
Контроль документального оформления - контроль, обеспечивающий отражение всех разрешенных (и только разрешенных) операций в учетных регистрах. Этот вид контроля создает такие условия, чтобы операции правильно оформлялись учетными записями (в правильной сумме, на правильном счете, на правильную дату и т.д.) и не удалялись или исправлялись без соответствующего разрешения.
Контроль сохранности - контроль, способствующий тому, чтобы принятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано (например, незаконно присвоено, украдено, оставлено без присмотра и т.д.).