Основные тенденции и перспективы развития института страхования в России
Участники российского страхового рынка вплотную подошли к рубежу, когда естественным путем дальнейшего развития является повышение конкурентных преимуществ и смена приоритетов внутри самой компании. Теперь конкуренция разворачивается не только между российскими компаниями, но и с зарубежными игроками. В период, когда в краткосрочной перспективе страховщик вынужден намеренно идти на затраты, он не ориентирован на мгновенный результат, а выбирает пути развития, обеспечивающие стабильность в будущем. Одним из ключевых направлений здесь является повышение качества работы с клиентами, ведь лояльность клиентов по отношению к компании позволяет удерживать существующих клиентов и привлекать новых. Кроме того, лояльность клиентов - важнейший критерий стоимостного управления компанией, которая, определяет привлекательность для инвесторов. [5]
На первый взгляд, падение рентабельности страхование бизнеса не кажется очевидным: увеличение уровня сборов в минувшем году составило 23%, год для страховщиков оказался удачным - они собрали 602,1 млрд. рублей. Но, если взглянуть на уровень выплат, картина проясняется: страховщики выплатили 345,2 млрд. рублей, то есть уровень выплат составил 57%. В странах, где рынок страхования развит и сформирован, страховые компании выплачивают в виде возмещения до 90% от собранных премий. На этих рынках основную прибыль страховщики получают от инвестиционной составляющей бизнеса, а не за счет разницы между сборами и выплатами, как в настоящий момент происходит у нас. "Суждение о рентабельности в свете "голых" цифр субъективно. В случае если отечественные страховщики в одночасье столкнулись бы с западными уровнями выплат, спрогнозировать последствия такого обвала рынка было бы сложно. Но то, что это привело бы к череде банкротств – очевидно. При этом уровень выплат не является единственной причиной, позволяющей страховщикам спать спокойно. Сегодня существует целый ряд факторов, обуславливающих прибыльность бизнеса страховщиков. Во главе их стоит группа особенностей нашего рынка, связанная с юридическим и правоприменительным аспектами. "Если рассматривать страховой рынок с точки зрения юриста, то все становится на свои места: недостаток судебной практики и нехватка специализированных адвокатов, низкая юридическая грамотность страхователей и лояльность закона по отношению к страховщикам - все это способствует росту оборота страховых компаний." При этом низкий уровень юридической грамотности играет здесь чуть ли ни решающую роль. Страхователи не всегда обращаются за страховым возмещением, предполагая высокую вероятность отказа в выплате и бесполезность спора со страховщиком, тем более спора судебного. Клиенты действительно не умеют обосновывать свою точку зрения в случае возникновения споров. Страховщику выгодно вести честный бизнес, и в большинстве случаев отказы обусловлены тем, что клиент не способен правильно изложить ситуацию. Кроме того, клиенты очень редко читают условия договора, при возникновении страхового случая проявленная невнимательность оборачивается неприятным сюрпризом. Между тем, никаких "подводных камней" не существует, страховщик обязан прописывать и прописывает все условия в договоре и ничего не скрывает от клиента. Также по-прежнему существует ряд бюрократических проволочек, отбивающих у клиента желание обращаться в страховую компанию и в суды. Ввиду предстоящих законодательных перемен, а также постепенного роста юридической грамотности населения, все эти факторы будут нивелированы и страховщики столкнуться с падением рентабельности по факту. Кроме того, страхование в России только начинает свое развитие, а высокая доходность наблюдается на всех рынках в период их становления из-за отсутствия полноценной конкуренции. Поэтому важным направлением развития компании в условиях падения рентабельности, является фокусировка на бизнес-процессах, напрямую связанных с операционным результатом на выходе. Компаниям предстоит совершенствование работы юридических департаментов, департаментов урегулирования убытков, андеррайтинга, а также систематизировать работу существующих каналов продаж и осваивать новые. Отдельных усилий потребует и так называемая работа с людьми, а именно работа HR- и PR-департаментов. Повышение качества корпоративной этики и контроль за ее соблюдением; рост престижа работы в страховом бизнесе и, особенно, в линейных каналах продаж; усиление активности компании в информационном поле; популяризация страхования и информационно-разъяснительная работа с населением, а также акцент на социальной значимости страхования, - все эти мероприятия позволят страховщикам развивать свой бизнес и увеличивать его доходность.
Россия хочет вступить в ВТО, что скажется как на всей нашей экономике в целом, так и на страховом рынке в частности. Активная экспансия иностранных страховщиков в российское страховое поле началась еще два года назад, а через девять лет иностранцы полноправно выйдут на наш рынок, получив право открывать прямые филиалы. Уже сегодня иностранные страховщики активно осваивают наш рынок, приобретая контрольные пакеты акций крупных игроков и открывая дочерние компании. Интеграция иностранцев на наш рынок неизбежно приведет не только к изменению его конъектуры, что уже само по себе негативно скажется на доходности, но и правил ведения бизнеса - в сторону западных форм, более ориентированных на интересы страхователя. "Та часть клиентуры, которая перейдет в зарубежные компании, будет застрахована по нормам международного права, гарантирующим более высокую степень страховой защиты. На определенный промежуток времени иностранцы станут более привлекательными для потенциального клиента. Для отечественных компаний это время обещает быть непростым. При этом имеется тенденция к вхождению иностранцев в самые прибыльные, либо только зарождающиеся сегменты рынка, обещающие высокую доходность в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Наши компании находятся под риском отойти на второй план в этих сегментах на достаточно долгий период. Даже если этот тезис останется прогнозом, которому не суждено сбыться, заимствование зарубежных традиций и правил ведения бизнеса неизбежно.
Принятие западных трендов приведет к увеличению доли аквизиционных расходов, увеличению затрат на ведение клиента в целях повышения лояльности к компании, как сильного, но дорогостоящего конкурентного преимущества. Это непосредственно скажется на рентабельности, а также повлечет за собой увеличение роста темпов уровня выплат.
Ощутимые потери рынок может понести уже в этом году, а те игроки, которым удастся сохранить свое присутствие на рынке, столкнутся с проблемами по перестроению своего бизнеса, с которыми, опять же, справятся не все, поскольку потребуются немалые затраты. Связано это со вступающими в силу с 1 июля требованиями Минфина, касающимися собственных средств и увеличения размера уставного капитала. На данный момент, по данным ФССН, этим требованиям не соответствуют более 250 компаний. Кроме того, с 1 июля страховщики должны будут определиться со специализацией: те, что выберут страхование жизни, будут обязаны отказаться от других видов. Таким образом, рынок находится на пороге потрясений. Его последствиями станут закрепление на нашем рынке иностранных страховщиков, увеличение динамики роста слияний и поглощений, уход с рынка мелких страховщиков, консолидация оставшихся и, безусловно, снижение чистой прибыли. Очевидно, что страховщикам предстоит сменить свою политику ради стабилизации бизнеса в неблагоприятных условиях нашего рынка.[6]
Но не только плохое нас ждет во время кризиса и после его завершения, есть и положительные моменты. Основной тенденцией к развитию является начало становления на отечественном страховом рынке прямых продаж: «Поскольку в период кризиса возрастает актуальность не только защиты от непредвиденных рисков, но и экономии, мы рассчитываем, что этот канал будет пользоваться повышенным спросом. Активно начали развиваться и продукты, предусматривающие франшизу. Кроме того, нельзя оставить без внимания начало самого финансового кризиса, который позволит гражданам оценить реальные преимущества страхования».
Еще одной тенденцией развития в секторе страхования является страхование строительно-монтажных рисков (СМР): «Очень важным событием стало утверждение ряда крупных государственных программ модернизации транспортной системы страны. Для рынка страхования СМР эти программы имеют стратегическое значение. Дополнительный стимул рынку страхования строительных рисков может придать развитие страхования в создающихся саморегулируемых организациях в строительстве, законодательное решение о которых было принято в конце 2008 года. Значимым событием, на мой взгляд, стало создание Сочинского страхового пула с целью подготовки экспертных предложений по управлению рисками и создания системы страховой защиты строительных объектов для подготовки к Олимпиаде в Сочи. Это один из первых опытов совместного обсуждения проблем и решения вопросов управления рисками такого масштабного инфраструктурного проекта».
Следующей тенденцией развития является - страхования от террористических нападений.
Кризис оздоровит страховую отрасль. Рынок покинут случайные компании, не способные перенастроить бизнес в новых условиях, и случайные люди, которые, не обладая необходимыми квалификацией и способностями, попали в страхование на волне постоянно растущего спроса на страховые услуги. Укрупнение страховщиков дает основание на благоприятный прогноз относительно их дальнейшей судьбы, поскольку крупные игроки более устойчивы к потрясениям рынка, нежели мелкие и средние, чья судьба ставится под сомнение уже давно.
Кроме того, актуальность страхования в кризис, когда на первый план выходят вопросы сохранения бюджета и его защиты от непредвиденных расходов, только возросла. Даже те, кто не страховал имущество, полагаясь на свой высокий доход, сейчас менее самоуверенны. Поэтому наиболее востребованными остаются автострахование и страхование недвижимости. Также заметно возрос интерес к программам добровольного медицинского страхования. Вслед за восстановлением банковской системы и возобновлением роста потребительского кредитования к прежним объемам вернется бизнес по страхованию залогов, что в значительной степени отразится и на динамике рынка в целом.[7]
Эксперты и специалисты ВСС выделяют несколько условий и предпосылок роста отечественного страхового бизнеса:
политическая стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения;
наличие платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги;
формирование благоприятствующего развитию страхования налогового режима и инвестиционного климата;
совершенствование нормативной базы страхового дела;
формирование страховой культуры населения и понимания экономической целесообразности страхования;
долгосрочное и перспективное планирование развития страхового бизнеса;
привлечение стратегических (включая зарубежных) инвесторов в сферу страхования;
обеспечение большей прозрачности страхового бизнеса, в том числе и через оценку его на фондовом рынке;
самоорганизация страхового бизнеса, развитие начал самоуправления на основе профессиональных интересов страхового сообщества;
эффективная деятельность профессиональных ассоциаций страховщиков, страховых посредников и обществ по защите прав страхователей.
Отдельные проблемы развития страхового рынка находятся в стадии решения. Например, в интересах повышения прозрачности своей деятельности для зарубежных инвесторов страховые организации внедрили международные стандарты финансовой отчетности. Продолжаются дискуссии вокруг реформ пенсионного и медицинского страхования, обязательного страхования гражданской ответственности.