Регулирование лизинговых отношений законодательством российской федерации
Российская Федерация, как и все суверенные государства бывшего Советского Союза, относится к числу стран, не имеющих специального законодательства по регулированию лизинговых отношений. В определенной степени низкий уровень правового обеспечения лизинга сдерживает предпринимательскую активность. Вместе с тем, как свидетельствует опыт некоторых зарубежных стран, такое положение не является непреодолимой преградой на пути развития лизингового бизнеса.
В соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в случае отсутствия закона, регулирующего данные отношения, применяют закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такового исходят из общих начал и смысла законодательства. Юридическое нормотворчество рассматривает в качестве имеющего наиболее сходные черты с договором лизинга договор имущественного найма (аренды). Это дает основание применять нормы законодательства, регулирующие отношения по договору имущественного найма (аренды), к договору лизинга.
В введенных в действие с 1 января 1992 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы законодательства)[4] не дается юридической трактовки термина "лизинг" и не предусматривается самостоятельного выделения в разделе обязательного права договора лизинга в отдельную главу. Сходные с лизингом отношения регулируются в главе 10 "Аренда" (ст. 85-88).
Таким образом, в России к отношениям, вытекающим из договора лизинга, могут быть применены общие положения, регулирующие отношения по договору имущественного найма (аренды), которые закреплены в главе XXVII "Имущественный наем" (ст. 275—294) Гражданского кодекса РСФСР (ГК РСФСР). В одинаковой мере это относится и к договорам, заключенным внутри страны, и к договорам с другими странами, если они подпадают под действие гражданского права России.
Определение имущественного найма. Определение дано в ст. 275 ГК РСФСР: по договору имущественного найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество во временное пользование за плату. В п. 1 ст. 85 Основ законодательства дано уточнение этого определения: по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование либо пользование за плату для осуществления предпринимательской деятельности или иных целей.
Срок действия договора имущественного найма. Согласно ст. 277 ГК РСФСР срок договора имущественного найма не должен превышать десяти лет; срок заключенного между государственными и общественными организациями договора найма оборудования и иного имущества — одного года. В соответствии с этой же статьей, если в договоре указан срок, превышающий установленный настоящей статьей, то договор не является недействительным, но считается заключенным на соответствующий предельный срок: 10 лет, пять лет, один год или срок, предусмотренный типовым договором бытового проката.
По общему правилу, если законом не оговорено иное, нет препятствий для возобновления договора после окончания срока его действия. В соответствии с п. 3 ст. 86 Основ законодательства по истечении срока договора наниматель (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на возобновление договора. При продлении договора на новый срок его условия могут быть изменены по согласованию сторон.
Если наниматель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не менее чем за три месяца, если законодательством или договором не предусмотрено иное (п. 4 ст. 86 Основ законодательства ст. 279 ГК РСФСР).
В случае применения гражданского права РФ к международным сделкам возникающие правоотношения подпадают под действие ст. 277 ГК РСФСР, поскольку указанная норма является общей по своему содержанию и распространяется на внешнеэкономические отношения.
Передача имущества во временное пользование и переход риска случайной гибели или порчи оборудования. Основной обязанностью лизингодателя является передача оборудования во временное пользование (ст. 281 ГК РСФСР). Имущество должно быть предоставлено в состоянии, соответствующем его целевому назначению и договорным условиям. Юридическая практика свидетельствует, что по отдельным типовым договорам имущественного найма предусматривается передача его по акту с указанием состояния имущества и его основных технических характеристик: производительности, мощности и т.д. Эту практику целесообразно распространить и на договоры лизинга.
В договоре имущественного найма наймодатель отвечает за недостатки предоставленного имущества, препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора он не знал об этих недостатках (п. 2 ст. 85 Основ законодательства). Если при заключении договора имеющиеся недостатки были оговорены, то наймодатель не несет за них ответственности (ст. 281 ГК РСФСР). В случае обнаружения неоговоренных недостатков пользователь имеет право: потребовать от наймодателя устранения недостатков в минимально необходимый срок или замены имущества, если это возможно по условиям хозяйственной деятельности наймодателя.
Кроме того, пользователь вправе требовать от наймодателя возмещения, убытков, вызванных невозможностью пользоваться имуществом в период устранения недостатков (ст. 219 ГК РСФСР).
Особенностью лизингового договора является то обстоятельство, что поскольку лизингодатель приобретает имущество для передачи в лизинг у поставщика, последний несет ответственность за его недостатки. Лизингодатель обязан потребовать от поставщика устранения недостатков или замены имущества.
Если наймодатель не предоставит в пользование нанимателя в оговоренные договором сроки сдаваемое в наем имущество, наниматель вправе истребовать от него это имущество (ст. 217 ГК РСФСР) и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо отказаться от договору и взыскать убытки, причиненные его неисполнением (ст. 282 ГК РСФСР). К непредоставлению имущества приравнивается несвоевременное его предоставление или передача имущества, не соответствующего условиям договора и (или) назначению имущества.
С вопросом передачи оборудования во временное пользование тесно связан вопрос о переходе риска случайной гибели или порчи оборудования. Риск случайной гибели или порчи отчуждаемых вещей переходит на пользователя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не установлено договором (ст. 138 ГК РСФСР). Поскольку в гражданском праве РФ норма о переходе риска носит диспозитивный характер, стороны могут решить этот вопрос в договоре по своему усмотрению в зависимости от условий конкретной сделки. Исходя из этого в договоре лизинга риск случайной гибели или случайной порчи, как правило, должен относиться не на собственника имущества, т.е. лизингодателя, а на непосредственного пользователя, т.е. лизингополучателя. Переход риска на пользователя является существенным отличительным признаком договора лизинга.
Распределение обязанностей между лизингодателем и лизингополучателем по использованию, содержанию и модификации объекта лизинга. Лизингополучатель обязан использовать имущество в соответствии с договором и назначением имущества (ст. 283 ГК РСФСР). При этом ст. 168 ГК РСФСР предусматривает, что на пользователе лежит обязанность наиболее полно и эффективно использовать нанятое имущество. В Комментариях к Гражданскому кодексу РСФСР к ст. 283 указывается, что в случае ненадлежащего использования имущества нанимателем наймодатель может применить к нему штрафные санкции, а в отдельных случаях и расторгнуть договор. В соответствии с этим в договоре лизинга должно быть предусмотрено право лизингодателя требовать от лизингополучателя эффективного использования имущества даже' при неукоснительном выполнении им обязательств по лизинговым платежам.
Обязанности по содержанию сданного внаем имущества возлагаются как на наймодателя, так и на нанимателя. В лизинговом договоре этот вопрос должен решаться по схеме, которая дается в ст. 85 Основ законодательства и в ст. 284—285 ГК РСФСР, а именно: наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено договором. Неисполнение им этой обязанности дает нанимателю право либо произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор (ст. 290 ГК РСФСР) и взыскать убытки, причиненные его неисполнением. Наниматель обязан производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено законом или договором, и нести расходы по содержанию имущества.
В соответствии со ст. 292 ГК РСФСР наниматель несет ответственность перед наймодателем, если допустил ухудшение состояния нанятого имущества по сравнению с тем, в каком оно должно быть возвращено. Если ухудшение имущества было вызвано нормальным износом в пределах, обусловленных типовыми договорами, техническими правилами или соглашениями сторон, то наниматель ответственности не несет. На основании ст. 219 ГК РСФСР наниматель, виновный в ухудшении состояния имущества, обязан возместить наймодателю все нанесенные им убытки, в частности расходы по соответствующему ремонту и наемную плату за время, необходимое для приведения имущества в должное состояние.
Согласно ст. 293 ГК РСФСР в лизинговом договоре может быть предусмотрено право пользователя производить с согласия лизингодателя модификацию имущества. Если в договоре не оговорено иное, то пользователь имеет право на возмещение лизингодателем произведенных для этого расходов.
Обязанности лизингополучателя по внесению лизинговой платы. Важнейшей обязанностью пользователя является своевременное внесение наемной платы. Она, как правило, устанавливается в денежной форме, но в отдельных случаях, как указывается в Комментариях к ст. 286 ГК РСФСР, может выражаться во встречной услуге.
Наниматель вправе требовать снижения платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, существенно ухудшились условия пользования или состояния имущества (ст. 286 ГК РСФСР). Вместе с тем в п. 7 Комментариев к этой статье говорится, что уплата платежей должна производиться независимо от фактического пользования имуществом. В случаях когда невозможность пользования вызвана обстоятельствами, за которые наниматель не отвечает, плата вноситься не должна, например за время просрочки нанимателю предоставления имущества наймодателем, за период, в течение которого имущество не использовалось вследствие имеющихся недостатков, за время до конца действия договора при досрочном его прекращении не по вине нанимателя.
Изменение условий договора и его досрочное расторжение. Изменение условий договора и его досрочное прекращение допускаются по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, арбитража или третейского суда в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 86 Основ законодательства).
Досрочное расторжение договора имущественного найма по требованию наймодателя возможно в случаях, предусмотренных ст. 289 ГК РСФСР:
< если наниматель пользуется имуществом не в соответствии с договором или назначением имущества;
< если наниматель умышленно или по неосторожности ухудшает состояние имущества;
< если наниматель не внес наемной платы в течение трех месяцев;
< если наниматель не производит капитального ремонта в тех случаях, когда по закону или по договору капитальный ремонт лежит на обязанности нанимателя.
Наниматель может предъявить в суде, арбитраже или третейском суде требование о досрочном расторжении договора найма в случаях:
< если наймодатель не производит лежащего на его обязанности капитального ремонта;
< если имущество в силу обстоятельств, за которые наниматель не отвечает, окажется в состоянии, негодном для пользования.
Порядок выкупа имущества. Ст. 87 Основ законодательства регулируется общий порядок выкупа арендованного имущества. В договоре может быть предусмотрено, что имущество переходит в собственность пользователя по истечении срока договора или до его истечения при условии внесения им всей обусловленной договором выкупной цены. Если в договоре условие о выкупе не предусмотрено, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
В ст. 88 Основ законодательства устанавливается, что законодательством могут быть предусмотрены особенности отдельных видов аренды, а также ограничения на сдачу в аренду и на выкуп арендованного имущества.