Методы анализа и оценок рисков. Методы их страхования
Управление риском (или риск-менеджмент) определяет пути и возможности устойчивости предприятия, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям.
Управление риском – синтетическая научная дисциплина, которая изучает влияние на различные сферы деятельности человека случайных событий, наносящих физический и материальный ущерб.
Риск как отдельное событие обладает двумя наиболее важными с точки зрения риск-менеджмента свойствами – вероятностью и ущербом.
Ущерб – ухудшение или потеря свойств объекта. Вероятность события – это его математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных (наблюдений).
Риск как совокупность событий обладает набором (дискретным или непрерывным) его реализаций, каждая из которых обладает своей вероятностью и размером ущерба.
Основные этапы процесса управления риском:
1. Анализ риска.
2. Выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности.
3. Принятие решения.
4. Непосредственное воздействие на риск. Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.
5. Контроль и корректировка результатов процесса управления с учетом новой информации.
Анализ риска. Анализ риска включает в себя две основные стадии:
· собственно анализ в узком понимании этого слова как процесс разложения явления на отдельные слагаемые и количественной оценки каждого из них;
· синтез полученных результатов и интегральная оценка.
Интегральная оценка риска – это получение из совокупности главных событий некоторых количественных параметров, которые могут охарактеризовать рассматриваемый риск в целом, не оперируя отдельными ситуациями.
Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявление риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.
Методы оценки риска. Оценка риска – это этап анализа риска, имеющий целью определить его количественные характеристики: вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба.
Все способы воздействия на риск можно разделить на три основные группы – снижение, сохранение и передача риска (рис. 26). Кроме того, можно выделить такой способ, как избежание риска или простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.
Рис. 26. Основные группы методов воздействия на риск
Понятие финансирования риска подразумевает поиск и мобилизацию денежных ресурсов для осуществления превентивных мероприятий и предотвращения убытков при наступлении неблагоприятных событий. Существуют различные пути финансирования риска. Прежде всего это текущий бюджет предприятий, в который закладываются расходы на мероприятия по повышению безопасности, будущие затраты на компенсацию убытков, затраты на уплату страховой премии и т.п. Затем это резервные фонды самострахования, которые также были сформированы ранее из собственных средств предприятия.
Финансирование риска включает в себя три главные статьи расходов:
1. Дособытийное финансирование.
2. Затраты на компенсацию убытков для сохраненных рисков (послесобытийное финансирование).
3. Административные расходы на управление риском (текущее финансирование).
Финансирование мероприятий по снижению риска уменьшает вероятность неблагоприятных ситуаций или ограничивает ущерб в случае их наступления, однако если такая ситуация возникла, все убытки предприятие вынуждено компенсировать из своих средств.
В принципе, для управления риском в организации должно быть создано специальное подразделение управления риском, возглавляемое риск-менеджером.
Функции риск-менеджера на предприятии довольно обширны. В его ведении находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над риском, а также контроля и обеспечения качества выпускаемой продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью. Идеологическая задача риск-менеджера и его подразделения – разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые должны быть изложены во внутренних нормативных документах, основные из которых – Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.
В современной практике, можно выделить несколько основных способов (методов) снижения и страхования рисков:
1. Один из методов, который страхования - это избежание риска, то есть просто уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако отказ от совершения какого-либо мероприятия в сфере туризма, означает недополучение (отказ) туристским предприятием, порой значительной массы прибыли. Здесь необходимо четкое управленческое решение, поскольку прослеживается двухсторонняя связь. Например, гостиница в этом году решила не организовывать собственный стенд на международной туристской выставке и полностью отказалась от участия в ней, решив тем самым избежать необходимых финансовых, которые по ее мнению не принесли бы ей должной отдачи. В это время возможно именно в этом году в выставке принимало участие наибольшее количество участников, которые могли бы стать партнерами данного гостиничного предприятия. Тем самым, приняв такое решение, гостиница лишилась возможности заключить выгодные контракты, и тем самым повысить свою заполняемость и улучшить финансово-экономические показатели. И наоборот, если выставка была бы “провальной” в плане нового сотрудничества для гостиницы, она бы понесла невосполнимые потери, в виде затрат на организацию выставки. На основе этого необходимо всесторонне отслеживать и анализировать те мероприятия, реализация которых, со стороны туристского предприятия, может отразиться на финансовых результатах его деятельности. В этом случае может понадобиться дополнительная информация, позволяющая принять единственно правильное и верное решение.
2. Приобретение дополнительной информации. Приобретение данной информации о выборе и результатах дает возможность осуществить более точный прогноз, поскольку финансовому менеджеру туристского предприятия часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения не определены и основаны на крайне ограниченной информации. Поэтому, чем полнее будет информационное обеспечение по рассматриваемым проектам (мероприятиям), тем больше возможности будет сделать лучший прогноз и снизить величину возможного риска.
3. Диверсификация деятельности туристского предприятия. Данный метод снижения риска представляет собой процесс распределения капитала между различными вариантами (объектами) вложения, которые изолированы друг от друга и не имеют общих точек соприкосновения. Иными словами диверсификация - это рассеивание риска и один из наиболее обоснованных и относительно менее издержкоемких способов снижения степени финансового риска. Однако она не может свести риск до нуля. Это обусловлено тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность туристского предприятия оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.
Таким образом, диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода и соответственно снижает степень риска. В сфере туризма диверсификация, как метод снижения риска, в последнее время наглядно прослеживается в ресторанном бизнесе. Так, появляется большое число ресторанов ориентированных не на одну (национальную кухню), а на их совокупность, таким образом, появляются рестораны европейской, смешанной кухни, рестораны с элементами выездного обслуживания (кейтеринг) и т.д.
4. Лимитирование - это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, кредита и т.д. Туристскими предприятиями он применяется при определении сумм вложения капитала, реже в продаже туристского продукта в кредит. Следует отметить, что лимит, устанавливаемый туристскими предприятиями по тем или иным операциям для каждого свой, и зависит от целого ряда факторов: масштабности туристского предприятия, его финансовой устойчивости и т.д. Данный лимит устанавливается финансовым менеджером предприятия самостоятельно с учетом отмеченных факторов.
5. Страхование в страховых компаниях. Это один из наиболее важных и самых распространенных приемов снижения степени риска. Его содержательная часть заключается в том, что туристское предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, то есть оно готово заплатить за снижение степени риска до нуля.
В настоящее время страховая отрасль в сфере туризма предоставляет более десятка видов услуг страхования. Страхование профессиональной ответственности туристских фирм имеет большие перспективы на российском туристском рынке, в этом заинтересованы как туроператоры и турагенты, так и туристы. Наличие у туристской фирмы такой страховки, как знак качества, является важным дополнительным фактором для привлечения клиента. То есть, потратив определенные средства на страховку, фирма ничего не теряет, а скорее, приобретает и избавляет себя от многих забот. Реализуя новую туристскую программу, туристская фирма берет на себя определенные финансовые риски, и даже если повода усомниться в надежности партнеров не возникало, могут появиться проблемы другого плана, например, будет задержан или отменен вылет самолета. При этом возникает определенный вопрос, кто должен возместить расходы? На этот случай туристской фирме целесообразно заключать договоры со страховыми компаниями, предусматривающие, в частности, и срыв сроков тура по причине отмены рейса.
Таким образом, речь идет о страховании предпринимательского риска - то есть риска неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности туристского предприятия. По договору имущественного страхования может быть застрахован риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами туристского предприятия или изменения условий этой деятельности, по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.
Следует отметить, что в сфере туризма страхуется не только предпринимательская (финансовая) деятельность туристского предприятия, но и сам турист, отправляющийся в туристскую поездку, поскольку турист, посещающий иную местность или страну, более местных жителей подвержен воздействию неблагоприятных факторов риска. Прежде всего, страхуется здоровье туриста (различные виды медицинского страхования и помощи, от несчастного случая с покрытием медицинских расходов, страхования жизни) и затем его имущество. Рассматриваются и иные неблагоприятные факторы риска. В среднем по статистике туризма страховой случай приключается с каждым 100-м туристом. Следует отметить, что далеко не все приключившиеся обстоятельства признаются страховой компанией для отнесения данного случая к страховому и оплачиваются.
6. Самострахование. Данный метод предполагает, что туристское предприятие предпочитает подстраховаться само, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым оно экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно на туристском предприятии, особенно в тех, чья деятельность подвержена наибольшему риску.
Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности туристского предприятия. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды.
Резервные денежные фонды создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденных расходов туристского предприятия, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ (АО), а, говоря о туризме, значит для большинства гостиничных предприятий данной организационно-правовой формы. В гостиницах (если это АО), с участием иностранного капитала в соответствии с законодательством создается резервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.
7. Хеджирование. Данный метод используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название - хедж. Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование называется - хеджер. Существуют две операции хеджирования:
§ хеджирование на повышение (хеджирование покупкой), представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.
§ хеджирование на понижение (хеджирование продажей) - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти на столько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.
Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, то есть предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.
Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта.
Рассмотрим два примера, когда операция хеджирования осуществляется с помощью форвардного (срочного) контракта и с помощью опциона:
§ хеджирование с помощью форвардной операции. Форвардная операция представляет собой взаимное обязательство сторон произвести валютную конверсию по фиксированному курсу в заранее согласованную дату. Срочный, или форвардный контракт - это обязательство для двух сторон (продавца и покупателя), т. е. продавец обязан продать, а покупатель купить определенное количество валюты по установленному курсу в определенный день.
Хозяйствующий субъект решил заключить трехмесячный срочный (форвардный) контракт на покупку-продажу $25000. В момент заключения контракта курс $ составил 30 руб. за $1, а трехмесячный форвардный курс по контракту - 35 руб. за $1. Следовательно, затраты на покупку валюты по контракту будут равны 875000 руб. (35 руб. * $25000). Если даже через три месяца в день исполнения контракта курс $ повысится до 37 руб. за $1, все равно затраты хозяйствующего субъекта на покупку валюты составят лишь 875000 руб. Если же он не заключил бы срочный контракт, то затраты на покупку валюты составили бы 925000 руб. (37 руб. * $25000).
Экономия денежных ресурсов (потенциальная прибыль), составит 50000 руб. (925000 - 875000). Если через три месяца на день исполнения контракта курс $ снизится до 28 руб. за $1, то при затратах 875000 руб. по срочному контракту упущенная выгода (потенциальные потери) составит 175000 руб. ($25000 * (28 руб. - 35 руб.)).
§ хеджирование с помощыо опционов. Валютный опцион - это право покупателя купить и обязательство для продавца продать определенное количество одной валюты в обмен на другую по фиксированному курсу в заранее согласованную дату или в течение согласованного периода времени. Таким образом, опционный контракт обязателен для продавца и необязателен для покупателя. Хозяйствующий субъект покупает валютный опцион, который предоставляет ему право (но не обязанность) купить определенное количество валюты по фиксированному курсу в согласованный день (европейский стиль).
Хозяйствующий субъект предполагает через три месяца произвести платежи в размере $25000 и зафиксировать минимальный обменный курс доллара. Он покупает опцион на покупку долларов со следующими параметрами: сумма $25000; срок 3 месяца; курс опциона 35 руб. за $1; премия 4 руб. за $1.
Данный опцион дает право, хозяйствующему субъекту купить $25000 через три месяца по курсу 35 руб. за $1. Хозяйствующий субъект платит продавцу валюты опционную премию в размере 100000 руб. ($25000 * 4 руб.), т. е. цена данного опциона составляет 100000 руб. Если через три месяца на день исполнения опциона курс $ упадет до 32 руб., то хозяйствующий субъект откажется от опциона и купит валюту на наличном рынке, заплатив за покупку валюты 800000 руб. (32 руб. * $25000).
С учетом цены покупки опциона (премии) общие затраты хозяйствующего субъекта на приобретение валюты составят 900000 руб. (80000 + 100000). Если через три месяца на день исполнения опциона курс $ повышается до 42 руб., то будущие расходы хозяйствующего субъекта на покупку валюты уже застрахованы. Он реализует опцион и затрачивает на покупку валюты 875000 руб. Если бы он покупал валюту на наличном рынке при курсе $ 42 руб. за $1, то затратил бы на покупку 1 млн. 50 тыс. руб. (40 руб. * $25000). Экономия денежных ресурсов, или потенциальная выгода, составляет 165000руб. (1050000 - 875000 - 100000).
Таким образом, в Табл. 79 проанализированы преимущества и недостатки двух методов хеджирования.
Таблица 79
Сравнение организации хеджирования с помощью срочного контракта и опциона
Хеджирование | Преимущества | Недостатки |
С помощью форвардного (срочного) контракта | отсутствие предварительных затрат и защита от неблагоприятного изменения курса валюты | потенциальные потери, связанные с риском упущенной выгоды |
С помощью опциона | полная защита от неблагоприятного изменения курса валюты | затраты на уплату опционной премии |
В любом случае, при принятии того или иного управленческого решения финансовый менеджер туристского предприятия должен учитывать основные правила риск-менеджмента:
§ нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал туристского предприятия;
§ нельзя рисковать многим ради малого;
§ необходимо рассматривать последствия риска;
§ положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
§ при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
§ не следует полагать, что существует лишь одно решение, возможно, есть и иные.