Управление финансами в РФ: цели, задачи, методы и направления совершенствования

Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономичес­кого развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление го­сударственными финансами, являющееся сложным процессом, кото­рый представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система - «Финансовый институт» - это совокупность финансовых учреждений, управляемая система - «Фи­нансы» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Цель управления финансами - обеспечение устойчивости и фи­нансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благо­состояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами слу­жат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобили­зации и эффективного использования финансовых ресурсов.

В ре­зультате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федераль­ным Собранием РФ.

2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюд­жет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, высту­пает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

К функциям Минфина России относятся следующие:

· внесение предложений по формированию финансовой политики;

· проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

· разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

· осуществление методического руководства в сфере финансово­го планирования и финансирования отраслей хозяйства;

· организация разработки федерального бюджетного плана;

· участие совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обя­занности по организации исполнения федерального бюджета, прове­дению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Минфину России предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и при­останавливать бюджетное финансирование в случае нарушения фи­нансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, та­моженных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агент­ство по управлению федеральным имуществом организует управле­ние государственным имуществом с целью получения доходов
неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государ­ственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способ­ствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

6. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое испол­нение бюджета, контролирует деятельность других кредитных ин­ститутов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собра­нию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их админист­ративно-территориальных и муниципальных образованиях осуществ­ляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопрос 34

Наши рекомендации