Обязанность анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности
Обязанность проведения финансового анализа должника предусмотрена ст. 67 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа <1> определены цели проведения анализа финансового состояния должника, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также инвестиционной деятельности и положения на товарных и иных рынках:
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.
а) для подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения соответствующей процедуры несостоятельности (банкротства);
б) для определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;
в) для подготовки плана внешнего управления;
г) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении санационной процедуры и переходе к конкурсному производству;
д) для подготовки предложения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению согласно ст. 146 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При проведении финансового анализа должника арбитражный управляющий рассчитывает коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника: коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, степень платежеспособности по текущим обязательствам); коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника (коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах, показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам; коэффициенты, характеризующие деловую активность должника (рентабельность активов, норма чистой прибыли)).
Анализ хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности должника, его положения на рынках предполагает исследование внешних и внутренних условий деятельности, данных о поставщиках и потребителях, т.е. о контрагентах должника. Арбитражный управляющий сопоставляет активы и пассивы должника, а также возможности безубыточной деятельности должника.
Действия арбитражного управляющего по проведению финансового анализа могут быть обжалованы участниками производства по делу о несостоятельности (банкротстве) <1>.
--------------------------------
<1> См., например: дело N А76-16112/2009.
Обязанность вести реестр требований кредиторов, если иное не установлено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Арбитражный управляющий ведет реестр требований кредиторов, если ведение реестра не поручено реестродержателю.
Ведение реестра осуществляется согласно Общим правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов <1>.
--------------------------------
<1> Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052.
Арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов на бумаге и на электронном носителе.
Реестр состоит из трех разделов. В каждый из разделов реестра включаются требования кредиторов первой, второй и третьей очереди согласно ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Требования текущих кредиторов в реестр не включаются.
Отметим, что Общие правила ведения реестра не соответствуют действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части очередности удовлетворения требований кредиторов, в частности требований залогодержателей. При удовлетворении требований залогодержателей следует учитывать указанное обстоятельство.
Третий раздел состоит из четырех частей. В первой части отражаются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Во вторую часть вносятся требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о сумме основного долга. В третью часть раздела включаются сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедур несостоятельности (банкротства), а в четвертую часть - требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций.
В каждом из разделов ведется самостоятельная нумерация записей, а в третьем разделе - в каждой его части (абз. 8 п. 3 Постановления Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345).
Записи в реестр вносятся в хронологическом порядке на основании определений арбитражного суда или решений (представлений) арбитражного управляющего о включении в реестр требований кредиторов.
Арбитражный управляющий обязан вести реестр, соблюдая типовую форму реестра требований кредиторов <1>. Для ведения реестра требований кредиторов Министерством экономического развития и торговли РФ разработаны Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра кредиторов <2>.
--------------------------------
<1> Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 39.
<2> Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" (официально не опубликован) // СПС "КонсультантПлюс".
Арбитражный управляющий обязан предоставить выписку из реестра по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о размере, составе и об очередности удовлетворения требования (п. 9 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Обязанность предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Заверенная арбитражным управляющим копия реестра требований кредиторов должна быть направлена по требованию кредитора или его уполномоченного представителя, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем 1% общей кредиторской задолженности. Расходы на подготовку копии реестра возлагаются в этом случае на кредитора (п. 9 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 11 Постановления Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345).
Собрание кредиторов может быть созвано по инициативе комитета кредиторов, а также отдельных конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее 10% общей суммы требований кредиторов (абз. 3, 4 п. 1 ст. 14 Закона). Очевидно, в этом случае арбитражный управляющий обязан предоставить копию реестра указанным субъектам.
Обязанность сообщать в органы, к компетенции которых отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях или рассмотрение сообщений о преступлениях при обнаружении признаков административных правонарушений и (или) преступлений.
Арбитражный управляющий обязан обратиться с заявлением к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, если им обнаружены признаки административного правонарушения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, органами и должностными лицами в соответствии с компетенцией, установленной ст. 22.1 гл. 22 КоАП РФ.
При обнаружении арбитражным управляющим признаков преступления он также обязан обратиться с заявлением о совершенном преступлении устно или письменно. Порядок обращения с заявлением о совершенном преступлении регулируется ст. 141 УПК РФ и ведомственными нормативными актами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. Приказом МВД России 29 августа 2014 г. N 736; Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30 января 2013 г. N 45.