Особенности соглашения с консигнатором
По консигнационному соглашению консигнант поставляет партию товаров на склад консигнатора, который распродает ее по частям, заключая от своего имени и за счет консигнанта контракты купли-продажи (рис. 9.5).
Поскольку договор консигнации является разновидностью договора комиссии, то все положения п. 4 данной главы действительны для консигнационных соглашений, однако с учетом ряда присущих им особенностей, а именно:
• консигнационные соглашения заключаются только на сбыт товаров;
• консигнационные соглашения заключаются на сбыт относительно крупных партий товаров;
• консигнационные соглашения заключаются на определенный срок;
• платежи за реализованные на рынке товары переводятся консигнатором консигнанту после получения выручки от покупателей в установленные промежутки времени (например, раз в месяц, раз в квартал).
Рассмотрим особенности консигнационного соглашения на примере реализации на рынке партии бытовых холодильников в количестве 1000 штук. В консигнационном соглашении консигнант обязуется поставить в определенный срок на склад консигнатора 1000 штук холодильников с техническими характеристиками, установленными в приложении к соглашению.
Консигнационное соглашение, так же как и комиссионное, содержит пределы полномочий посредника по минимально допустимым ценам реализации товара на рынке, например 100 долл. за холодильник. Однако чтобы консигнатор мог проводить на рынке сбыта более гибкую ценовую политику, в соглашении могут указываться не минимально допустимые цены, а сумма общей выручки за проданную партию товара. В нашем примере это 100 000 долл. Для сокращения затрат на взаимные расчеты стороны обычно договариваются, что консигнатор будет переводить консигнанту полученную выручку за минусом положенного ему комиссионного вознаграждения, например, один раз в квартал. При этом консигнанту при определении размеров вознаграждения следует учитывать, что указанная периодичность расчетов означает дополнительное финансирование консигнатора примерно на стоимость кредита одной трети общей стоимости поставленных на консигнацию товаров. Консигнационным соглашением всегда устанавливается срок, в течение которого консигнатор обязуется реализовать партию товара на рынке, например, в течение года.
Консигнационные соглашения обычно предусматривают право консигнатора вернуть консигнанту за счет последнего товары, не проданные в течение установленного периода реализации. Например, если через год после поставки на консигнацию 1000 холодильников оказались проданными только 700, то консигнатор имеет право вернуть консигнанту 300 холодильников. Такое условие включается в соглашение затем, чтобы консигнант не завышал минимально допустимые цены или общую сумму выручки, снижая тем самым конкурентоспособность товара.
Чтобы повысить ответственность консигнатора за сбыт товара, консигнанты нередко включают в соглашение оговорку о частичной безвозвратности консигнации, устанавливая ее в процентах от общего объема партии.
Если в нашем примере оговорка безвозвратности составляет 20%, то к концу консигнационного срока при реализации 700 холодильников из поставленных 1000 штук консигнатор должен сам купить у консигнанта 20% партии товара, т.е. 200 холодильников, а остальные 100 штук имеет право вернуть консигнанту за его счет. Естественно, что консигнатор примет на себя такие обязательства при условии достаточной конкурентоспособности сбываемого товара на рынке и увеличении комиссионного вознаграждения.
Известны также случаи применения полностью безвозвратной консигнации, т.е. лишения консигнатора права возвращать консигнанту товар и возложения на него обязательства оплатить консигнанту всю не проданную к установленному соглашением сроку часть товара. Однако требуемое в этом случае увеличение комиссионного вознаграждения настолько существенно, что с самого начала резко снижает эффективность консигнационного соглашения.
На практике если к концу консигнационного периода поставленная партия товара оказывается проданной не полностью, то обычно консигнант и консигнатор встречаются и анализируют причины возникшей ситуации. В подавляющем большинстве случаев главной причиной неполной продажи товара является его недостаточная конкурентоспособность по техническому уровню или ценам. При поиске выхода из создавшегося положения консигнатор, естественно, не хочет оплачивать непроданный товар, а консигнант не может на этом настаивать, опасаясь, что требование оплаты товара может поставить консигнатора в слишком сложное финансовое положение. Если консигнант заинтересован в продолжении сотрудничества с консигнатором, то он чаще всего идет на снижение минимального уровня цен на оставшуюся часть товара. При этом скидка с цены не должна быть существенно ниже двойной стоимости транспортировки товара от консигнанта к консигнатору и расходов на уплату пошлины.