Источники формирования оборотного капитала предприятия
Источники, из которых формируются оборотные средства, отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на следующие группы:
• собственные источники — собственный капитал;
• средства, приравненные к собственным, — устойчивые пассивы;
• заемные источники — краткосрочные кредиты банков;
• товарный кредит;
• привлеченные средства — кредиторская задолженность предприятия.
Собственные источники наиболее важны, так как от их удельного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также целевых поступлений и финансирования, а также нераспределенной прибыли.
Первоначально формирование собственного капитала осуществляется в момент создания организации. Она обеспечивается основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В этих целях в зависимости от организационно-правовых форм формируется уставный (складочный, паевой) капитал, что относится к корпоративным коммерческим организациям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд – на унитарных и федеральных казенных предприятиях.
Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых организацией на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет полученной выручки от продажи продукции и собственных средств, полученных организацией в процессе деятельности, главным образом за счет части нераспределенном прибыли, которая направляется на пополнение оборотных средств и финансирование их прироста. Это зависит как от накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет, финансовых результатов текущего года, намечаемых направлений использования прибыли (инвестирования в капитальные вложения, выплаты доходов собственникам, расходования на потребление работникам, на социальные нужды и т.п.), так и от изменения норматива оборотных средств, от возможностей привлечения иных источников.
В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда организации наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным имуществом, в том числе и денежными средствами, в их обороте могут находиться прочие собственные средства в виде временно не используемых фондов денежных средств.
Средства этих фондов, имеющих целевое назначение, в современных условиях вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат, связанных с сезонным характером производства, особенностями отгрузки готовой продукции, спецификой осуществления расчетов и т.п.
Все это нарушает принцип целевого использования перечисленных фондов денежных средств. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финансовые вложения в оборотный капитал и одновременно решить задачи по стабилизации величины собственного капитала, вложенного в текущий оборот. Этот путь в известной мере уменьшает зависимость организаций от заемных средств и в конечном итоге ведет к повышению их платежеспособности и ликвидности.
Кроме собственных финансовых ресурсов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы.
Заемные источники для пополнения оборотных средств традиционно включают краткосрочные ссуды коммерческихбанков, которые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п.
Коммерческие кредиты — это кредиты других организаций, которые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осуществления расчетных операций.
Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возможность привлекать заемные средства для его пополнения, что связано с дороговизной кредитных ресурсов.
Следует отметить, что использование векселя в качестве платежного средства еще не получило должного распространения.
Между тем привлечение заемных средств экономически оправданно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах.
К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средствам относится кредиторская задолженность, которая представляет собой бесплатный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.
Тема 8
Финансовый план промышленного предприятия
(Баланс доходов и расходов)
8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения.
Система финансового планирования в организациях, сложившаяся за последнее десятилетие, имеет ряд серьезных недостатков:
1. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции.
2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и
корректировки действий.
3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не
позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.
4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.
5. На предприятиях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.
6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.
7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся рыночных условиях.
Западная финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинствороссийских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин:
Ø отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством;
Ø трудностями многих хозяйствующих субъектов при определении реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.);
Ø недостаточным умением современной российской организации ориентироваться в рыночной ситуации, так как планы и финансовые средства им уже не устанавливаются «сверху»;
Ø отсутствием на современных предприятиях отлаженной системы представления достоверной информации в нужное время, нужным людям, в нужные сроки.
Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях:
• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие:
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования.
1. Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их действия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового планирования, позволяющих более полно учесть специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов.
2. Целевая направленность финансового планирования — один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо, прежде всего, четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации.
3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации.
4. Координацияфинансовых планов заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы.
5. Непрерывность и гибкостьпроцесса финансового планировании - это важнейшая предпосылка эффективного управления финансами, состоит в систематической разработке и корректировке всех планов организации (план продаж — план производства — план закупок).
6. Соответствиеисточников финансирования цели их привлечения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, для покупки дополнительных оборотных средств — краткосрочные.
7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивостиорганизации при финансовом планировании ее деятельности. Например, сумма оборотных средств организации должна всегда превышать сумму его краткосрочной задолженности.
Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая, а также их отдельные элементы:
• выручка от продажи продукции;
• прибыль и ее распределение;
• объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;
• взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
• объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
• объем капитальных вложений и источники их финансирования;
• плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.
8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура.
Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес-план (рис. 8.2.1.).
\
Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего проекта, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики, и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия, оценить риск.
Бизнес-план может иметь различные формы представления. Его основными моментами являются: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации и о конкурентах: описание основных элементов плана маркетинга; описание производства; описание организационной схемы реализации мероприятия; планирование работы персонала; проработка правовых аспектов мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана (прогноза) коммерческого предприятия и выработка стратегии его финансирования.
Итогом бизнес-плана является разработка финансового плана (прогноза) коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегиифинансирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и пр.
8.3. Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана на предприятии.
Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.
Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.
Кассовый план – план оборота наличия денежных средств, отражающих поступления и выплаты денег через кассу предприятия. Составляется на кварталы. Состоит из четырех разделов:
Ø поступление наличных денег;
Ø расход наличных денег;
Ø расчет выплат заработной платы;
Ø календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.
Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета банка. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.
Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:
Этап 1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности. |
Этап 2. Занесение данных на оплату и поступлений по инвестиционной деятельности. |
Этап 3. Занесение плановых выплат и поступлений по финансовой деятельности. |
Этап 4. Формирование промежуточного сальдо движения денежных средств. |
Этап 5. Определение необходимости дополнительного финансирования или возможности краткосрочного инвестирования |
Этап 6. Формирование итогового сальдо денежных средств. |
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации.
8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.
Бюджетирование – это:
• Один из основных инструментов управления компанией.
• Процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.
Бюджет– это:
• Количественное выражение плана, способ координации и контроля за его выполнением.
• Финансовый документ, содержащий плановые показатели деятельности организации на ближайшую (операционную) перспективу.
Каждый отдельный бюджет имеет строго целевое назначение. Основной бюджет (главный бюджет) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.
Цель введения системы бюджетирования - достижение целей самой организации. Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических целей планируется деятельность организации. Деятельность организации воплощается в конкретных показателях бюджетов. Их данные идентифицируются средствами бухгалтерского учета и нацелены на выполнение определенных корпоративных задач.
Задачи бюджетирования:
1) Определение ключевых показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и отдельных ее структурных подразделений;
2) Постановка задач перед руководителями компании, а также их мотивация на достижение поставленных целей;
3) Координация действий подразделений компании и рациональное распределение человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов между ними;
4) Контроль над достижением запланированных производственных и финансово-экономических показателей;
5) Анализ отклонений от планов и выработка мероприятий по их ликвидации.
Функции бюджетирования:
1.Инструмент текущего (краткосрочного) планирования.Бюджет указывает пути 1) использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближайшем будущем рыночных возможностей; 2) оптимальной эффективности (способности организации достигать поставленные цели, выраженные в виде финансовых показателей). Это направлено на предусмотрение возможных проблем и путей их разрешения.
2.Контроль и оценка результативности деятельностина основе сравнения фактически достигнутых и плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позволяет проконтролировать воздействие множества факторов, влияющих на конечный результат.
3.Сокращение издержек путём привязки затрат к адресам их возникновения.Это устраняет конфликт между руководством предприятия (стремящемся уменьшить затраты) и её сотрудниками (хотят увеличить затраты). Также это заставляет подразделения искать возможность сокращения накладных расходов без ущерба для качества, что приводит к значительному сокращению затрат всей организации.
4.Выделение наиболее и наименее эффективных направлений деятельности. Это позволяет стимулировать приоритетные направления деятельности и сокращать финансирование менее эффективных направлений.
5.Обеспечение высокой стабильности бизнеса, поскольку позволяет развивать несколько независимых друг от друга направлений деятельности. Неудача подразделения по максимуму может привести только к его ликвидации и не нанесет серьезного ущерба всей организации. Оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности.
6.Критерии эффективности работы менеджеров. Различные составляющие бюджета определяют сферу ответственности менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится основой для оценки деятельности самого менеджера.
7.Средства мотивации. Центры финансовой ответственности (ЦФО) или подразделения получают бонус от прибыли или от снижения затрат, или в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость. Также это стимулирует инновационную инициативу и рационализаторскую деятельность как в интересах собственного подразделения, так и в интересах всей организации.
8.Формирование коммуникационной среды и координация между подразделениями.Коммуникационная роль бюджетирования будет особенно эффективна, если построить эту систему в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации.
9.Экономия времени через использование операций и статусовбюджетов, а также ведется контроль процесса разработки и заполнения данных при автоматизации бюджетирования.
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. №33н).
[2] Налоговый Кодекса российской Федерации, часть вторая, гл.25, ст.252