Направления формирования и типы финансовой политики

Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. При ее разработке целесообразно исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, с учетом специфики внутренней и международной среды, реальных экономических и финансовых возможностей страны. При проведении финансовой политики особенно важным является обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Принимая во внимание особенности формирования и реализации финансовой политики государства, выделяют несколько направленийее проведения. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные направления проведения финансовой политики[7]

Направление проведения Характеристика
Фискальное Предполагает решение фискальных задач государства, связанных с балансированием доходов и расходов. Оптимальной является ситуация, при которой все расходы покрываются за счет доходов. Потребности в расходовании государственных финансов, как правило, более динамичны, поэтому государство вынуждено изыскивать дополнительные источники финансирования расходов. Один из путей решения проблемы – повышение доходов бюджетов за счет налоговых поступлений, однако это приводит к дестимулированию развития экономической деятельности и негативно влияет на совокупность получаемых государством доходов. Второй способ – это сокращение расходов. Он также имеет негативные стороны, поскольку возрастает социальная напряженность в обществе.

Продолжение таблицы 1

Направление проведения Характеристика
Регулирующее Предполагает необходимость вмешательства государства в процесс регулирования экономических процессов. Регулирование происходит с помощью таких инструментов как налоги, госкредит, нормы и нормативы, таким образом, государство воздействует на размер денежных средств, которым располагает экономический субъект. К регулируемым процессам относятся экономический рост, занятость, уровень инфляции, валютный курс, развитие территорий и отраслей.
Стимулирующее Речь идет о политике финансовой экспансии. В краткосрочном периоде направлена на преодоление циклического спада в экономике, что предполагает увеличение расходной составляющей, снижение налогов и др. В долгосрочной перспективе такая политика приводит к росту производства и экономики в целом.
Дискреционное Предполагает изменение параметров государственного финансирования, налогов в результате специальных решений правительства. Направлена на изменение уровня занятости, темпов производства, уровня инфляции и пр.


Таким образом, исходя из таблицы, следует, что стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов, составляют основу финансовой политики. При всех особенностях формирования финансовой политики два целевых направле­ния ее проведения – фискальное и регулирующее.

Помимо направлений проведения финансовой политики государства выделяют и различные ее типы. Исторически выделяется три основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная финансовая политика.

Классическая финансовая политика. До конца 20-х годов XX века основным типом финансовой политики большинства стран был классический тип. Данный тип финансовой политики был основан на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление — это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. В результате ограничивались государственные расходы и налоги, что обеспечивало условия для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — Министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая политика. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов XX века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Целью финансовой политики становится использование финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличивают национальный доход и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики также изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится важным источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, зажимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную сферу, но не связана с отказом от регулирования. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения (системы по видам налоговых ставок рассмотрим далее).

Планово-директивная финансовая политика. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Она основана на государственной собственности на средства производства. Плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.[8]

Наши рекомендации