Измените Ваши догматы веры, и Вы измените Вашу жизнь

К этому моменту Вы сделали четыре важных шага.

1. Вы узнали, что Вы думаете о деньгах. Всегда, если что-нибудь в Вашей жизни обстоит не так, как Вы желаете, Вы должны выяснить, какие убеждения за этим скрываются.

2. Вы проверили, помогают ли эти убеждения достижению Ваших целей. Для этого Вы осознали свои цели.

106______Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

3. Вы временно изолировали догмат веры — мнение — от опыта и доказательств. Это позволяет Вам рассмотреть свое мнение беспристрастно.

4. Вы критически «взвесили» Ваше мнение. Вследствие этого появились серьезные сомнения в прежнем догмате веры.

Вы готовы теперь заменить Ваше старое мнение новым. Затем Вы можете сделать это новое мнение догматом веры, собрав для этого необходимый опыт и доказательства.


Старые ножки стола удалить

Измените Ваши догматы веры, и Вы измените Вашу жизнь - student2.ru

Вероятно, Вы подумаете: «Не может все быть так просто». Я хочу предложить Вам проверить это. Только одно обязательное условие: упражнение Вы делаете письменно. Результат будет поразительным.

Замените старое мнение новым

Сформируйте теперь новое мнение, более соответствующее Вашим целям. Мнение, придающее Вам силы и позволяющее сконцентрироваться на важных для Вас вещах. Затем ищите

Что Вы на самом деле думаете о деньгах? 107

доказательства и опыт, которые преобразуют это мнение в дог­мат веры. Как столу нужны по меньшей мере три-четыре нож­ки для устойчивости, так и Вы нуждаетесь по меньшей мере в стольких же поддерживающих доказательствах-опытах. Вы можете спокойно «брать взаймы» эти доказательства и опыты из жизни других людей.

Итак, возьмите свое старое мнение: «Деньги портят харак­тер», — и создайте новую веру, например: «С деньгами я смогу сделать много добра. Дело не в деньгах, а во мне». И теперь ищите доказательства этому мнению. Смотрите, что написал один из участников семинара:

1. Я познакомился однажды с Карлом-Хайнцем Бёмом. Он использует свои деньги и известность, чтобы помогать лю­дям в Восточной Африке. Деньги помогают ему делать добро.

2. Мой бывший шеф очень состоятелен и на своей фирме оборудовал отдел для инвалидов. Я часто удивлялся его характеру. Благодаря своим деньгам у него много возмож­ностей целенаправленно помогать людям.

3. Деньги выявляют характер и дают мне больше возмож­ностей. Я могу делать с деньгами больше хорошего или больше плохого. Это зависит от меня, а в себя я верю. Деньги у меня будут в хороших руках. У меня есть уже двое крестных детей в Венесуэле.

4. Я восхищаюсь сэром Джоном Темплтоном. Он миллиар­дер и, тем не менее, скромен. Он содержит 18 благотво­рительных фондов, которыми управляет и которые фи­нансирует. Он отказался от руководства своими фирмами, чтобы сосредоточиться только на заботе об этих фондах.



Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.



Деньги могут делать добл ро. Это зависит от Вас

Измените Ваши догматы веры, и Вы измените Вашу жизнь - student2.ru

Выберете себе пример для подражания и трансформируйте старый догмат веры:

Старая вера: ^________________________________

Новая вера: ________________

Доказательства и опыты:

Ключевые советы

Измените свои догматы веры для достижения Ваших фи­нансовых целей.

• Задумайтесь о том, что жизнь является отражением дог­матов веры.

• Выясните, какие догматы веры «ответственны».

• Отделите доказательства от мнений, и замените старое мнение новым, которое будет полезно для Вашей цели.

• Подкрепив новое мнение доказательствами, сформируйте из него догмат веры.

Что Вы на самом деле думаете о деньгах? 109

• Если Вы изменяете Ваши догматы веры, совершайте дру­гие поступки, вырабатывайте новые привычки и измените таким образом Вашу жизнь.

• Сразу же укрепляйте новый догмат веры импульсами, на­правленными в Вашу нервную систему. Другими словами, делайте первый шаг уже теперь.

• Теперь Вы создали правильные предпосылки для дости­жения финансового успеха.

Для того, чтобы достичь Ваших финансовых целей, Вы ну­ждаетесь в трех догматах веры:

1. Это должно измениться.

2. Я должен изменить это.

3. Я могу изменить это.

Всегда, когда человек эффективно изменяет ситуацию, он чувствует, что должен сделать это. Он знает, что только он сам отвечает за себя. Он достаточно верит в себя и знает, что может предпринять необходимые изменения.

Наполеон Хилл написал, пожалуй, самую известную книгу об успехе, которая называется «Думай и богатей». Его приемная мать дала ему такой наказ:

«Сарай, который мы называем домом, — позор для нас и пре­пятствие для наших детей. Все мы физически здоровы, и нет никаких причин мириться с бедностью. Ведь мы же знаем, что бедность является не более чем результатом нашей лени или безразличия. Если мы останемся здесь и примиримся с усло­виями, в которых сейчас живем, то наши дети вырастут в тех же условиях и также будут с ними мириться. Я ненавижу бед­ность! Я никогда не считала бедность своей судьбой, не стану этого делать и теперь!

110 Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

Сейчас я еще не знаю, как будет выглядеть наш первый шаг на пути от бедности к свободе, но одно я знаю наверняка: мы сумеем освободиться, и совершенно неважно, сколько времени это займет и на какие жертвы нам придется пойти. Я намере­на дать нашим детям все преимущества хорошего образования. Более того, я хотела бы, чтобы они преисполнились честолюбия для победы над бедностью. Бедность — это болезнь, которая пе­реходит в хроническую форму и тяжело поддается излечению, если ты однажды с нею смирился.

Родиться бедным не стыдно. Но определенно стыдно прини­мать это наследство как окончательный приговор. Мы живем в одной из самых богатых и высокоразвитых стран мира. Здесь шанс дается каждому, кто стремится распознать его и исполь­зовать. А что касается нашей семьи, то, если нам и не выпал счастливый шанс, мы создадим его сами — шанс изменить эту жизнь!

Бедность похожа на подкрадывающийся паралич. Постепен­но она разрушает потребность в свободе, крадет желание ра­доваться жизни, подавляет личную инициативу. Она заставля­ет человека примириться со множеством страхов, в том числе страхом болезни, критики, физической боли.

Наши дети слишком молоды, чтобы знать, какие опасности возникают, когда бедность воспринимают как судьбу. Но я по­забочусь о том, чтобы они узнали об этих опасностях. И я по­забочусь также о том, чтобы у них развился инстинкт благо­состояния! Чтобы они желали благосостояния и были готовы уплатить за него полную цену!»

Решите для себя: должна ли измениться Ваша ситуация? Если да, то Вы должны изменить ее, и Вы можете изменить ее.

Должны ли Вы что-то предпринимать или нет? Ответ кроется в Ваших догматах веры. Именно здесь Вы должны изменить Ваше «программное обеспечение».

Leverage

Чтобы сделать нечто должным, необходимым, мы нуждаем­ся в «leverage». «Leverage» по-английски — давление, действие

Что Вы на самом деле думаете о деньгах? 111

рычага, подъемная сила. Эта сила возникает, когда Вы не удо­влетворены, потому что не сделали чего-то, что принесло бы Вам большую радость.

Такую силу Вы можете инициировать искусственно следую­щим образом: ассоциируйте боль с фактом, что Ваша финансо­вая ситуация неизменна.

Запишите все вещи, от которых Вы должны были бы отка­заться. Что Вы упустите в жизни, если никогда не обретете финансовой уверенности и независимости? Как это скажется на Ваших связях, Вашем здоровье, уровне стрессов, Вашей са­мооценке, Вашей потребности в свободе? Особенно если Вы и в последующие годы должны будете все так же трудиться?

Чтобы оказывать давление на самого себя, недостаточно толь­ко избегать боли. Чтобы сделать Ваши цели необходимостью, Вы нуждаетесь как в боли, так и в радости. Боль, если Вы не достигаете цели, и радость, если Вы ее достигаете.

Запишите теперь все преимущества, которые Вы получите, если станете финансово независимы и больше никогда не долж­ны будете работать. Вы могли бы посвятить себя исключитель­но тому, что доставляет Вам удовольствие и помогает другим. Как подействует это на Ваше ощущение радости жизни, на Ва­шу самооценку, на Ваши связи? Сколько свободного времени у Вас было бы, сколько удовольствий? Как будет влиять это на Ваше здоровье, на Ваше жизненное предназначение? Как обо­гатится Ваша жизнь и жизнь окружающих?

В чем Вы нуждаетесь, чтобы из желания сделать абсолютную необходимость, так это хорошие стимулы. Причины, почему Вы хотите и должны что-то сделать. Чаще спрашивайте себя «по­чему», а не «как». Каждый человек, достигший значительной Цели, в 9 случаях из 10 концентрировался сначала на вопросе «почему» и только в одном — на «как». Большинство людей Думают на 90 процентов о «как» и только на 10 процентов о «почему» и потому никогда не достигают своих целей.

112 Водо Шефер. Путь •к финансовой независимости.

Теперь, когда Вы изучили эту главу, я хотел бы поздравить Вас, так как это потребовало усилий. Но Вы заложили основу для благосостояния. Вы знаете теперь более точно, чего хотите.

Того, что при определенных обстоятельствах для большин­ства людей является чудом, Вы можете достичь через семь лет, потому что держите свою судьбу в собственных руках. Вы вла­ствуете над своим будущим. У Вас есть точное представление о том, что необходимо, чтобы быть состоятельным. Вы сдела­ли первый шаг и установили, что Вы действительно думаете о деньгах. Вы изменили Ваши догматы веры — если это было необходимо — для того, чтобы они поддерживали Вас на пути к Вашей цели.

Ключевые идеи

• Ситуация, в которой человек находится, является точным отражением его убеждений.

• По существу, Вы владеете сегодня именно тем, во что ве­рите: мол, это правильно и хорошо для меня.


на-

• Лучшая подготовка к обретению благосостояния учиться чувствовать себя с деньгами хорошо.

У большинства людей с представлением о финансовом изобилии связаны отрицательные ассоциации, более силь­ные, чем положительные ассоциации, связанные с пред­ставлением о финансовой независимости.

На Вас наложила свой отпечаток финансовая ситуация, в которой Вы выросли, а также то, что Вы наблюдали или слышали о деньгах.

Если Вы хотите эффективно изменить Вашу финансовую ситуацию, Вы должны изменить свои неблагоприятные в этом отношении взгляды.

Что Вы на самом деле думаете о деньгах? 113

• Стремиться к богатству без того, чтобы осознать и, при не­обходимости, изменить свои догматы веры, столь же бес­полезно, как плевать против ветра.

• Советами люди указывают Вам путь, но также проводят и границу. Советы зачастую — скрытое оправдание соб­ственных неудач.

• Не ищите советов поблизости, ищите там, где они наилуч­шие.

• Важно, чтобы Вы сформулировали убеждения, помогаю­щие получить то, чего Вы действительно хотите.

• Вы можете изменить любое убеждение в течение 30 минут.

• Каждый из нас изменял уже в прошлом свою точку зре­ния или мнение. То, что тогда произошло неосознанно или случайно, Вы вполне можете сделать целенаправленно.

• Решающий критерий для Ваших убеждений должен быть следующим: поможет ли это мнение на пути к цели?

• Когда что-нибудь в Вашей жизни происходит не так, как Вам хотелось бы, выясните первым делом, какие убежде­ния ответственны за это.

• Для того, чтобы достичь Ваших финансовых целей. Вы нуждаетесь в трех догматах веры:

1. Это должно измениться.

2. Я должен изменить это.

3. Я могу изменить это.

• Для того, чтобы сделать нечто необходимостью, мы ну­ждаемся в «leverage» — подъемной силе. Эта сила состоит из стремления избежать боли и ощутить радость.

• Вы можете инициировать эту силу искусственно. Ассоци­ируйте боль с тем фактом, что Вы не достигаете Вашей цели, а радость с фактом, что Вы добились ее.

8 Зак. 3033

114 Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

• Каждый человек, который достиг значительной цели, концентрировался в 9 случаях из 10 на вопросе «почему» и только в одном — на вопросе «как».

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПЕРВОГО МИЛЛИОНА

Долги

Не принимайте никогда краткосрочных решений для долгосрочных проблем. Даниэль С. Пенья, «Сделки и приобретения»1

Быть в долгах стало сегодня для многих чем-то само собой разумеющимся. У трех из четырех домашних хозяйств в Гер­мании есть потребительские долги. А почему бы нет? Кто, в конце концов, хочет пройти по жизни скупцом?

После окончания учебы мне понадобился всего лишь год, что­бы задолжать 75 000 марок, так как я ни в коем случае не хотел походить на отца. Он всегда, покупая что-то, вынимал записную книжку и остро отточенным карандашом записывал, например, следующее: «Бодо, мороженое, 0,4 марки, 3.8.1968», да так, что это мог видеть каждый. Неприятно!

Нет, во мне не было скупости. Посещения ресторанов с дру­зьями оплачивал по большей части я. Я нуждался в большой машине. Я, наконец, должен был выглядеть представительно. Кроме того, у меня же должны были быть расходы — из-за на­логов. А тут еще чудесное изобретение — кредитные карточки:

я сам никогда и не должен был платить. Это делали парни из фирмы кредитных карточек — по крайней мере сначала...

Я где-то услышал: «Победитель едет по жизни первым клас­сом». И я ехал первым классом: никаких шипучек — только шампанское. Не просто бифштекс, а бифштекс из вырезки.

Daniel S. Репа, "Deals and Acquisition"

118 Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

Я хотел уже сейчас жить в будущем — как состоятельный человек. Однако вскоре прошлое стало все чаще напоминать о себе: в форме счетов, уведомлений, растущих выплат по кре­диту. Как хорошему торговцу с приличным доходом мне уда­валось снова и снова получать займы. Я начал перераспреде­лять деньги, то есть я брал новые кредиты, чтобы оплачивать старые. Так я медленно, но верно катился вниз по наклонной плоскости.

Я не знаю, в какой ситуации находитесь лично Вы. Возмож­но, эта глава для Вас — последнее средство, как соломинка для утопающего. А возможно, у Вас вовсе нет потребительских дол­гов. Но в любом случае, пожалуйста, прочитайте первые шесть страниц. А может быть, у Вас и есть долги, но в размерах, не вызывающих опасений. Но и в таком случае, пожалуйста, про­читайте эту главу. Наверное, Вы измените свою точку зрения — в соответствии с девизом: «Зло следует пресекать в корне».

Долги глупые и умные

Конечно, долги долгам рознь. При покупке дома ипотека вы­ставляется против его стоимости. Здесь действуют собственные законы. Ибо в противном случае Вы можете брать кредиты принципиально только для Вашей фирмы или для себя. По-моему, опасно делать именно потребительские долги. Мебель, автомобиль, отпуск, музыкальный центр, телевизор, стираль­ная машина являются несколькими классическими причинами для создания таких долгов. Многие молодые люди думают, что совершенно необходимо полностью приобрести обстановку для новой квартиры ко дню вселения. Я хотел бы настоятельно по­советовать Вам не делать потребительских долгов. Вспомните:

9 «То, чего мы хотим, не равнозначно тому, в чем мы нуждаем­ся».

Совершенно иначе обстоит дело, если Вы создаете собствен­ную фирму. Без следующих двух важных опорных положений сегодня едва ли возможен быстрый рост: О.Р. и О.P.M. (other people — другие люди, и other people's money — деньги других людей).

Долги 119

Позвольте рассмотреть преимущества и недостатки потреби­тельских долгов. Сначала о преимуществах:

Преимуществ, следовательно, никаких нет. Вернее сказать, потребительские долги глупы и разрушительны, они убивают мотивацию к труду и часто заводят в порочный круг.

Почему? Существует альтернатива в применении нашей энер­гии: мы можем работать над долгосрочным решением проблемы или над краткосрочным — мнимым — ее решением. Недостаток краткосрочного решения в том, что мы удаляемся на самом де­ле от нашей долгосрочной цели. Нашей целью является благосо­стояние. Если Вы берете кредиты, чтобы уже сегодня жить как состоятельный человек, то лишаетесь мотивации к достижению этой цели. Во-первых, потому, что через некоторое время заме­чаете, что не продвигаетесь дальше. Деньги исчислимы. И если мы оценим все наше имущество и обнаружим, что у нас сегодня меньше нуля, тогда возникает вопрос: а для чего я, собственно, работаю? Во-вторых, мы лишаемся мотивации к труду, так как уже сегодня вознаградили себя за будущую работу. В-третьих, мы знаем или, по меньшей мере, предполагаем, что долги по­требления — это плохо. Если мы сознательно действуем против нашего внутреннего убеждения, то теряем уверенность в себе. А недостаток уверенности в себе приводит, в свою очередь, к слабой мотивации поступков.

Мы выносим большую часть мотиваций поведения из пред­положения, что наше положение в будущем улучшится. Мы достигаем этого улучшения, работая над долгосрочной страте­гией, чтобы зарекомендовать себя специалистом. На кого давят долги, тому не хватает времени и мотивации для осуществления такой стратегии. Вместо этого он должен постоянно занимать­ся непринципиальными вещами — только в силу того, что они стали безотлагательными.

Если мы чего-то можем ожидать с уверенностью, так это не­ожиданностей. Тот, кто берет кредиты, покупает сегодня то,

120 Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

что он хочет оплачивать будущими заработками. Но будущие заработки могут и не появиться — помешают неожиданные об­стоятельства. Мы все знаем, что банкиры очень нервничают, если мы своевременно не платим взносы по кредиту, так как наш доход неожиданно упал. Нервничающие банкиры отнима­ют у нас мотивацию и вкус к жизни. Мы все знаем, что делать потребительские долги, по меньшей мере, неумно. Почему же сегодня быть в долгах — норма?

Откуда берутся долги?

Важно, чтобы Вы поняли: в сложное положение Вы попали не случайно, а потому, что у Вас есть или у Вас были ошибочные догматы веры.

Вспомним, как функционирует наш мозг. Мы делаем все, что­бы избегать боли и испытывать радость. Долги возникают, как правило, из-за того, что кто-то хочет избежать боли в данный момент. Быть не в состоянии позволить себе что-то, чего очень хочется, означает отказ, а отказ означает боль. Мы испыта­ли бы, однако, радость, если бы купили красивую одежду или могли хорошо провести отпуск. Мозг всегда более сильно реа­гирует на сиюминутное и непосредственное. То, что мы загоня­ем сами себя на длительный срок в сложную ситуацию, если слишком много покупаем, нам не так уж и важно. Наш мозг хочет именно сейчас избежать боли и именно сейчас испытать радость.

Люди обладают способностью к стратегическому плани­рованию и анализу. Однако программа Сейчас-Пережить-Радостъ-И-Сейчас-Избеж.ать-Боли сильнее, чем аналитиче­ская программа.

Все знают, что длительная боль от того, что мы увязли в долгах, гораздо сильнее, чем относительно малая боль одномо­ментного отказа. Какое мудрое знание! Только, к сожалению, за последние 4 000 лет оно так и не привело к уменьшению по­требительских долгов. Долги возникают отнюдь не на основе разума.

Чтобы пояснить, как сильно программа Сейчас-Пережить-Радостъ-И-Сейчас-Избе-жатъ-Боли влияет на наши действия, я хотел бы рассказать Вам о вавилонянах.

Долги 121

Уже древние вавилоняне делали потребительские долги. Они шли к предшественникам сегодняшних банкиров — ростовщи­кам. Ростовщик задавал вопрос, который мы слышим и теперь во время переговоров с банкирами: «Есть ли Вас гарантии?» Вавилонянин, наряду с обычными и сегодня гарантиями, мог предложить еще кое-что — самого себя. Вследствие этого ро­стовщичество процветало: каждый мог получить кредит, так как каждый мог предложить в залог себя самого. Если вавило­нянин оказывался не в состоянии вернуть долг, его продавали как раба. Как сегодня дом идет с молотка, так шел с молотка человек. Девять из десяти рабов заканчивали свою жизнь «у стены».

По описаниям античных историков, например, Геродота, сте­ны Вавилона производили сильное впечатление и принадлежа­ли к семи чудесам света. Возведенные при царе Навуходоносо­ре, стены были высотой более 50 метров, длиной примерно 18 километров и так широки, что по верху стены могла пройти шестерка лошадей.

Эти стены строились рабами. Работа была невероятно тяже­лой. Солнце немилосердно обжигало строителей, тащивших на­верх кирпичи. Средний срок жизни раба составлял три года. Если он падал от истощения, надсмотрщик избивал его кну­том. Если же он, несмотря на побои, не мог больше подняться, его сталкивали со стены, и он разбивался внизу о скалы. Ночью трупы увозились прочь.

Эти сцены вавилоняне наблюдали каждый день. Работающие рабы были постоянной и вездесущей действительностью, кото­рую осознавал каждый житель города. Но интересно, что при этом две трети всех рабов у стены были не обращенными в раб­ство военнопленными, а горожанами, которые потеряли свобо-ДУ-

Напрашивается вопрос: как может человек быть настолько глуп, чтобы идти на такой риск? Как мог он брать кредит и предлагать в залог самого себя, если постоянно у него перед глазами был живой пример того, что с ним может случиться?

Ответ таков: человек хочет испытать радость именно сейчас, и именно сейчас он хочет избежать боли. Будущий отказ от сво­боды и возможность погибнуть рабом весят в его глазах мень-

122 Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости.

ше, чем «сейчас». Итак, с аналитическим подходом мы далеко не уедем. Говорить себе: «Я могу рассчитать, что случится, и поэтому разумно избегну потребительских долгов», — не сра­батывало тогда и не работает сегодня. Наконец, мы рискуем меньше, чем древние вавилоняне, — увязая в долгах, мы попа­даем в ситуацию, только похожую на рабскую.

Наши рекомендации