Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики

Финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой – через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).

Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют две группы финансового механизма, отражающие экономическое содержание финансов: 1) механизм государственных и муниципальных финансов; 2) финансовый механизм хозяйствующих субъектов.

Финансовый механизм государства включает: а) методы распределения национального дохода; б) способы образования государственных бюджетных фондов на федеральном и территориальном уровнях; в) методы образования государственных внебюджетных социальных фондов; г) виды платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; д) финансовое планирование и прогнозирование; е) финансовый контроль.

Дальнейшее подразделение в каждой из групп (напр., механизма государственных и муниципальных финансов – на бюджетный механизм, механизм государственного кредитования, механизм функционирования внебюджетных фондов; бюджетного механизма – на механизм федерального бюджета, механизм региональных бюджетов, механизм функционирования местных бюджетов; и т. д.) связано со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода (части национального богатства), что влияет на формирование денежных накоплений предприятий, виды платежей в бюджет, направление и формы бюджетного финансирования, методы образования финансовых ресурсов и т. д. Учитывая эти особенности, государство усиливает или ослабляет воздействие разных частей финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов, добиваясь желаемых результатов.

Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья: а) мобилизацию финансовых ресурсов; б) финансирование; в) стимулирование и др.

Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки: а) финансового планирования и прогнозирования; б) оперативного управления; в) финансового контроля. Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по какимканалам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются.

Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридических норм в финансовой сфере деятельности дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, государства. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

Количественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы страны. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на государственном и муниципальном уровне и уровне хозяйствующих субъектов, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики в целом и ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием такихметодов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, установление предельного размера дефицита бюджета, предельного объема государственных и муниципальных заимствований и государственного и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития государственных и муниципальных финансов, финансов субъектов хозяйствования в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование является одним из важнейших этапов финансового планирования.Финансовое прогнозирование – этопрогнозирование, опирающееся на научно-обоснованные расчеты, предположения о развитии финансов, их объемах и направлениях использования.

Цель финансового прогнозирования – увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе и на этой основе оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Задачами финансового прогнозированияявляются: 1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе; 2) определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период; 3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов; 4) определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и звеньев.Финансовое прогнозирование осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов

На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов государства). Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Финансовое прогнозирование на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований проводится аналогично финансовому прогнозированию на общегосударственном уровне.

Финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое органами государственной власти и местного самоуправления планомерное управление процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства

Финансовое планирование, таким образом, выступает важнейшим элементом управления финансами и представляет собой – вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления для эффективного выполнения программы социально-экономического развития страны и хозяйствующих субъектов для выполнения ими плановых заданий.

Объектом финансового планирования на макроуровне является финансовая деятельность государства. Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, другие хозяйствующие субъекты.Цель финансового планирования на макроуровне — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Таким образом, результатом финансового планирования являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ..К основным задачам финансового планирования можно отнести: определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти; определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов; создание условий для укрепления устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов ГВФ. Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

В самом общем виде под финансовым планированием подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов.

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на плановый период и законодательно не утверждается.Перспективный финансовый план разрабатывается исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств РФ.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Баланс финансовых ресурсов представляетсобойбаланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Долгосрочные целевые программы (ФЦП, ВЦП, ФАИП, программы развития регионов) разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств ГВФ.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты ГВФ. Правовые и организационные основы их изложены в БК РФ.

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Отметим, что такое понятие, как смета доходов и расходов бюджетного учреждения, применительно к бюджетным средствам учреждений в БК РФ больше не употребляется. Оно используется только по отношению к средствам, полученным от деятельности, приносящей доход.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана за отчетный год и текущий год: 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана на очередной год и последующие два года (плановый период). На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году. На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей – числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, то есть обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой. О них мы говорили выше. Метод программно-целевой позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план, как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления. В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный

Постановлением правительства РФ от 22 мая 2004 г. «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях БС РФ. Финансовое планирование (или составление бюджета) – начало бюджетного процесса и важным направлением совершенствования финансового планирования в рамках совершенствования бюджетного процесса является переход к среднесрочному финансовому планированию и внедрению программно-целевых методов бюджетного планирования, смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики,ее территориальные пропорции, социальные процессы.

финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Среди финансовых методов воздействияна экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Регулирование отраслевой структуры экономики. Одной из важнейших задач, определенных Правительством РФ на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: а) налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); б) амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); в) различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); г) с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Регулирование территориальных пропорций. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В РФ одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов и в силу этой причины наблюдается резкая асимметрия в социально-экономическом развитии субъектов РФ.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Регулирование социальных процессов. Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду. В России как раз и наблюдается резкая поляризация общества по уровню доходов и доля среднего класса не велика.

Формами финансового воздействияна экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога (в РФ она не применяется), высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость (в РФ отменен налог на наследство вообще), льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В РФ существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее, нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах: а) Общественные и религиозные организации (объединения); б) Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; в) Фонды; г) Государственная корпорация; д) Некоммерческие партнерства; е) Частные учреждения; ж) Автономная некоммерческая организация; з) Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Источниками формированияимущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: 1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; 5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; 6) другие не запрещенные законом поступления.

В системе финансовых взаимосвязей финансы некоммерческих организаций занимают отдельное положение, обусловленное их предназначением. некоммерческие организации не имеют основной целью деятельности извлечение прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Каждая из перечисленных выше организационно – правовых форм деятельности некоммерческих организаций отличается своей спецификой. Она обусловлена целью создания некоммерческой организации, правовым статусом ее участников (членов, учредителей) и их имущественными правами в отношении созданной организации, порядком формирования уставного фонда, наличием и формой ответственности участников (членов, учредителей) по обязательствам организации, наличием права осуществления предпринимательской деятельности, видами денежных доходов, поступлений и накоплений.

Все многообразные виды денежных доходов, поступлений и накоплений некоммерческих организаций можно классифицировать следующим образом: 1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 4) доходы и проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; 5) доходы от собственности некоммерческой организации; 6) другие, не запрещенные законом поступления.

Расходы некоммерческих организаций также характеризуются значительным разнообразием, обусловленных не только спецификой предоставляемых услуг и организационно – правовой формой, но и совмещением в хозяйственном обороте некоммерческих и коммерческих принципов деятельности. В сфере коммерческого оборота ресурсов, расходы формируются и учитываются в порядке, принятом для деятельности коммерческих организаций. В основной сфере деятельности расходы некоммерческих организаций могут быть сгруппированы по следующим направлениям: 1) оплата труда и начисления на оплату труда; 2) приобретение услуг, связанных с ведением хозяйственной деятельности; 3) расходы по социальному обеспечению; 4) прочие расходы; 5) поступление нефинансовых активов; 6) выбытие нефинансовых активов.

Особенность современной организации финансов некоммерческих организаций состоит в установлении их налоговых обязательств перед бюджетной системой, аналогичных обязательствам коммерческих организаций. Однако они имеют определенные отличия, связанные с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели получение прибыли и их предпринимательская деятельность соответствует целям их создания.

Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, она уплачивает: а) налог на доходы физических лиц, б) единый социальный налог, в) налог на имущество, г) транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации облагаются на тех же основаниях что и коммерческие организации. Помимо названных налогов, они являются плательщиками д) налога на добавленную стоимость, е) налога на прибыль и ж) ряда других региональных и местных налогов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе: а) предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций; б) предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; в) размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством; г) предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.

Финансы коммерческих организации (предприятия) представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования целевых фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансы организаций (предприятий) являются составной частью финансов страны, ее финансовой системы. Финансы организаций имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов, выполняют общепризнанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организаций неизмеримо возросла. В современных условиях, когда организация самостоятельно принимает решения, резко повышается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта. Это предполагает оптимизацию финансовых отношений и повы

Наши рекомендации