Анализ показателей рентабельности за 2010-2011 гг
Наименование показателя | За 2010 г. | За 2011 г. | Изменение (+,-) |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | +7766 | ||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | +3240 | ||
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | +1686 | ||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | +152 | ||
Чистая прибыль, тыс. руб. | +114 | ||
Рентабельность затрат, % | 3,34 | 4,95 | +1,61 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % | 3,53 | 3,40 | -0,13 |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % | 3,23 | 4,72 | +1,49 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 2,68 | 2,58 | -0,10 |
Рентабельность имущества, % | 5,21 | 4,56 | -0,65 |
Рентабельность собственного капитала, % | 2,83 | 2,96 | +0,13 |
Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности, характеризующие относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:
1) характеризующие рентабельность издержек производства;
2) характеризующие рентабельность продаж;
3) характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным «Отчета о прибылях и убытках».
1. Рентабельность затрат (Rз)
Rз= ×100%, (4.23)
где Пр – прибыль от продажи продукции, тыс.руб.; Сп – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, тыс.руб., или:
Rз= ×100% (4.24)
Rз0=2861/(74886+7816+2998)*100=3,34%
Rз1=4547/(78126+9598+4056)*100=4,95%
Рентабельность затрат выросла в отчетном году по сравнению с предыдущим на 1,61% и составила 4,95%, т.е. предприятие получило 4,95 копейки прибыли с одного рубля затрат. Это обусловлено наибольшими темпами прироста прибыли от продажи продукции по сравнению с темпами роста затрат. Несмотря на рост, данный показатель остается на довольно низком уровне.
2. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:
а) как отношение прибыли от продаж (Пр) к выручке от продажи (Вр),%:
Rпр= ×100% (4.25)
Rпр0=2861/88561*100=3,23%
Rпр1=4547/96327*100=4,72%
Рентабельность продаж показала, что в 2011 году на 1 рубль проданной продукции приходится 4,72 копейки прибыли, а в 2010 году - 3,23 копейки прибыли. Показатель рентабельности продаж вырос на 1,49%, чему способствовало в большей степени увеличение прибыли от продаж.
б) как отношение прибыли до налогообложения (Пн) к выручке от продажи, %:
Rн= ×100% (4.26)
Rн0=3126/88561*100=3,53%
Rн1=3278/96327*100=3,40%
В отчетном году на 1 рубль выручки от продажи продукции приходится 3,40 копейки прибыли до налогообложения в сравнении с базисным значением 3,53 копейки. Данный факт вызван снижением величины прочих доходов организации, а также ростом выручки, который по отношению к увеличению прибыли до налогообложения заметно выше.
в) как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продажи, %:
Rч= ×100% (4.27)
Rч0=2376/88561*100=2,68%
Rч1=2490/96327*100=2,58%
За 2011 год величина чистой прибыли на 1 рубль выручки снизилась на 0,10% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,58%. Это значит, что на 1 рубль выручки приходится 2,58 копейки чистой прибыли. Снижение данного показателя обусловлено наибольшим увеличением выручки от продажи продукции (+7766 тыс.руб.) по сравнению с изменением величины чистой прибыли (+114 тыс.руб.).
3. Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.
При расчете коэффициентов используется величина прибыли до налогообложения (Пн), чистая прибыль (Пч).
В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:
а) рентабельность всего имущества (Rи) – как отношение прибыли до налогообложения предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %:
Rи = ×100%, (4.28)
где Иср - среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и на конец анализируемого периода, тыс. руб.
Иср=(IрАБ+IIрАБ)×0,5, (4.29)
где IрАБ – итог раздела I актива баланса; IIрАБ - итог раздела II актива баланса.
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств.
Иср0=(62540+57361)*0,5=59950,5 тыс.руб.
Иср1=(75048+68833)*0,5=71940,5 тыс.руб.
Rи0=3126/59950,5*100=5,21%
Rи1=3278/71940,5*100=4,56%
В 2010 году предприятием было получено 5,21 копеек прибыли с 1 рубля имущества (активов) предприятия, а в 2011 году – 4,56 копейки. Показатель снизился на 0,65% за счет роста среднегодовой стоимости имущества предприятия. Можно говорить о не очень эффективном использовании всего имущества предприятия.
б) рентабельность собственного капитала (Rск) исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, %:
Rск = ×100%, (4.30)
где СКср - среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало (СКн) и конец (СКк) анализируемого периода, руб.:
СКср = , (4.31)
СКср0=(83830+83958)/2=83894 тыс.руб.
СКср1=(83958+84072)/2=84015 тыс.руб.
Rск0=2376/83894*100=2,83 %
Rск1=2490/84015*100=2,96 %
За анализируемый период рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,13%. За 2010 год предприятие получило 2,83 копейки чистой прибыли с 1 рубля собственного капитала, а в 2011 году – 2,96 копейки прибыли. Несмотря на небольшое увеличение, рентабельность собственного капитала все ещё остается на довольно низком уровне. Однако данный факт может говорить об улучшении эффективности использования собственного капитала организации.
С помощью метода цепных подстановок определяется влияние изменений рентабельности продаж за счет факторов изменения выручки от продажи продукции и себестоимости.
Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке от продажи (Вр1) и базисной себестоимости (Сп0):
Rусл = ×100% (4.32)
Rусл=(96327–74886)/ 96327*100=22,26%
Влияние фактора изменения объема продаж на уровень рентабельности продаж:
∆Rпр(1)=Rусл–Rпр0 (4.33)
∆Rпр(1)= 22,26–3,23=19,03%
Влияние фактора изменения себестоимости на уровень рентабельности продаж:
∆Rпр(2)= Rпр1–Rусл (4.34)
∆Rпр(2)= 4,72–22,26= -17,54%
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж за период:
∆Rпр=∆Rпр(1)+∆Rпр(2) (4.35)
∆Rпр=19,03%–17,54%= +1,49%
Рентабельность продаж в отчетном периоде по сравнению с предшествующим возросла на 1,49%. Главным фактором, способствующим такому положительному росту, стало увеличение объема продаж предприятия.
Результаты факторного анализа показали, что рост объема продаж оказал на уровень рентабельности продаж наибольшее влияние, чем рост себестоимости единицы продукции.
В целом результаты деятельности предприятия можно охарактеризовать как положительные. Выручка от продаж в 2011 году возросла на 7766 тыс. руб. по сравнению с 2010 г., а также наблюдается прирост прибыли от продаж, составивший 1686 тыс. руб.
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1