Министерство финансов Республики Беларусь
Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значительное место в деятельности Минфина занимают контрольные полномочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 15851.
Минфин осуществляет многогранную контрольную деятельность: в процессе составления проекта республиканского бюджета; при рассмотрении проектов финансовых планов министерств, других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов, предприятий, объединений, организаций и учреждений; в процессе исполнения республиканского бюджета; при поступлении доходов и их расходовании по целевому назначению из средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, исполкомами, предприятиями,объединениями, учреждениями и организациями.
Финансовый контроль возложен на департаменты, управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное контрольно-ревизионное управление (далее - ГКРУ).
ГКРУ осуществляет два вида финансовогоконтроля -государственный вневедомственный и ведомственный финансовый контроль.
К основным задачам ГКРУ и его органов на местах в области вневедомственного финансового контроля относятся: контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов; проведение ревизий по постановлениям (письменным обращениям) органов предварительного следствия или на основании судебного акта на объектах, не находящихся в подчинении Минфина.
В сфере ведомственного контроля основными задачами данного управления являются осуществление совместно с другими подразделениями Минфина, финансовыми управлениями областей и г. Минска контроля за работой финансовых органов республики по составлению и исполнению бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью органов и организаций системы Минфина; разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также контроль за состоянием ведомственного контроля в республике.
ГКРУ и его органы на местах имеют право: проверять в ревизуемых субъектах всю денежную и бухгалтерскую документацию, проводить ревизии и проверки фактического наличия денежных средств, материальныхценностей, государственного имущества, ценных бумаг; требовать от руководителей проверяемых субъектов проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, а также драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии; опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и иные места хранения материальных ценностей; изымать подлинные документы с оставлением в делах акта изъятия и копии или реестра изъятых документов; привлекать специалистов для проведения проверок (ревизий); получать от банков, небанковских финансово-кредитных организаций в предусмотренных законодательством случаях и порядке сведения об операциях и состоянии счетов проверяемых субъектов, а от других органов и организаций - справки и копии документов по расчетам с этими субъектами и другую информацию о взаимоотношениях с проверяемыми субъектами; получать от должностных лиц и иных работников письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок (ревизий); проводить встречные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с проверяемыми субъектами; давать обязательные для выполнения должностными лицами проверяемых субъектов предписания по устранению нарушений законодательства, возмещению вреда и др.
Национальный банк.
Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковскихкредитно-финансовыхорганизаций и надзор за нею, проводит постоянный контроль за соблюдением ими банковскою законодательства.
Главными целями в сфере контроля и надзора являются поддержание стабильностибанковской системы Республики Беларусьи защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Контрольно-надзорнуюфункцию выполняют все структурные подразделения Национального банка, каждый в своем направлении деятельности. Кроме того, в центральном аппарате Национальною банка создано специальное подразделение - Департаментбанковского надзора, для которого контрольно-надзорные полномочия являются основными.
Проверки банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (в дальнейшем - банки) имеют целью установить непосредственно на месте реальное финансовое состояние проверяемого банка, принимаемые им на себя риски, состояние системы внутреннего контроля, правильность отражения операций в бухгалтерском учете, достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк; выявить ситуации, создающие угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, нарушения законодательства, регулирующего банковскую деятельность, устава и внутренних документов банка, причины и условия их совершения. В ходе проверки возможна выработка рекомендаций по внесению коррективов в работу проверяемою банка, устранению и недопущению в будущем выявленных нарушений, а также решаются вопросы о применении мер воздействия к банку и привлечению к ответственности его должностных лиц.
Проверки деятельности банков проводятся представителями Национального банка или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензию Национального банка на проведение аудита.
Специалисты центрального аппарата Национального банка вправе проводить проверки во всех банках, независимо от их места расположения, а специалисты Главных управлений Национальною банка и их отделений - в банках, расположенных на территории деятельности данного Главного управления.
Национальный банк может назначить сплошную или выборочную проверку операций, проводимых банком. Проверки могут быть комплексными и тематическими, т.е. по отдельным направлениям деятельности банка.
Проверки назначаются Председателем Правления Национального банка пли его заместителем, начальником Главного управления или ею заместителем, руководителем отделения Главного управления или его заместителем путем издания соответствующего письменного распоряжения (приказа).
На проведение каждой проверки выдается предписание, которое составляется в одном экземпляре, заверяется печатью Национального банка и относится к служебной информации ограниченного распространения. Предписание выдается руководителю рабочей группы (проверяющему) и до начала проверки разглашению не подлежит.
Срок проведения проверки определяется в распоряжении (приказе) о ее назначении и не должен превышать 30 рабочих дней. Однако в случае необходимости этот срок может быть продлен лицом, назначившим проверку.
При осуществлении проверки проверяющие имеют право:
входить в помещения проверяемого банка, в том числе используемые для хранения документов (архивы), денежной наличности и других ценностей (хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях, в сопровождении сотрудников проверяемого банка;
проводить ревизию денежной наличности валютных и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах, обменных пунктах;
опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого банка проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;
пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными или предоставленными банком организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами к ним, множительными аппаратами, калькуляторами, телефоном;
требовать от должностных лиц банка необходимые для проверки документы, в том числе протоколы заседаний органов управления банка; приказы и другие распорядительные документы банка; решения кредитных комитетов; акты внутреннего контроля; первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и расчетные документы, сведения об операциях банка, выписки по любым лицевым счетам, открытым на балансе и за балансом банка, документы внесистемного учета;
получать по письменному запросу руководителя рабочей группы (проверяющего) копии необходимых документов банка для приобщения к материалам проверки, при необходимости с помощью сотрудников проверяемого банка снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, требовать и получать копии информации, хранящейся в автоматизированных системах банка, а также расшифровки этой информации (на электронных или бумажных носителях);
знакомиться с документами, связанными с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого банка (описание используемого программного обеспечения, за исключением непосредственного описания структур баз данных и алгоритмов их обработки, списки выходных форм с распечатанными образцами), а также с работой аппаратно-программных средств, используемых банком;
требовать от должностных лиц проверяемого банка письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
получать от организаций, независимо от форм собственности, справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым банком, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными бухгалтерскимидокументами и получать объясненияот должностных лиц и других работников;
передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку, материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;
вносить в установленном порядке предложения о применении мер воздействия к проверяемому банку и его дoлжностным лицам.