Рентабельность деятельности
Коэффициенты рентабельности (эффективности) характеризуют эффективность использования активов и вложенного капитала. В отличие от показателей ликвидности и финансовой устойчивости, предназначенных для анализа состояния предприятия на определенную дату, показатели рентабельности отражают результаты деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал).
Рентабельность работы компании может быть рассчитана как соотношение чистой прибыли и выручки или как соотношение прибыли до уплаты процентов, налогов, амортизации и выручки и т.д. Уровень рентабельности, в расчете которого используется чистая прибыль, показывает способность менеджеров управлять фирмой, покрывая себестоимость товаров и услуг, коммерческие и общехозяйственные расходы, включая амортизацию и издержки на выплату процентов, и говорит о том, удалось ли менеджерам заработать прибыль. Чтобы понять, высокая или низкая у компании рентабельность, необходимо сопоставить ее с показателями других компаний, работающих в той же стране, на том же рынке и в той же ценовой нише.
1. Рентабельность продаж– это прибыль, деленная на объем реализованной продукции, рассчитывается как на основе валовой прибыли от реализации, так и чистой.
,
где – выручка от реализации.
Данный показатель свидетельствует о величине прибыли (валовой или чистой), принесенной каждой денежной единицей реализованной продукции.
Динамика показателя рентабельности продукции отражает изменения в ценовой политике предприятия и его способность контролировать себестоимость продукции.
2. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
3. Рентабельность активов предприятия рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов и характеризует эффективность вложения средств в активы данного предприятия.
,
где – чистая прибыль;
– совокупный объем активов (итог баланса - нетто).
Этот показатель наиболее важен в оценке конкурентоспособности предприятия. Фактический уровень рентабельности активов предприятия сравнивается со среднеотраслевым показателем.
Теперь мы можем объединить выводы из таблицы 1 с оценкой рентабельности работы компании (табл. 2).