Правовые основы государственного кредита
Для обеспечения бесперебойного финансирования многооб- разных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, глав- ным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоря- жение органов государственной власти и, превращаясь в допол- нительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения госу- дарственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преиму- щественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредито- ра, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погаше- ния обязательств необязательно приводит к их изменению. Если
должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополни- тельных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях, так как они в со- стоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недос- таточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Объективная необходимость использования государст- венного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовле- творению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функ- ций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным дейст- вующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита. Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов, осо- бенно в сезонных отраслях производства, выплатой премий, от- пускных и т. п. Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств орга- низаций и предприятий в связи с длительностью производст-
венного цикла, сезонностью производства и т. п.
Как экономическая категория государственный кредит на- ходится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и отражает их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов креди- та. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все иму- щество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является произво- дительное использование его как капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, вы- ступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет. Так, БК РФ предусматривает, что лю- бые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит вы- полняет три функции финансов: распределительную, регули- рующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принци- пах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сторона государ- ственных кредитных отношений. Другая их сторона — финансо- вые связи, обусловленные возвратностью и платностью допол- нительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей
государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюд- жет налогов каждым владельцем ценных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансиро- вания во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.
Таким образом, положительное воздействие распреде- лительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно рас- пределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задол- женности.
Налоги являются основным, но не единственным источни- ком финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капи- талов построенный объект после вступления в действие начи- нает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимствова- ниями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственно- го займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемых на его обслужива- ние, при прочих равных условиях.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на про- изводство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение на- личной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платеже- способного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком РФ, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предо- ставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, го- сударство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного про- цента, тем более дорогим становится кредит для предпринима- телей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно. Бес- предельная же активность государства (как это имело место в нашей стране до августовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производительного использования, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государст- венного долга.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечествен- ного производства за счет заимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых бан- ками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства, при помощи стра- хования риска по низким ставкам экспортерам национальных товаров и др.
С середины 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Ссуды пре- доставлялись юридическим лицам на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам, в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий и материалов, в том числе и за рубежом. Деятельность Российской Федерации как кредитора на международной арене в основном ограничивается государст-
вами СНГ (в пределах средств, поступающих в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам).
В свою очередь, деятельность Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятель- ность финансово-промышленных групп); осуществляет фи- нансовую поддержку экспорта товаров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями.
Контрольная функция государственного кредита орга- нически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.