Обоснование актуальности, конкурентоспособности и жизнеспособности темы проекта
Введение
Управление проектами - это область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемого результата.
Любая система претерпевает особым изменениям, связанные с внешними и внутренними факторами. Успешность деятельности любой организации во многом определяется тем, насколько адекватно, быстро и эффективно она способна произвести изменения, соответствующие современным быстроизменяющимся условиям. Для целенаправленного осуществления таких изменений необходимы специальные методы и средства.
Реализация большинства проектов зависит от того, насколько велики ресурсы, позволяющие достичь поставленной перед проектом цели, и как они используются. Отсюда возникает проблема оптимального управления ресурсами. Однако управление ресурсами является частью проблемы управления проектами и связано с предметным подходом к управленческой деятельности.
Управление проектом — применение знаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализации действий, направленных на достижение поставленной цели в рамках проектных требований.
Эффективное управление проектами — это интеграция информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой.
В управление проектом входят: планирование, контроль, анализ, принятие решений, бюджетирование, организация осуществления проекта, мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский и управленческий учет, администрирование.
В настоящее время большое место в нашей жизни отведено различным устройствам, предназначенным для создания комфорта в быту, облегчения выполнения работы и т.д. Одним из таких устройств является компьютер.
Цель курсовой работы – создание проекта подготовки и открытия ресторан национальной кухни.
Задачей ресторан, прежде всего, удовлетворения спроса, а также получение прибыли.
2. Прединвестиционная фаза проекта
2.1 Постановка задачи
Жизненный цикл проекта (ЖЦ) – промежуток времени между моментом появления проекта и его ликвидацией.
Каждый проект, не зависимости от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта нет».
ЖЦ проекта составляют следующие фазы:
1)замысел, идея;
2)предынвестиционная фаза;
3)разработка проекта;
4)реализация проекта;
5)ликвидация проекта.
Главный замысел проекта – открытие молодежного ресторан.
Предынвестиционная фаза – доказательство жизнеспособности и конкурентоспособности проекта. Основным документом в обосновании может служить бизнес-план. Это особенно важно для крупных проектов.
Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и проекта в результате их достижения.
Состав бизнес-плана и степень детализации зависят от размеров проекта. Одними из наиболее важных параметров бизнес-плана являются: цель проекта, потребность в финансах, оборудование, продукция, финансовый план, степень риска. В ходе создания проекта будут рассматриваться эти параметры.
На предынвестиционной фазе необходимо сделать следующее:
1. Анализ проблемы, который состоит в предварительном обследовании существующего состояния и выявления потребности в разработке или модернизации старого.
Перед тем как открыть ресторан необходимо проанализировать рынок предоставления подобных услуг. Ресторанный бизнес сейчас переживает весьма значительные изменения. На каждом шагу открываются новые ресторан (столовые). Несмотря на риски, связанные с его ведением, ресторанная индустрия сделала большой рывок вперед за последние годы, заметно приблизившись к международным стандартам по качеству и уровню обслуживания. Интерес к сегменту ресторанного бизнеса со стороны самих рестораторов также возрастает. Это объясняется относительной экономической стабильностью, а также тем, что этот рынок еще далеко не насыщен, довольно быстро растет, характеризуется высокой капиталоемкостью и имеет относительно быстрый срок окупаемости. Представителям данного вида бизнеса известно, что для его успешного ведения необходимо не только постоянно совершенствовать ассортиментную и ценовую политику ресторана, но и отслеживать меняющиеся предпочтения посетителей, стратегию конкурентов, рыночные тенденции.
2. Разработка концепции проекта, которая позволяет сделать следующее:
А) Определить цели, задачи и пути их достижения.
Цель проекта – открытие ресторан национальная кухня.
Главная цель включает в себя задачи: подготовка документации, определение помещения, аренда помещения, ремонт помещения, приобретение и установка оборудования, приобретение продуктов, проведение акций, рекламных мероприятий по привлечению клиентов.
Б) Построить дерево стратегических целей и структуру продукции
В) Должны быть разработаны альтернативные варианты, произведена количественная оценка целей и задач по объемам, срокам, прибыли.
3. Финансовые отчеты по окупаемости вложенных средств.
Обоснование актуальности, конкурентоспособности и жизнеспособности темы проекта
Конкурентоспособность – это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Конкурентоспособность предприятия (в данном случае – ресторан) - это ее способность выпускать конкурентную продукцию (оказывать услуги), ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентоспособность услуг (услуги по предоставлению компьютерных технологий, оборудования, продажа пищевых продуктов) – это величина относительная, и определенный показатель этой важной экономической категории может быть выявлен при исследовании конкурирующих услуг.
На конкурентоспособность ресторан, влияют следующие параметры: качество, надежность, стабильность работы, качество обслуживания гостей, т.е. известность ресторан и цена продуктов.
Современные рестораны можно классифицировать в соответствии с их месторасположением, сегментной аудиторией, классом и типом кухни и сервиса.
Рассмотрим сложившуюся структуру рынка услуг общественного питания г. Москвы и выделим несколько основных направлений, по которым можно проследить наиболее заметные тенденции:
1. Особенности элитных ресторанов (fne dining; средний чек от 50 долл. США) состоят в узкой специализации кухни, высоком качестве обслуживания, гибком отношении к каждому клиенту; как правило, работает известный шеф-повар.
2. Для ресторанов среднего ценового уровня, демократических (casual dining; средний чек от 10 до 40 долл.) характерна ярко выраженная специализация кухни; чаще они работают как сеть; обслуживание клиентов происходит за столиками, предлагается обширное меню. Среди таких заведений
рестораны национальной, интернациональной кухни, пивные рестораны. Кстати, последние держат самые сильные позиции. Они быстрее окупаются, у них больше посещаемость, и потребность в них в столице, по мнению специалистов, удовлетворена только на 40 %.
3. Рестораны быстрого питания (fast food; средний чек от 1 до 10 долл.), без обслуживания клиентов за столиком, - обычно сетевой проект, где работает унифицированный персонал; характеризуются постоянным меню, доступностью, четкими стандартами обслуживания. На сегмент быстрого питания сегодня приходится основной рост оборота.
4. Мобильный фаст-фуд (средний чек от 1 до 5 долл.) представлен многочисленными сетями передвижных вагончиков-"тонаров", он характеризуется крайне низкими ценами, но не всегда бесспорным качеством.
5. В категории наиболее популярных заведений отдельно стояткофейни, которые сегодня составляют солидную конкуренцию ресторанам фаст-фуда и традиционным ресторанам. Типичные признаки: малые площади, стремление освоить территории с большой проходимостью и доступностью, низкие цены (средний чек от 7 до 15 долл.), часто не имеют своей кухни, ассортимент готовится на единой кухне и развозится по точкам.
По мнению специалистов крупнейших маркетинговых агентств, доля сетевых ресторанов и заведений общественного питания в будущем значительно увеличится, ежегодные темпы роста сетевого ресторанного бизнеса составляют 20-25 %. Потенциально сетевой ресторанный бизнес может занять 80-90 % российского ресторанного рынка.
По грубым оценкам исследователей ресторанного бизнеса, московские рестораторы имеют около 600 тысяч посещений в месяц.
2.3 Анализ окружения проекта (факторов влияния)
Окружение проекта – факторы, оказывающие влияние на проект.
Рис. 1. Структура окружения проекта
Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации:
проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
состав проекта не оставляется неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появиться новые элементы (объекты), из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи
2.4 Оценка рисков
Управление рисками – совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий.
Самое простое и вместе с тем необходимое, что должно быть отражено в стандарте, - формальная сторона управления рисками, а именно:
процедуры, регламентирующие основные этапы с рисками: идентификация рисков, мониторинг и анализ рисков, разработка, планирование и реализация мероприятий по противодействию;
шаблоны документов, отражающих процесс работы с рисками: карточка рисков, журнал рисков проекта и т.д.
Управление рисками необходимо для того, чтобы предотвратить все возможные негативные влияния на проект, которые могут привести к тому, что цели проекта не будут достигнуты. Для эффективного управления рисками необходимо: идентификация рисков; мониторинг и анализ рисков;
Разработка, планирование и реализация мероприятий по противодействию рискам.
Сильные стороны ресторана (S) | Слабые стороны ресторана (W) |
1. В ресторане используется особая технология изготовлению блюд. Для приготовления пищи, кофе чая, различных блюд используется профессиональное оборудование, печи, кофе машины. В меню ресторана включены уникальные блюда, созданные шеф-поваром ресторана, которые нельзя найти ни в одном другом ресторане. | 1. Нехватка денежных средств для развития бизнеса, для расширения бизнеса. Имеющиеся денежные средства находятся в обороте. Периодически необходимо выплачивать заработную плату работникам ресторана, оплачивать налоги, платить по накладным поставщиков продукции, осуществлять иные необходимые платежи. |
2. В ресторане работает известный шеф-повар, блюда которого славятся на весь регион. | 2. Недостаточное внимание уделяется развитию деятельности ресторана. |
3. Руководство ресторана разработало четкую стратегию его развития, в соответствии с которой ведется и развивается его деятельность. | 3. В ресторане работает достаточно слабый маркетолог, не владеющий техникой и методами продвижения ресторана. |
4. В ресторане работают вежливые и приятные, хорошо знающие меню ресторана официанты, готовые помочь каждому клиенту. | 4. Блюда в ресторане достаточно дорогостоящие, далеко не все клиенты могут себе позволить регулярно посещать данный ресторан. Высокие цены связаны с особенностями приготовления блюд, с использованием уникальных технологий, высокой заработной платой шеф-повара и персонала ресторана. |
5. Компетентные сотрудники и эффективный менеджмент ресторана | |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): | Потенциальные внешние угрозы (Т): |
1. В скором времени один из ближайших конкурирующих с нами ресторанов будет закрыт собственником, это даст возможность привлечь дополнительных клиентов в наш ресторан. | 1. Если один из конкурирующих ресторанов планируют закрыть, то другие рестораны могут начать вести более ожесточенную ценовую политику, чтобы привлечь клиентов закрывающегося ресторана. Это помешает нашему ресторану использовать возможность и привлечь дополнительных клиентов в ресторан. |
2. Можно расширить меню ресторана, чтобы привлечь большее количество клиентов в ресторан. | 2. Снижение курса рубля. |
3. Вступит в силу новый закон, касающийся торговых барьеров. Смягчение таможенной политики даст возможность выйти на новые рынки. Снижение пошлин может стать стимулом для менеджмента ресторана для развития бизнеса не только в данном регионе, но и выходить на новые рынки, в частности есть возможность открыть ресторан в Европе. | 3. Изменения в политике поставщиков по отношению к ресторану. Планируется сокращение срока отсрочки платежей, что связано с нехваткой наличных денежных средств у поставщиков, которые вынуждены менять условия договора, чтобы удержаться на рынке. |
4. Планируется закрытие ряда офисов, расположенных рядом с рестораном, что может привести к уменьшению количества клиентов, даже к уменьшению количества постоянных клиентов. |
Рис.1 Swot -анализ