Вопрос № 1 Финансовое право как самостоятельная отрасль права: предмет, метод, место в системе права

Ф.П. как самостоятельная отрасль права была выделена в 60-х годах 20 века а до этого ФП структурно входило в АП, хотя в дореволюционной системе ФП было самостоятельной отраслью.

Финансовое право- совокупность норм и юридических институтов регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, с целью функционирования всего государственного аппарата.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.в предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только те которые возникают в процессе финансовой деятельности государства в частности:

Лекции:

кассовые операции

страхование

инвестиции

расчеты

денежная система

валютное право
банковское право

налоговое право

бюджетное право

финансовый контроль

финансовые органы

финансы и финансовая деятельность

Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений.

Выделяют два основных метода финансового права:

императивный- метод правового регулирования, при котором одним из участников финансового правоотношения выступает либо государство, либо орган власти либо соответствующее должностное лицо

Диспозитивный-метод правового регулирования, обладающий элементами субординации, то есть обязанный субъект наравне с обязанностями наделен некоторыми правами, например обжаловать, оспорить, присутствовать.

Место ФП в системе права:

Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были не­многочисленны, вместо них действовали в основном правительст­венные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов.В последние годы произошли существенные изменения: ак­тивно формируется законодательная основа регулирования фи­нансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйст­венной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Так, форма государственного устройства, разделение власти в государстве, соотношение государственной власти и местного самоуправления и многие другие вопросы, урегулированные нормами конституционного права, прямо оказывают влияние на конкретные формы финансовой деятельности. Норма статьи 67 Конституции Украины, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

Учитывая вышеизложенное, необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются смежными отраслями в системе права, но не пересекающимися.

Связь финансового права с административным правом проявляется, прежде всего, в том, что устанавливаемые его нормами принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления распространяются и на финансовую деятельность нашего государства. В финансовом праве применяются и административные методы воздействия на общественные отношения, в которых один из субъектов (например, финансовый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог). Но если в административном праве главным в предмете регулирования являются отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то в финансовом — это отношения в области мобилизации, распределения и использования денежных фондов государства.

Поскольку финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера (направленные на образование необходимых государству фондов средств), правомерна постановка вопроса о связи финансового права с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием денежных реформ. Гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов средств. Субъекты гражданского права выступают по отношению друг к другу в качестве экономически обособленных и юридически равных сторон, что для финансового права не характерно. Следовательно, как предмет так и методы воздействия на общественные отношения у этих отраслей права различны. Однако есть такие области финансовой деятельности государства, которые регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права. Это кредитные, расчетные, страховые и другие.

Наши рекомендации