Принципы построения и структура современной банковской системы
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики, основные элементы которой были рассмотрены в гл. 7. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395‑1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459; Ст. 3469; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.], в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т. п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно‑кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно‑кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т. п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др. Для административно‑командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т. е. выполнял функции денежно‑кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.
Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т. п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций. Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие в капитале кредитных организаций‑нерезидентов.
Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.
Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В гл. 6 было показано, что во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации (например кооперативные банки), которые в качестве своей цели не ставят получение прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах. Посредничество в кредите и инвестировании могут осуществлять и государственные банки, у которых главная цель не заключается в получении прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом, как уже отмечалось в гл. 7, по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно‑кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т. п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).
Банк согласно российскому законодательству - это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
- привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
- размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то что некоторые банки приняли названия «инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они в настоящее время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных операциях или видах деятельности. Добровольная специализация предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители. Следует обратить внимание, что муниципальными банками в России, как правило, называют банки, в капитале которых участвуют либо исполнительные органы субъектов РФ, либо местные органы власти. Однако в отличие от зарубежных муниципальных (коммунальных, городских) банков все российские банки, даже если их капитал сформирован за счет собственности и средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, действуют на принципах обществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ), и местные органы власти никакой дополнительной ответственности и дополнительных обязательств по отношению к этим банкам не принимают. Иными словами, все так называемые муниципальные банки работают как банки, главной целью которых является получение прибыли, а не финансовое обеспечение социально значимых проектов.
Банковские группы.Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по‑прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами банковской системы и реального сектора экономики является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим законодательством.
Банковская группа - это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо {головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций. Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать: во‑первых, в силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций; во‑вторых, в силу договора между участниками банковской группы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.
О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству [Ст. 32 Закона «О банках и банковской деятельности».] кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением последних совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и предпринимательству.
Ассоциации банков.Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций - членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 члена, в том числе 567 кредитных организаций, что составляло 42 % общего количества кредитных организаций РФ. Банки - члены АРБ функционируют во всех экономических регионах России. Ассоциация объединяет 75 % банков и их филиалов в нашей стране, которым принадлежит около 70 % зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80 % всех активов банковской системы России [Деньги и кредит. 2000. № 2. С. 12.].
Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги, принимает непосредственное участие в решении возникающих у них проблем. Она организует обучение банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно‑деловые центры. АРБ выступает учредителем и принимает активное участие в деятельности ряда других центров профессионального образования и подготовки кадров. Она активно развивает контакты с международными и национальными банковскими и предпринимательскими ассоциациями, финансовыми и внешнеторговыми организациями.
Информационные возможности АРБ позволяют предоставлять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков‑партнеров, выборе аудиторских фирм, расширении международного сотрудничества. АРБ имеет свой печатный орган «Вестник ассоциации российских банков», который выходит 2 раза в месяц и содержит разнообразную информацию о положении в банковской сфере России.
Наряду с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
В качестве примера рассмотрим деятельность Ассоциации банков Северо‑Запада России. Эта Ассоциация является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей банки, небанковские кредитные организации и другие организации, деятельность которых связана с функционированием кредитной системы РФ. В настоящее время членами Ассоциации являются 45 организаций. В основном в ее состав входят банки Санкт‑Петербурга, в том числе два банка со 100 %‑м иностранным участием, и иногородние банки, имеющие филиалы в Санкт‑Петербурге. Членами Ассоциации являются также несколько организаций, тесно связанных по роду своей деятельности с банковским бизнесом. Основные цели Ассоциации - защита прав и законных интересов своих членов, оказание им помощи, содействие развитию и укреплению финансово‑кредитной системы Санкт‑Петербурга и Северо‑Западного региона России.
Для достижения своих целей Ассоциация выполняет следующие функции: разрабатывает и направляет в органы власти и управления, а также в Банк России и АРБ предложения по реализации региональной денежно‑кредитной политики, регулированию деятельности кредитных организаций; оказывает своим членам правовую, организационную, консультативную и иную помощь в конкретных ситуациях, участвует в разрешении имущественных и других споров между кредитными организациями по их просьбе; информирует кредитные организации о решениях органов власти и управления, налоговых органов и Банка России, решениях, принятых судами, арбитражными и третейскими судами по спорам, имеющим отношение к деятельности кредитных организаций; участвует в организации конференций, симпозиумов, семинаров, выставок по актуальным вопросам денежно‑кредитной политики и банковской деятельности и участвует в их проведении; сотрудничает с российскими и зарубежными союзами, ассоциациями и другими объединениями кредитных организаций, финансистов и товаропроизводителей; содействует повышению профессионального уровня руководителей и специалистов кредитных организаций; организует и осуществляет информационно‑издательскую деятельность, информирует общественность о положении кредитно‑денежной системы Северо‑Западного региона; издает Бюллетень Ассоциации банков Северо‑Запада России с различными приложениями, освещает в нем и в средствах массовой информации опыт деятельности финансово‑кредитных организаций региона.
За прошедшие 12 лет с момента создания Ассоциация превратилась в реальную экономическую и политическую силу, которая оказывает значительное влияние на социально‑экономическое развитие региона, и в первую очередь банковского сектора и финансовых рынков Санкт‑Петербурга. Результатом деятельности Ассоциации стала разработка «Кодекса банковской деятельности», который подписан большинством банков - членов Ассоциации. Его принятие является важнейшим шагом на пути укрепления доверия клиентов к деятельности коммерческих банков города. Ассоциация совместно с Администрацией Санкт‑Петербурга и рядом коммерческих банков города является учредителем единственного в России Санкт‑Петербургского фонда обеспечения сохранности депозитов и вкладов граждан в коммерческих банках и активно участвует в разработке и реализации программ по его развитию.
Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).Характеристика современной структуры банковской системы РФ будет не полной, если не назвать АРКО, место которого в банковской системе не имеет четкого законодательного определения. Оно было создано в январе 1999 г. для реализации разработанной программы реструктуризации банковской системы. Первоначально АРКО было учреждено как небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (НКО «АРКО»), цель деятельности которой состояла прежде всего в преодолении кризиса банковской системы, восстановлении ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144‑ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (в ред. от 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477; 2002. № 12. Ст. 1093.] в июле 1999 г. НКО «АРКО» была преобразована в Государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», правовой статус, функции и полномочия которой определяются также и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28. 12. 02)[СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52 (ч. 1). Ст. 5141.]. Этот Закон четко определил полномочия по реструктуризации банковской системы Банка России и Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», а также условия и процедуры взаимодействия Банка России и АРКО. Последнее имеет право осуществлять следующие операции и сделки в отношении кредитных организаций при проведении мероприятий по их реструктуризации:
- предоставлять кредиты кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО;
- открывать и вести банковские счета кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО;
- вести расчеты по поручению кредитных организаций‑корреспондентов, находящихся под управлением АРКО, по их банковским счетам;
- осуществлять инкассацию векселей, платежных и расчетных документов;
- покупать и продавать на открытых торгах, передавать в качестве обеспечения акции (доли) кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО;
- покупать и продавать по рыночной стоимости, передавать в качестве обеспечения облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, чеки, простые и переводные векселя и иные ценные бумаги;
- финансировать под уступку прав требования к кредитным организациям и заемщикам кредитных организаций;
- выдавать поручительства, банковские гарантии, векселя, а также выпускать облигации и иные долговые обязательства под гарантии Правительства РФ;
- предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обеспечение третьим лицам, приобретающим обязательства;
- размещать временно свободные денежные средства в порядке, установленном Советом директоров АРКО;
- проводить иные операции и сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Операции и сделки АРКО может осуществлять в рублях и иностранной валюте.
Высшим органом управления АРКО является Совет директоров, в который входят 13 членов: 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор (входит в состав Совета директоров по должности). Источниками финансирования деятельности АРКО являются уставный капитал и собственные фонды, средства бюджетов различных уровней, кредиты Банка России, средства международных финансовых организаций, прибыль самого АРКО и др.
Одним из важных направлений деятельности АРКО является работа с активами, приобретенными у кредитных организаций или переданными ему в управление. Оно приобретает активы, в том числе в виде имущественных комплексов, участвует при заключении сделок купли‑продажи активов в качестве посредника, организует для этого торговые площадки. Активы приобретаются как у кредитных организаций, которые находятся под управлением АРКО, так и у других действующих и ликвидирующихся кредитных организаций. Целью приобретения активов у кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, является реструктуризация кредитной организации в соответствии с согласованным планом. Приобретение активов у других кредитных организаций осуществляется по их рыночной стоимости, что обеспечивает формирование рынка проблемных, низколиквидных банковских активов.
Для обеспечения эффективности реструктуризационных процедур, проводимых АРКО, с момента перехода кредитной организации под его управление до окончания срока осуществления плана реструктуризации вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам кредитной организации, возникшим до момента ее перехода под управление АРКО.
Агентство реализует 14 проектов по реструктуризации 19 банков, расположенных в 10 регионах России. Шесть реорганизуемых банков до кризиса 1998 г. входили в число крупнейших кредитных организаций страны. Общая сумма обязательств указанных банков перед кредиторами превышает 93 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. перед частными вкладчиками. Три проекта осуществляются по многофилиальным банкам, имеющим общефедеральное значение: ОАО «Альфа‑банк», ОАО «Банк Российский кредит», АКБ «СБС‑АГРО». При этом проект по реструктуризации «Альфа‑банка» не предусматривает вхождение АРКО в капитал этого банка и его переход под управление Агентства. АРКО предоставило кредит для создания филиалов банка в регионах, имеющих проблемы с банковским обслуживанием.
Во всех банках, перешедших под управление АРКО, создавалась система контроля за их деятельностью и развитием (в том числе путем направления к ним представителей Агентства), отрабатывались технологии управления ликвидностью банков; формирования их бюджетов, кадровая политика и процедуры принятия управленческих решений, проводилась работа по реструктуризации задолженности банков перед кредиторами, в том числе нерезидентами, осуществлялась подготовка мировых соглашений с кредиторами банков, а также мероприятий по реорганизации филиальной сети реструктурируемых банков.
Практически всеми банками, финансирование которых было начато АРКО в 1999 г., полностью погашена просроченная задолженность перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В целом в результате деятельности АРКО финансовое состояние большинства банков, находящихся под его управлением, улучшилось, совокупный капитал региональных банков увеличился почти в 10 раз, количество кредитов предприятиям реального сектора экономики выросло в 1,4 раза [Вестник Банка России. 2000. № 17. С. 14.].
В перспективе предполагается закрепить за АРКО функции корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией. Отсутствие эффективного механизма ликвидации кредитных организаций создает значительные препятствия на пути реформирования банковского сектора и восстановления доверия к нему инвесторов и кредиторов. При условии создания необходимых законодательных предпосылок АРКО может удовлетворительно разрешить многие проблемы, связанные с ликвидацией кредитных организаций.
Развитие банковской системы.Характерный для периода рыночных реформ либеральный подход к созданию новых банков привел к резкому росту их количества. В течение 8 лет - с 1988 по 1995 г. - число банков возросло с 4 до 2,5 тыс. Простота процедуры регистрации банков, отсутствие жестких квалификационных требований к их руководителям и низкий минимальный размер уставного капитала открыли доступ на рынок большому количеству мелких банков. Можно выделить две волны образования новых банков. Первая пришлась на период до 1992 г. и была обусловлена процессами акционирования и разукрупнения государственных специализированных банков, их преобразования в коммерческие. Из образованных в 1990 г. 202 новых банков 87 % было создано на базе бывших контор специализированных банков. Вторая волна «банковского бума» связана с периодом высокой инфляции 1992 - 1994 гг. Только за 1994 г. было зарегистрировано 560 кредитных организаций, а общее их число на 1 января 1995 г. составило 2517. В 1995 г. наметилась тенденция к стабилизации числа создаваемых банков, в этом году было зарегистрировано уже лишь 86 новых банков, а в 1996 г. - 21 и 4 небанковские кредитные организации. Одновременно росло число ликвидируемых банков. Если в 1994 г. Банк России отозвал лицензии у 65 банков, то в 1995 г. - уже у 225, а в 1996 г. количество банков уменьшилось еще на 265, включая 11 банков, преобразованных или ликвидированных по решению собраний акционеров. В результате число кредитных организаций на 1 января 1998 г. сократилось до 1697 (против 2295 на 1 января 1996 г. и 2074 на 1 января 1997 г.) и оставалось практически неизменным до середины 1998 г.
Кризис 1998 г. привел к снижению устойчивости и платежеспособности банковской системы, а также выявил нестабильность финансового положения многих, особенно крупных, банков. В ходе реструктуризации банковской системы в первой половине 1999 г. были отозваны лицензии у 64 банков, всего лицензий лишились 1232 банка (по состоянию на конец мая 1999 г.). На 1 января 1999 г. в РФ действовали 1476 кредитных организаций, в том числе - 1447 банков и 29 небанковских кредитных организаций, 139 кредитных организаций формировали уставный капитал с привлечением иностранных участников, 20 из них - со 100 %‑м иностранным участием.
В 2000 г. продолжилась тенденция к сокращению числа действующих кредитных организаций, на 1 января 2000 г. действовали 1349 кредитных организаций (в том числе 34 небанковские кредитные организации), а на 1 мая 2000 г. - только 1330. За 1999 - 2000 гг. были отозваны лицензии у 145 банков, в том числе у 1/3 части крупнейших банков, закрыты 578 филиалов банков. К 1 января 2001 г. количество кредитных организаций сократилось до 1311. Начиная с 2001 г. происходит незначительное увеличение числа действующих кредитных организаций: на 1 января 2002 г. оно достигло 1319, а на 1 января 2003 г. - 1331. Таким образом, в настоящее время можно говорить о стабилизации количества кредитных организаций в России.
Уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России в настоящее время составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран Запада. При этом около 1/3 части банков страны и 2/5 частей банковских филиалов сосредоточено в Москве. Среди других субъектов РФ достаточно высокая плотность банковских учреждений характерна для регионов Северного Кавказа, индустриальных республик и областей Поволжья и Урала, Тюменской области, Санкт‑Петербурга, Новосибирской и Нижегородской областей.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой банк согласно российскому законодательству? В чем заключается его отличие от кредитной организации?
2. Какие кредитные организации включаются в состав банковской системы РФ?
3. В чем состоит основное отличие банковской группы от банковского холдинга?
4. Какие функции в банковской системе выполняют союзы и ассоциации кредитных организаций?
5. Когда и с какой целью было создано АРКО? Какие операции с кредитными организациями оно выполняет?
10. 2. Виды банков и организационно‑экономические основы их функционирования
Согласно действующему в РФ законодательству банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяйственного общества.
По принадлежности капитала все действующие в РФ банки можно классифицировать следующим образом: банки, основанные на частной собственности, т. е. их собственниками являются негосударственные предприятия, организации и частные лица; банки с государственным участием; банки с участием иностранного капитала.
Банки с государственным участием - это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредитные организации, в уставных капиталах которых доля государственного участия превышает 50 %[Вестник Банка России. 2001. № 12. С. 9.]. В настоящее время в России не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами.
Участие субъектов РФ и органов местного самоуправления своим имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления. При этом государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов РФ, так и посредством организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполнительной власти, - Банка России и Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка и росзагранбанков. РФФИ имеет контрольные пакеты Российского банка Развития и Росэксимбанка. В 19 кредитных организациях контрольные пакеты акций принадлежат органам исполнительной власти и государственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных организаций относятся Внешторгбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшими банками с государственным участием являются Сбербанк и Внешторгбанк.
Сберегательный банк РФ занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности - капиталу, банковским активам, вложениям в государственные ценные бумаги и др. К началу 2002 г. собственный капитал Сбербанка достиг 95,7 млрд руб. На его долю приходится свыше 15 % совокупного капитала российских банков, 26 % всех банковских активов, почти 35 % расчетов с использованием пластиковых карт. По количеству филиалов он сравним с крупнейшими банками Европы (на 1 декабря 2003 г. их было 1163[Россия. Экономическое и финансовое положение. Изд. Банка России. 2003. Янв.]). Сбербанк является фактически монополистом на рынке банковских вкладов населения. В 2001 г. доля Сбербанка на рынке частных вкладов составила 82,5 % по рублевым и 51,3 % по валютным вкладам [По данным годового отчета Сбербанка России за 2001 г.]. В этом же году Сбербанком было выдано 31,6 и 39,7 % всех кредитов, предоставленных соответственно юридическим и физическим лицам [Там же.].
В силу своего доминирующего положения на рынке частных вкладов Сбербанк сохраняет тесные связи с государством. В настоящее время Банк России контролирует около 64 % капитала Сбербанка, а в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в банках, где доля государства в уставном капитале составляет более 50 %, оно гарантирует сохранность и возврат вкладов физических лиц в порядке, предусмотренном федеральными законами. В настоящее время Сбербанк является универсальным как по кругу клиентуры, так и по характеру выполняемых операций.