Особенности финансов строительства
Строительство является сложным производственным процессом, связанным с созданием объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений). При этом нормальная эксплуатация этих объектов возможна только тогда, когда субъектами строительной деятельности (застройщиком, заказчиком, подрядчиком) обеспечивается соблюдение требований нормативных документов, как регулирующих организационно-правовой порядок строительства, так и устанавливающих соответствующие параметры качества при строительстве объектов.
В связи с этим базу нормативных документов в области строительства можно разделить на две составные части: акты правого характера, то есть нормативно-правовые акты, и акты технического характера.
В данном случае, нормативные правовые акты устанавливают обязательные для всех субъектов строительной деятельности и санкционированные государством правила поведения при реализации отношений по строительству объекта капитального строительства, нарушение которых влечет наступление юридической ответственности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области строительства, является вступивший в силу с 30 декабря 2004 г. Градостроительный кодекс РФ, которым регулируется процесс осуществления строительства, начиная с порядка разработки проектной документации и заканчивая порядком ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию [3].
Затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты представляют инвестиции в основной капитал или реальные инвестиции. Инвестиционная деятельность (инвестиции в форме капитальных вложений) регулируются Федеральными законами: «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.99; «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 9.07.99. [12,13]. Положения Закона 39‑ФЗ в части регулирования бюджетных инвестиций основаны на положениях Бюджетного кодекса РФ [5]. Бюджетные инвестиции в РФ осуществляются в форме федеральных и ведомственных целевых программ.
Соблюдение требований, содержащихся в актах технического характера, также является обязательным при строительстве, поскольку они определяют основные параметры безопасности и надежности возводимых зданий и сооружений. Система актов технического нормирования существует в виде строительных норм и правил, ГОСТ, технических условий. Например, «ГОСТ 27751-882» (СТ. СЭВ 384-87). Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», «СНиП 2.08.02-89».
Финансы строительных организаций имеют ряд существенных особенностей, обусловленных технико-экономическими особенностями строительного производства. В отличие от других отраслей материального производства строительство конкретного объекта (здания, сооружения, жилого дома и др.) осуществляется строительной организацией на договорных условиях по заказу предприятия или другой организации (инвестора), за счет средств которых выполняются работы по строительству данного объекта. В связи с этим в осуществлении строительного производства участвуют два вида финансов: финансы заказчика (инвестора) и финансы подрядчика [34].
Специфика строительства сказывается на некоторых особенностях финансов подрядчика. Так как для строительного производства характерны длительный производственный цикл по сравнению с промышленностью, продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого незавершенного производства в составе оборотных средств подрядной организации. Потребность в оборотных средствах имеет большие колебания, как по отдельным объектам, так и по технологическим циклам, что оказывает влияние на структуру источников финансирования оборотных средств. Осуществление строительства объектов в различных климатических и территориальных зонах определяет индивидуальную стоимость объектов и приводит к неравномерному поступлению выручки, от сдачи выполненных работ заказчику - основного источника собственных средств подрядчика [38].
Особенности строительного производства обусловливают существенные различия в материалоемкости и трудоемкости работ на отдельных технологических этапах строительства и завершения объекта. В результате этого образуется неравномерность потребности в оборотных средствах в процессе строительства объекта.
Финансирование строительства осуществляется на основе сметной стоимости строительно-монтажных работ. Особенность ценообразования в строительстве в виде сметной стоимости и действующий порядок оплаты работ определяют нормативный порядок планирования прибыли подрядных организаций. Территориальная закрепленность строящегося объекта вызывает смену мест производства работ, что сказывается на уровне рентабельности.
В номинальном выражении объем инвестиций за 2011 г. составил 10,561 трлн. руб. Рост инвестиций в основной капитал в РФ в 2011 г. несколько ускорился и составил 106,2% против 106% в 2010 г. В условиях не достаточно благоприятного инвестиционного климата собственные средства предприятий остаются основным источником финансирования инвестиционного процесса. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля собственных средств предприятий в 2011 г. по сравнению с 2006 г. возросла с 51,8 до 61,2% с соответствующим снижением доли привлеченных. Рост собственных средств происходил в основном за счет амортизационных отчислений, доля которых за пять лет увеличилась 20,8 до 28% [25].
По прогнозу социально-экономического развития РФ до 2020 г. Инвестиционные расходы бюджета в целом за 2012 - 2014 гг. в реальном выражении сократятся, продолжится тенденция снижения доли государственных капитальных вложений в структуре инвестиций [25].
В целях повышения инвестиционной активности в промышленности необходимо изменение сформировавшейся в последние годы неэффективной структуры акционерного капитала, главными признаками которой являются: концентрация крупного капитала в руках юридических, а не физических лиц; сосредоточение основных пакетов акций в руках одного лица; подчинение производственного предприятия интересам фирм-посредников.
Отсутствие заинтересованности у крупных акционеров в развитии производства тормозит процессы самоинвестирования предприятий и усложняет сам процесс совершенствования системы управления. Сложные отношения между этой группой акционеров и государственными органами приводят к снижению потока возможных государственных инвестиций. Отсутствие достоверной системы отчетности, запутанность взаимоотношений между акционерами отпугивают внешних инвесторов.
При отмеченной тенденции снижения доли государственных капитальных вложений в структуре инвестиций амортизационная политика организаций должна быть увязана с общей стратегией инвестиционной деятельности.
Для этого необходимо соединить в единую систему налоговые отчисления от прибыли, ускоренную амортизацию, льготы по инвестиционному кредиту, амортизационную премию и затраты на НИОКР; применять ускоренную амортизацию только на высокотехнологическое оборудование; открывать специальные целевые счета амортизации в отделениях федерального казначейства только для инвестиционных целей. Только при выполнении данных условий амортизационные отчисления будут действительно стимулировать модернизацию производства, и способствовать повышению эффективности инвестиционных вложений.