Платежный баланс Российской Федерации (в млн долл. США)1
Содержание операций | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. |
I. Счет текущих операций | 46 839 | 84 443 | 102 331 | |
Товары и услуги | 10 178 | 53 506 | 104 470 | 154 699 |
экспорт товаров и услуг | 92 987 | 114 598 | 268 768 | 522 909 |
импорт товаров и услуг | –82 809 | –61 091 | –164 299 | –368 210 |
Доходы от инвестиций и оплата труда | –3372 | –6736 | –18 988 | –49 273 |
полученные | 17 382 | 57 408 | ||
выплаченные | –7650 | –11 489 | –36 371 | –106 681 |
Текущие трансферты | –1038 | –3096 | ||
полученные | 11 003 | |||
выплаченные | –738 | –738 | –5528 | –14 099 |
II. Счет операций с капиталом и фи- нансовыми инструментами | –37 683 | –76 099 | –93 419 | |
Капитальные трансферты | –347 | 10 955 | –12 764 | |
полученные | 11 822 | |||
выплаченные | –3469 | –867 | –13 442 | –914 |
Прямые инвестиции | –463 | 17 930 | ||
за границу | –606 | –3177 | –12 767 | –52 390 |
в Россию | 12 886 | 70 320 | ||
Портфельные инвестиции | –2444 | –10 334 | –11 494 | –34 009 |
активы | –1705 | –411 | –10 666 | –7860 |
обязательства | –738 | –9923 | –828 | –26 148 |
Прочие инвестиции | 13 867 | –21 831 | –121 106 | |
торговые кредиты и авансы | –4245 | –7645 | –8129 | |
ссуды и займы предоставленные | –5538 | –60 325 | ||
просроченная задолженность | –10 553 | –7350 | 11 047 | –1222 |
непоступление экспортной выручки | –5239 | –5293 | –27 953 | –38 760 |
ссуды и займы привлеченные | –3603 | 39 605 | 61 325 | |
просроченная задолженность | –1637 | |||
прочие обязательства | ||||
Резервные активы | –10 386 | –16 010 | –61 461 | 45 340 |
1 Россия в цифрах. 2006. С. 423; 2009. С. 487–488.
Окончание табл. 18.9
III. Чистые ошибки и пропуски, поправки на расчеты со странами СНГ и дальнего зарубежья | –9113 | –9156 | –8344 | –8912 |
IV. Общее сальдо |
Данные табл. 18.9 приведены по сальдо кредитовых (+) и де- бетовых (–) проводок. В счете текущих операций положительное сальдо означает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное — импорт товаров и услуг, выплату доходов и трансфертов.
В таблице в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами положительная величина свидетельствует о росте обязательств резидентов России перед нерезидентами и о сокращении требований к нерезидентам; отрицательная вели- чина означает сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам со стороны резидентов.
Платежный баланс представляет собой отчет, в котором обобщаются внешнеэкономические операции российских рези- дентов с нерезидентами других стран за определенные перио- ды времени (годы). К таким операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами и услугами, доходами от инвестиций, операции с финансовыми обязательствами в отношении остальных стран.
Отрицательное сальдо по тому или иному финансовому счету показывает чистое увеличение иностранных активов резидентов и (или) снижение их иностранных пассивов в результате опера- ций. Положительное сальдо означает чистое снижение иностран- ных активов резидентов и (или) рост их иностранных пассивов. Платежный баланс характеризует истинную картину внеш-
ней торговли Российской Федерации. В настоящее время его состояние неудовлетворительно.
На состояние платежного баланса оказывают влияние ряд факторов — как внешних, так и внутренних. В частности, ди-
намика мировой торговли, складывающаяся прежде всего под воздействием циклического изменения цен на мировом рынке на нефть, которая в экспорте России имеет большой удельный вес; изменений курсов рубля и доллара и др.
К внутренним факторам, влияющим на платежный баланс, можно отнести спад промышленного и сельскохозяйственного производства, нестабильность политической обстановки в стране (частая сменяемость правительства и др.).
Актуальной в России проблемой, связанной с платежеспо- собностью страны, является проблема внешней задолженности, которая к 2005 г. снизилась, а затем приобрела иной, но исклю- чительно острый характер (тем более в условиях кризисной ситуации 2008 г.).
Это проблема возникла после 1990 года. Если в 1985 г. внешняя задолженность России составляла 28,3 млрд долл., в 1990 г. — 59,8 млрд долл., то в 1995 г. она возросла до 120 млрд долл. Внешний долг России особенно быстро нарастал в 1992–1998 гг. и к 2000 г. достигал 150–160 млрд долл. (а по разным оценкам еще выше)1.
Правительство России вело интенсивные переговоры с Парижским и Лондонским клубами об отсрочке уплаты долга и процентов, которые достигли значительных сумм.
Если какая-либо страна-должник начинает проводить про- грамму реформирования и оздоровления экономики с помощью и по рецептам Международного валютного фонда, Парижский клуб включается в решение проблемы страны-должника, выра- батывает соглашение о переносе срока уплаты долга. Величина долга России государствам Парижского клуба с процентами составляла к началу 2005 г. около 40 млрд долл.2
1 На 1 апреля 2005 г., по данным Минфина России, внешний долг со- ставлял 120 млрд долл., на конец 2005 г. (по оценке) — менее 100 млрд долл., на 1 января 2007 г. государственный внешний долг составлял
45 млрд долл, однако возросли заимствования компаний и банков, и общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл., а на конец 2008 г. — уже 484,7 млрд долл. (см. Россия в цифрах, 2009. С. 37).
2 В августе 2005 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед
странами — членами Парижского клуба кредиторов.
Лондонский клуб объединяет 600 международных кредит- ных организаций и банков-кредиторов, которые предоставляют кредиты без гарантий своих правительств. Он, так же как и Парижский клуб, на основе переговоров может перенести срок уплаты долга и процентов на более позднее время, если страна проводит мероприятия по оздоровлению экономики по програм- ме МВФ. Величина долга России банкам — членам Лондонского клуба составляет около 35 млрд долл.
Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж из России уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд долл.
По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней задолженности необходимы следующие мероприятия:
1) прекращение вывоза капиталов за границу нелегальным путем;
2) организация сети государственных банков и крупных промышленных государственных компаний;
3) перенесение сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;
4) разработка плана восстановления промышленности и сельского хозяйства и доведение выпуска их продукции до уровня 1990–1991 гг.
Влияние негативных факторов в России может постепенно уменьшаться по мере стабилизации и вхождения ее в мировое сообщество. России следует во внешнеэкономической деятель- ности активно задействовать свой промышленный и научный потенциал.