Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Принято выделять две модели фондового рынка. Речь идет об «англосаксонской» модели (основные представители: США, Великобритания), в которой инвестиции в акции банком запрещены, и «германской» (основные представители: Германия, Швейцария), где банки оперируют акциями почти без ограничений. В Беларуси принята вторая, «германская», модель развития фондового рынка, предусматривающая широкое участие банков в его функционировании и развитии[11, с. 202].
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
— Гражданский кодекс Республики Беларусь;
— Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «О Национальном банке Республики Беларусь», «О банках и банковской деятельности в Республике Беларуси», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии цепных бумаг в Республике Беларусь»;
— Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
— Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.
— Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг.
— Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
— государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
— регистрация выпусков ценных бумаг;
— лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
— Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
— Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.
В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности: посредническая, коммерческая, деятельность инвестиционного фонда, деятельность депозитария, доверительная (трастовая) деятельность, деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя), прочие виды деятельности.
Структура биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь представлена сегментами государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, акциями и облигациями юридических лиц, облигациями местных исполнительных и распорядительных органов, производными ценными бумагами. Наиболее развитым и ликвидным сегментом рынка ценных бумаг в Беларуси является рынок государственных ценных бумаг.
Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
1) Министерство финансов Республики Беларусь.
2) Национальный банк Республики Беларусь.
3) Инвесторы.
Наибольшим спросом у инвесторов — юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте — белорусских рублях.
Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.
БВФБ — единственная в республике фондовая биржа. Количество профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 января 2011 г. увеличилось по сравнению с началом 2008 года на 11 и составило 72, из них 27 банков, 45 организаций, не являющихся банками. В том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг по сферам деятельности: брокерская – 70; дилерская – 68; депозитарная – 37; по доверительному управлению ценными бумагами – 17; по организации торговли ценными бумагами – 1; клиринговая – 1, имеющих право торговать на бирже.
Функции БВФБ:
— Организация биржевых торгов иностранными валютами, финансовыми инструментами срочного рынка и ценными бумагами.
— Клиринговый центр в рамках республиканской расчетно-клиринговой системы.
— Расчетный депозитарий по корпоративным ценным бумагам и облигациям местных займов.
— Регистрация внебиржевых сделок с корпоративными ценными бумагами и именными приватизационными чеками «Жилье»[12, с. 9].
В 2008 – 2010 годах ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ достигнуты значительные результаты по формированию в республике организованного финансового рынка, отвечающего потребностям его участников, предоставляющего государству эффективные рыночные механизмы реализации денежно-кредитной и бюджетной политики, выполнения им контрольных и регулирующих функций. В этих целях внедрены новые методы торговли, усовершенствованы аукционные методы торговли в секторе операций Министерства финансов и Национального банка, созданы условия для организации обращения и размещения новых инструментов, реализации законодательных актов, регламентирующих поэтапную отмену ограничений на отчуждение акций, приобретенных в ходе приватизации, а также приняты меры по повышению ликвидности биржевого рынка ценных бумаг.
Одним из наиболее успешных проектов биржевого рынка ценных бумаг в 2008 году стал проект по введению в обращение нового финансового инструмента – биржевых облигаций. Специальные стандарты регистрации биржевых облигаций, торговые и расчетные механизмы, реализованные в БФВБ обеспечили успешный старт данного сегмента рынка, заложили основу для дальнейшего роста его ликвидности, привлечения на организованный рынок новых участников. Улучшение локальной нормативной правовой базы Белорусская валютно-фондовая биржа осуществлено в части внедрения эффективных механизмов контроля за манипулированием ценами на рынке ценных бумаг, расширения спектра проводимых операций, а также упрощения процедур документооборота по итогам торгов для региональных участников.
В связи с тем, что БВФБ является главной площадкой для размещения государственных ценных бумаг и проведения Национальным банком операций на открытом рынке, в 2008 – 2010 годах проведена работа по совершенствованию используемых технологий биржевой торговли указанными инструментами рынка ценных бумаг. Это позволило запустить в промышленную эксплуатацию новые версии торговой системы с принципиально новыми алгоритмами аукционной торговли, предоставившими возможность: Министерству финансов при размещении государственных эмиссионных ценных бумаг перейти на гибкое управление лимитами предварительного резервирования денежных средств (устанавливая их в диапазоне от 0 до 100 процентов в зависимости от категории участников торгов), а также организовать размещение государственных облигаций с открытым объемом эмиссии, проведение торгов с ценными бумагами в день выплаты процентного дохода, частичное досрочное погашение займов;
Не менее значимым проектом стало начало эксплуатации системы электронного документооборота БВФБ. Кроме запуска программного комплекса, обеспечивающего организацию обмена и подписания документов по итогам торгов ценными бумагами в электронном виде, проведены работы по обновлению версии торговой системы по ценным бумагам, что обеспечило внедрение системы электронного документооборота на всех стадиях торгового цикла.
В 2008 – 2010 годах биржевой рынок ценных бумаг характеризовался: превышением объемов биржевых сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг (вторичный биржевой рынок), по сравнению с объемами сделок по размещению ценных бумаг (первичный биржевой рынок) на всех сегментах биржевого рынка; значительными диспропорциями объемов различных сегментов биржевого рынка, выражающимися в превышении объемов биржевых сделок, совершаемых с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка, по сравнению с объемом сделок с иными видами ценных бумаг; положительной динамикой в объемах торгов по акциям и корпоративным облигациям и отрицательной динамикой по государственным ценным бумагам.
В 2008 году объем биржевого рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка составил 18 197,41 млрд. рублей, из них объем первичного биржевого рынка – 6 процентов, или 1094,5 млрд. рублей. В суммарном объеме биржевого рынка указанных ценных бумаг (в 2009 году – 38 479,2 млрд. рублей, в 2010 году – 17 514,22 млрд. рублей) первичный биржевой рынок государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка отсутствовал. Первичный биржевой рынок акций отсутствует. Количество сделок с акциями, совершенных на вторичном биржевом рынке, постоянно увеличивается. В 2009 году совершена 6561 такая сделка, или на 37,9 процента (на 1805 сделок) больше, чем в 2008 году, в 2010 году – 9164 сделки, или на 39,7 процента (на 2603 сделки) больше уровня 2009 года. Объем биржевых торгов акциями в 2009 году составил 123,6 млрд. рублей, или на 38,8 процента (78,2 млрд. рублей) меньше, чем в 2008 году, в 2010 году – 278,83 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше уровня 2009 года. Биржевой рынок облигаций юридических лиц является наиболее динамично развивающимся сегментом. Так, суммарный объем биржевых торгов облигациями юридических лиц в 2009 году составил 2755,78 млрд. рублей (в 2,8 раза, или на 1782,67 млрд. рублей, больше, чем в 2008 году), в 2010 году – 3364,38 млрд. рублей (на 22,1 процента, или на 608,6 млрд. рублей, больше уровня 2009 года).
Биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в 2008 году отсутствовал. В 2009 году объем вторичного биржевого рынка таких облигаций составил 9,95 млрд. рублей, в 2010 году – 1984,04 млрд. рублей. Первичный биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов отсутствует.
Анализ приведенных данных свидетельствует о наличии существенных резервов использования биржевого рынка в качестве централизованной площадки для размещения государственных ценных бумаг, акций и облигаций местных исполнительных и распорядительных органов на рыночных условиях с высокой степенью операционной прозрачности.
Подтверждением диспропорции в развитии различных сегментов биржевого рынка является удельный вес рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка в общем объеме биржевой торговли. В 2008 году такой рынок составил 93,5 процента, в 2009 году – 91,2 процента, в 2010 году – 72 процента. На внебиржевом рынке с акциями открытых акционерных обществ в 2008 году совершено 7254 сделки на общую сумму 935,27 млрд. рублей, что соответственно в 1,5 и 4,6 раза больше, чем на биржевом рынке. В 2009 году количество таких сделок сократилось до 5697 (или в 1,2 раза меньше, чем на биржевом рынке). Их суммарный объем также снизился до 851,9 млрд. рублей, что, тем не менее, в 6,9 раза превышает количество сделок с акциями открытых акционерных обществ, совершенных на биржевом рынке. Учитывая, что в суммарный объем внебиржевых сделок вошли две разовые сделки по продаже акций, принадлежащих Республике Беларусь, на сумму 798,94 млрд. рублей, можно констатировать значительное снижение объема внебиржевого оборота акций открытых акционерных обществ в денежном выражении, который стал в 2 раза меньше, чем биржевой оборот акций.
В 2010 году количество сделок купли-продажи акций открытых акционерных обществ, совершенных на внебиржевом рынке, возросло в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом и составило 7552 сделки (или на 17,6 процента меньше, чем на биржевом рынке). Их суммарный объем также снизился до 92,57 млрд. рублей, что в 3 раза меньше количества сделок, совершенных на вторичном биржевом рынке.
Положительная динамика объемов биржевых торгов акциями свидетельствует о либерализации условий их купли-продажи. Однако преодоление диспропорций между различными сегментами биржевого рынка потребует принятия радикальных мер по увеличению доли акций, находящихся в свободном обращении, вовлечению широких слоев населения в операции на рынке ценных бумаг, привлечению на внутренний рынок ценных бумаг иностранных портфельных инвесторов.
На внебиржевом рынке корпоративных ценных бумаг в 2009 году совершено 9947 сделок на общую сумму свыше 4740 млрд. рублей (что в стоимостном выражении в 2 раза больше по сравнению с 2008 годом), или на 27,4 процента больше объема биржевого рынка. В 2010 году количество сделок на внебиржевом рынке по сравнению с 2009 годом увеличилось на 3,7 процента и составило 10 318. В стоимостном выражении объем сделок вырос на 6,7 процента и достиг 5061,3 млрд. рублей. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг по отношению к валовому внутреннему продукту составил в 2008 году – 0,9 процента, в 2009 году – 2,1 процента, в 2010 году – 3 процента. В 2010 году в целях развития услуг, предоставляемых БВФБ на внебиржевом рынке, разработан и введен в эксплуатацию новый модуль Белорусской котировочной автоматизированной системы ”Внебиржевой рынок“, обеспечивающий прием и обработку информации о сделках, совершенных на данном рынке.
На 1 января 2011 г.: количество эмитентов акций (акционерных обществ) составило 4428 (увеличилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 3,1 процента), из них 2044 открытых акционерных общества, 2384 закрытых акционерных общества. Количество акционерных обществ на 1 января 2010 г. составляло 4291, увеличившись на 81 (2 процента) по сравнению с 1 января 2008 г., из них 1892 открытых акционерных общества, 2399 закрытых акционерных обществ; количество эмитентов облигаций юридических лиц составило 154, (увеличилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 95, или в 2,6 раза), из них 20 банков, 134 организации, не являющиеся банками. При этом удельный вес эмитентов облигаций, не являющихся банками, составил 87 процентов, в то время как на 1 января 2010 г. составлял 67,8 процента.
Ввиду неблагоприятных условий на финансовом рынке, являющихся следствием мирового финансового кризиса, Министерством финансов в 2009 – 2010 годах не проводились аукционы по размещению государственных ценных бумаг на территории Республики Беларусь. В этот период осуществлено два выпуска государственных долгосрочных облигаций на общую сумму 188,6 млрд. рублей путем прямой продажи Национальному банку в рамках реструктуризации в государственные облигации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам данного банка, выданным в 1991 – 2003 годах на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг. На 1 января 2011 г. объем государственных облигаций в обращении составил 1,76 трлн. рублей по номиналу (по сравнению с началом 2010 года уменьшился на 0,35 трлн. рублей, или на 16,6 процента). В структуре государственных ценных бумаг наибольший объем занимают государственные долгосрочные облигации – 97 процентов на 1 января 2009 г., 100 процентов – на 1 января 2010 г. и 1 января 2011 г. Основными владельцами государственных ценных бумаг являются банки (80 процентов), страховые организации (3 процента), прочие юридические и физические лица (около 17 процентов). В 2008 – 2010 годах Национальным банком проводилось размещение краткосрочных облигаций собственной эмиссии со сроком обращения от 3 до 91 дня.
В результате проведенного в рамках Программы на 2008 – 2010 годы комплекса мероприятий по созданию на законодательном уровне необходимых предпосылок для активизации рынка ценных бумаг: отменено особое право (”золотая акция“) государства на участие в управлении хозяйственными обществами; происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций, внедрены новые инструменты – биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляются исключительно на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и др.
В 2008 – 2010 годах объем эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличился в 26,9 раза (сумма эмиссии облигаций организаций, не являющихся банками, – с 2 млрд. рублей до 3733,5 млрд. рублей, или в 1866,8 раза). Количество эмитентов возросло в 17,1 раза (организаций, не являющихся банками, – в 67 раз). Количество выпусков увеличилось в 9,2 раза (выпусков организаций, не являющихся банками, – в 17,7 раза). На 1 января 2010 г. в обращении находилось 272 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму эмиссии 8241,38 млрд. рублей, что превышает аналогичные показатели на 1 января 2009 г. в 1,7 и 3,5 раза соответственно. На 1 января 2011 г. в обращении находилось 502 выпуска корпоративных облигаций 154 эмитентов на общую сумму эмиссии 13 744,7 млрд. рублей.
Основными направлениями развития системы биржевой деятельности в Республике Беларусь являются обеспечение гармоничного развития биржевого рынка в контексте внутреннего и мирового рынка ценных бумаг, повышение его инвестиционного потенциала и конкурентоспособности, интеграция инфраструктуры рынка ценных бумаг с зарубежными торговыми, расчетно-клиринговыми и инвестиционными институтами.
В этих целях предусматривается: развитие сервисных и интерфейсных функций биржевой торговой системы по ценным бумагам, повышение уровня технического и коммуникационного обеспечения торговли ценными бумагами; модернизация программного обеспечения, расширение спектра оказываемых биржей услуг, включая клиринговую деятельность и информационное обслуживание участников рынка, развитие услуг по обеспечению работы внебиржевого рынка ценных бумаг, создание условий для роста ликвидности рынка ценных бумаг, появления на биржевом рынке новых финансовых инструментов и др.
Для развития расчетно-клиринговой системы необходимо формирование ее конкурентоспособности с использованием принятых в международной практике способов снижения рисков, а также создание новых систем поддержки ликвидности участников биржевого рынка ценных бумаг в соответствии с Концепцией развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы.
Основными направлениями развития депозитарной системы в Республике Беларусь являются: усиление роли РУП ”РЦДЦБ“ как системообразующей организации; установление корреспондентских отношений с иностранными депозитариями в целях интеграции национальной депозитарной системы в депозитарные системы иностранных государств; создание условий для свободного осуществления переводов ценных бумаг между депозитариями Республики Беларусь и иностранными депозитариями; внедрение стандартов финансовых сообщений, являющихся стандартами ISO, используемых Сообществом всемирной интербанковской финансовой телекоммуникации (SWIFT) для взаимодействия с иностранными депозитариями.
Реализация мер по развитию биржевой и депозитарной систем обеспечит сохранение положительной динамики объемов биржевых торгов ценными бумагами на организованном рынке при одновременном повышении ликвидности рынка ценных бумаг, позволит привлечь дополнительные инвестиции в национальную экономику, создаст условия для роста ликвидности рынка акций и использования иностранного капитала в сфере биржевой торговли[13].
Таким образом, сравнивая рынок ценных бумаг зарубежных стран с рынком ценных бумаг в Республике Беларусь, следует сказать следующее: Беларусь приняла «германскую» модель фондового рынка, т.е. такую модель, в которой наблюдается высокая доля участия банков в торговле акциями предприятий. Как и в Германии, наш фондовый рынок характеризуется большой степенью обращения на нём государственных ценных бумаг, нежели корпоративных. Корпоративные акции крупных компаний, в основном находятся в руках банков, что приводит к возникновению различных ассоциаций предприятий с банком, что, в свою очередь, выгодно как одним так и другим. Незначительная роль корпоративных облигаций определяется высокой долей прямого банковского кредитования в финансировании народного хозяйства. На долю банковских кредитов приходится большая часть всего привлеченного капитала предприятий.
Развитие рынка ценных бумаг является своеобразным индикатором либерализации экономики и успешного проведения рыночных реформ. На мой взгляд, главными причинами застоя развития белорусского рынка ценных бумаг являются:
1) Сохранение государственной собственности на большинство крупных и средних белорусских предприятий, низкие темпы приватизации.
2) Своеобразная монополия и чрезмерные полномочия коммерческих банков в участии на фондовых торгах (Приложение Б).
3) Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг.
4) Большое количество сделок, заключаемых вне фондовой бирже, т.е. на внебиржевом рынке ценных бумаг.
Для преодоления этих проблем следует, прежде всего, изменить законодательную базу, регулирующую фондовый рынок в нашей стране; дать больше возможностей частным лицам и инвесторам реализовать свои возможности в области финансового рынка, путём стимулирования заинтересованности деятельности в данной области, инициирования создания различных финансовых институтов, таких как брокерские компании, инвестиционные фонды и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы:
1) Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками, где товаром являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями.
2) Назначение и основная задача рынка ценных бумаг состоит в обеспечении нормального функционирования всех отраслей экономики путем инвестирования через продажу финансовых активов в их хозяйственную деятельность крупных капиталов.
3) Успешное функционирование экономики в условиях рынка невозможно без развитого и устойчивого фондового рынка. В странах развитой экономики рынок ценных бумаг является важным элементом рыночной инфраструктуры и объектом государственного регулирования.
4) В развитых странах рынок ценных бумаг существует уже относительно давно, поэтому они имеют достаточно богатый опыт в регулировании и управлении рынка ценных бумаг, который может быть позаимствован развивающимися странами для более эффективного и интенсивного развития собственного финансового сектора.
5) Наряду с рынком корпоративных ценных бумаг также важное значение в экономике любой страны играет степень развития рынка государственных ценных бумаг, как главного источника финансирования госбюджета и проведения эффективной макроэкономической политики. Основная особенность рынка государственных долговых обязательств состоит в том, что обращающиеся на нем ценные бумаги имеют наиболее высокую степень надежности.
6) Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке.
7) Основными направлениями развития системы биржевой деятельности в Республике Беларусь являются обеспечение гармоничного развития биржевого рынка в контексте внутреннего и мирового рынка ценных бумаг, повышение его инвестиционного потенциала и конкурентоспособности, интеграция инфраструктуры рынка ценных бумаг с зарубежными торговыми, расчетно-клиринговыми и инвестиционными институтами.
8) К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании, а также внесении некоторых новых радикальных изменений, с целью стимулирования развития фондового дела в нашей стране и оздоровления экономической ситуации в целом.