Оздоровлении предприятия
Изменения, дающие повышение эффективности, улучшение результатов обычно называют инновациями. Таким образом» изменения, необходимые для решения проблемы, и составляют ядро инновационной программы.
После того как группами сформирован первоначальный перечень проблем, они докладывают свои выводы, и идет примерно часовая работа "на дополнение и изменение". Каждому участнику "по кругу" предлагается высказать предложения или задать вопрос. Уже на втором-третьем круге, как правило, процесс сходится к результату: ни участники, ни консультанты ничего нового предложить не могут, и предварительный список проблем фиксируется для дальнейшей работы. Следует отметить, что на этом этапе не требуется тщательной проработки и формулировок — все равно на следующих этапах будут внесены существенные изменения.
При оценке состояния предприятия косвенное представление о потенциале дает перечисление его сильных сторон. В этот же этап целесообразно включить прямые вопросы для письменного ответа.
Пример ответов, типичных для российских предприятий: общий потенциал предприятий редко используется более чем на 70%, подразделений — на 70-100%, личный потенциал — от 10 до 150%. В среднем характерной является Достаточно высокая невостребованность (потенциал используется на 30-50%) более чем у половины руководителей среднего звена и ведущих специалистов, что всегда отмечается ими в ходе проведения диагностики.
Более точная экспертная оценка делается по инновационному потенциалу, влияющему на главный фактор повышения конкурентоспособности — эффективность. Можно выделить всего три группы основных средств повышения эффективности любой организационной системы:
1. Выявление и полное использование имеющихся резервов за счет формирования заинтересованности людей в полной отдаче и повышении эффективности. Основным средством здесь является создание и практическое использование эффективного комплексного механизма управления, в первую очередь должен включать механизмы мотивации активизации и стимулирования труда, противозатратные механизмы, механизмы ценообразования, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, повышение профессионального уровня руководителей в области управления и т. п.
2. Структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции. Основными средствами реализации подобных структурных изменений являются техническое перевооружение, конструкция с выбором рациональной ассортиментной политики, сформированной с учетом маркетинговой информации. Это средство может быть более эффективным и более инерционным, чем первое.
3. Создание и рациональное использование новых в» продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационных процессов.
Основным средством является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и подготовка и проведение программ по опытному и промышленному внедрению разрабатываемых или уже разработанных новшеств (инновационные программы). Это средство в более инерционно, чем второе (оно включает все работы второго и дополнительно к ним требует затрат времени на разработку и экспериментальную доводку новшеств).
Главное отличие третьей группы средств, основанных на использовании результатов научно-технического прогресса, — это постоянно растущие со временем возможности многократного повышения эффективности.
В случае, если одновременно идут мероприятия всех трех групп, к повышению эффективности приводит также рост мощностей предприятия и, соответственно, объемов выпуска продукции. Основным средством этого является капитальное строительство, реализующее прогрессивные проекты.
Самым дорогим, инерционным и менее выгодным по критерию "затраты — эффективность" является, как правило, строительство. Самым дешевым (по сравнению со строительством — в 100 раз и более), быстрым (примерно в 10 раз) и соответственно выгодным по критерию "затраты — эффективность" является первое средство. Далее идет второе средство, в несколько раз более дешевое и быстрое, чем строительство. Кроме того, второе и третье средства не могут быть реализованы, пока не будет введено первое, поскольку действующие механизмы, как правило, не создают заинтересованности предприятий в повышении эффективности и использовании результатов инновационных проектов.
Модельная прогнозная оценка потенциала предприятия, которая делается консультантами с использованием их представления о предприятии, ретроспективных данных по основным финансово-экономическим показателям и укрупненной динамической модели предприятия, позволяет в качестве основных показателей рассматривать: объем производства, выручку, прибыль, рентабельность, уровень жизни работающих. При этом ставится задача отследить относительные изменения показателей. За 1 (100%) принимается существующее значение, и в результате расчета по месяцам получается один из вариантов развития при сохранении сложившейся эффективности.
Результаты этих расчетов дают возможность разбить предприятия на три группы:
1. Бесперспективные: в таком случае банкротство обеспечено, вопрос только в сроке. Таких предприятий 5-10%. большинстве случаев сначала получается именно такой результат из-за недостаточного понимания собственного потенциала. Если после этого провести еще один цикл генерации идей, расширить поле проектов и использовать инновационные подходы, то, как правило, предприятие переходит вторую группу.
2. Высокоперспективные: при использовании потенциала они могут развиваться конкурентоспособно и динамично. Таких предприятий 10-15%.
3. Среднеперспективные: они попадают в зону кризисного развития и банкротства, но при использовании ново потенциала могут развиваться конкурентоспособно (75-85%)
Конкурентоспособность грубо можно оценивать по отношению к среднему значению соответствующего показателя эффективности, например, предельной (маржинальной) рентабельности основного конкурента (или среднего по отрасли или замыкающего, аутсайдера, на рынке данного продукта).
Одним из основных способов выхода из кризиса является выявление и активное использование собственного потенциала предприятия. Получение высоких результатов возможно при этом вследствие реализации собственных идей и проектов.
Обычно выделяются проекты двух типов:
1. Традиционные, не требующие существенных изменений сложившейся ситуации.
2. Новые, непривычные для данного предприятия, реализация которых связана с существенными изменениями.
Безусловно, в антикризисной программе необходимо использовать обе группы проектов.
Сильные стороны первой группы: высокая реализуемость наличие кадров, минимальный риск; слабые стороны: как правило, небольшая эффективность. Это, по сути, подход через рационализацию.
По второй группе новшеств (инноваций) можно назвать следующие сильные стороны: как правило, намного большая эффективность и адекватность внешним изменениям; слабые — неизведанность, непроверенность, отсутствие технологий и кадров и, как следствие, — повышенный риск.
Но основной результат дают инновации, поэтому главной задачей во многих случаях является повышение их реализуемости.
Естественно, что любые изменения не могут реализовываться без специальной подготовки: если это изменение, т. е. нечто новое, непривычное, не шаблонное, то большинство просто не представляет, что нужно делать, поскольку еще не наработаны соответствующие технологии. В связи с этим, а также с другими факторами (обычная инерция, консерватизм, отсутствие стимулов, сознательное сопротивление изменениям из-за несоответствия новым требованиям, слабая проработанность, повышенный риск нововведения и т. п.) возникает необходимость особого отношения к инновациям. Во всем мире в связи с этим создаются для них "инкубаторы", технопарки, льготные условия и т. п.
На уровне предприятия это сводится к необходимости реализации двух мер:
— обучение персонала;
— создание специальной службы управления изменениями.
Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, разработавшему в начале XX века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие "нововведения" рассматривается, как [13]:
1. Изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде или нет.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как "жизненный цикл продукции". Жизненный цикл продукции состоит из фазы НИОКР, фазы технологического освоения, фазы стабилизации объемов производства и фазы снижения объемов продаж.
В начальной фазе проводятся фундаментальные теоретические исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания и научные идеи. Именно они образу потенциал знаний для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость которого оценить весьма сложно.
Этап опытно-конструкторских разработок — заключительный для стадии исследования. На данном этапе часто изготавливается первый образец новой техники или другого новшества, который является формой выражения полученной информации, ее иллюстрацией.
Основными целями фазы технологического освоения производства являются его подготовка к внедрению результатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий. На следующей фазе осуществляется стабильное производство конкретных видов изделий.
Заключительная фаза жизненного цикла продукции демонстрирует снижение объемов продаж и дальнейшее обеспечение спроса на продукцию за счет применения новых технологических решений.
Таким образом, инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные стадии — начиная от исследования и разработки новой технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т. д, на что необходимо привлечение инвестиций. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как реакция рынка на этом этапе еще не известна. Поэтому очень важен этап маркетинга, который формирует спрос на новую продукцию и осуществляет обратную связь с потребителями произведенного продукта.
Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими, к которым относятся:
— сложившийся ранее уровень развития производства; ,— состояние механизма и системы управления;
— тип и ориентация организационной структуры;
— тенденции экономической и инновационной политики;
— понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.
Различают два основных типа инновационной стратегии:
— адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;
— конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.