Политика предприятия в области оборотного капитала

Термин «оборотный капитал» (оборотные средства) относится к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. Чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами (оборотными средствами) и текущими обязательствами (кредиторской задолженностью) и показывает, в каком размере текущие активы покрываются долгосрочными источниками средств.

Основными компонентами оборотного капитала являются:

- производственные запасы предприятия, которые включают в себя сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы;

- дебиторская задолженность, которые состоят из неоплаченных счетов за поставленную продукцию (счета к получению) и векселей к получению (коммерческих ценных бумаг);

- денежные средства и ценные бумаги, к которым относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах, а также краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские векселя, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти).

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность (банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий).

Оборотные средства могут быть охарактеризованы с различных позиций, однако основными характеристиками являются их ликвидность, объем и структура, которые в значительной степени определяются отраслевой принадлежностью.

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств. Предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию, затем продает ее, как правило. в кредит, в результате чего образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства.

Однако величина оборотных средств определяется не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Поэтому принято подразделять оборотный капитал на постоянный и переменный.

Существуют две основные трактовки понятия «постоянный оборотный капитал». Согласно первой трактовке постоянный оборотный капитал представляет собой ту часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Это усредненная, например по временному параметру, величина текущих активов, находящихся в постоянном ведении предприятия. Согласно второй трактовке постоянный оборотный капитал может быть определен как минимум текущих активов, необходимый для осуществления производственной деятельности. Этот подход означает, что предприятию для осуществления своей деятельности необходим некоторый минимум оборотных средств, например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете.

Категория переменного оборотного капитала (или варьирующей части текущих активов) отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса.

Целевой установкой политики управления оборотным капиталом является определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

Сформулированная целевая установка имеет стратегический характер: не менее важным является поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его ликвидность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса. Поэтому простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности, заключается в следующем: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска, т.е. нужно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

Однако, чрезмерное повышение величины оборотных средств может привести к тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли.

Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач.

1. Обеспечение платежеспособности.

2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает учет различных видов риска, которые в теории финансового менеджмента в зависимости от их расположения в балансе делятся на левосторонний и правосторонний риски.

Выделятся следующие явления, потенциально несущие левосторонний риск:

1) недостаточность денежных средств;

2) недостаточность собственных кредитных возможностей;

3) недостаточность производственных запасов;

4) излишний объем текущих активов.

К наиболее существенным явлениям, потенциально несущим в себе правосторонний риск, относятся следующие:

1) высокий уровень кредиторской задолженности;

2) неоптимальное сочетание между краткосрочными и долгосрочными источниками заемных средств;

3) высокая доля долгосрочного заемного капитала.

В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровни рисков. Основные из них следующие:

- минимизация текущей кредиторской задолженности – такая стратегия требует использования долгосрочных источников и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала;

- минимизация совокупных издержек финансирования – ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия активов (однако для данного источника характерен высокий уровень риска невыполнения обязательств);

- максимизация полной стоимости фирмы – эта стратегия включает процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию фирмы.

Наши рекомендации